1 Царств 10 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего:
2 когда ты теперь пойдёшь от меня, то встретишь двух человек близ гроба Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: «нашлись ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?»
3 И пойдёшь оттуда далее и придёшь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несёт трёх козлят, другой несёт три хлеба, а третий несёт мех с вином;
4 и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмёшь из рук их.
5 После того ты придёшь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; и когда войдёшь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют;
6 и найдёт на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком.
7 Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.
8 И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать.
9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
10 Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.
11 Все, знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках?
12 И отвечал один из бывших там, и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках?»
13 И перестал он пророчествовать, и пошёл на высоту.
14 И сказал дядя Саулов ему и слуге его: куда вы ходили? Он сказал: искать ослиц, но, видя, что их нет, зашли к Самуилу.
15 И сказал дядя Саулов: расскажи мне, что сказал вам Самуил.
16 И сказал Саул дяде своему: он объявил нам, что ослицы нашлись. А того, что сказал ему Самуил о царстве, не открыл ему.
17 И созвал Самуил народ к Господу в Массифу,
18 и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас.
19 А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим.
20 И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово.
21 И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили.
22 И вопросили ещё Господа: придёт ли ещё он сюда? И сказал Господь: вот, он скрывается в обозе.
23 И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа.
24 И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всём народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь!
25 И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.
26 Так же и Саул пошёл в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог.
27 А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.

Толкование Далласской семинарии

II. Время царствования Саула (главы 10−31)

А. Саул у власти (главы 10−14)

1. ИЗБРАНИЕ САУЛА ИЗРАИЛЕМ (глава 10)

1Цар 10:1−8. Но прежде чем сделать это, Самуил… вылил на голову Саула сосуд с елеем и только тогда сказал, что это Господь помазывает его правителем народа Своего. Напомним, что в Ветхом Завете помазание елеем символизировало отделение человека или какого-то предмета для Бога (Исх 30:23−33). Помазанию сопутствовало присутствие и действие Святого Духа (1Пар 10:6, 10; 16:13).

В подтверждение того, что он действовал по вдохновению свыше, Самуил предсказал Саулу, что на пути домой три знамения даны будут ему: а) он встретит двух человек близ гроба Рахили, у границы земель Вениаминовой и Ефремовой, в Целцахе, и те сообщат ему, что пропавшие ослицы… нашлись; б) затем ему встретятся у дубравы Фаворской три человека, которые дадут ему два хлеба, и в) на холме Божием, т. е. на одном из возвышенных мест где приносились жертвы (предполагается, близ Гивы, куда возвращался Саул), и которое, очевидно, было обращено филистимлянами в один из их военных опорных пунктов в Ханаане, встретится Саулу сонм, т. е. процессия, пророков.

Они будут спускаться с холма, играя на музыкальных инструментах (псалтирь — струнный инструмент, тимпан — нечто наподобие бубна) и пророчествуя (в данном случае — не прорицая, а восхваляя Бога в гимнах и прославляя Его за чудные дела Его; слово «пророчествовать» имеет в Библии именно такое, двоякое, значение). (Самуил основал в Израиле «пророческие училища», где изучалось слово Божие, воспевались хвалебные гимны Богу и совершались молитвы. Тех, кто составлял эти училища, называли «пророками» или «сынами пророческими»; 3Цар 20:35.)

Самуил сказал Саулу, что при встрече с этими пророками на него найдет… Дух Господень, и он тоже будет пророчествовать (славить Бога), и сделается иным человеком. Часто это понимают как указание на духовное возрождение Саула. Но для Ветхого Завета не характерно говорить об этом в таких словах, а, кроме того, последующее развитие событий, действия и поведение Саула отнюдь не свидетельствуют о его духовном преображении (16:14; 18:12; 28:15−16). Скорее всего, речь здесь идет о том, что действием Духа Святого неопытный и необразованный Саул обрел способность взять на себя обязанности царя и исполнять их — в значительной степени так же, как до того делали это, благословляемые свыше, судьи (Суд 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14).

1Цар 10:9−13. В только что указанном смысле, вероятно, говорится и об «ином сердце» Саула. Знамения, предсказанные ему Самуилом, осуществились. Но когда он стал пророчествовать вместе с пророками, все знавшие его на протяжении длительного времени настолько изумились, что мгновенно сложилась в народе пословица: «неужели и Саул во пророках?» Смысл ее в констатации явления неожиданного и необъяснимого. Ведь этот сын Кисов ничему подобному не учился, подразумевали люди. На что один из бывших там возразил: а у тех (пророков) кто отец?

Имея, вероятно, в виду, что пророческий дар не по наследству передается. Отсюда, однако, не следует, что Саул стал одним из несших пророческое служение под руководством Самуила; происшедшее с ним лишь должно было засвидетельствовать, что ему, действительно никогда этому не учившемуся, на время дано было действовать как пророку (кстати, именно так и звучит буквально последняя фраза десятого стиха в еврейском тексте) — в ознаменование того, что отныне в жизни Саула присутствует и действует Бог.

1Цар 10:14−16. Дяде своему… Саул открыл лишь сказанное ему Самуилом об ослицах, что они нашлись, и промолчал о помазании своем в цари.

1Цар 10:17−27. Через какое-то время Самуил собрал народ… в Массифу, где обычно собирались евреи для решения важных дел (сравните 7:5−7). Повторив им о неразумности их требования дать им царя, вопреки воле Божией, Самуил стал вызывать к себе колена Израилевы, одно за другим. По всей вероятности, пророк метал жребий и посредством его получал «указания» (стих 20). Из колена Вениаминова было указано племя Матряево (правильнее, видимо, клан Матриев), а в нем назван Саул, сын Кисов (стих 21). Стали его искать, и не находили.

И снова вопросили… Господа, и было иудеям указано (возможно, посредством какого-то знамения), где скрывается Саул. Явно непритязательного и смиренного поначалу, Саула не привлекали блеск славы и публичные почести; характерно в этой связи и то, что он не стал преследовать тех, которые с презрением отнеслись к выдвижению его царем (стих 27).

Надо заметить, что древние очень высоко ценили физическую силу в человеке и по внешним его достоинствам склонны были судить и о внутренних. Поэтому, увидев перед собой рослого красивого Саула, народ воскликнул: да живет царь! Господь же допустил избрание Саула с тем, чтобы евреи на опыте убедились: грубая физическая сила не есть главное достоинство теократичекого правителя. Кроме того (и это главное), Саул не мог стать основателем царской династии, возвещенной Господом через Иакова.

Тот, как известно, сказал, что «не отойдет скипетр (царский) от Иуды» (Быт 49:10), т. е. что основоположником обещанной свыше царской династии, из которой произойдет Мессия, станет Иуда. А Саул был вениамитянином. Все, что, однако, требовалось в этой ситуации от Самуила, это официально облечь Саула властью и возложить на него царские обязанности, а также предоставить ему соответствующие права, записав их в книгу (стих 25) — несомненно в согласии с тем, что изложено во Втор 17:14−20 (Моисеевы законоположения, предусмотренные к исполнению в будущем царем).

Примечания:

 
Синодальный перевод
5, 10 сонм — собрание, сборище; толпа; множество.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.