1 Царств 8 глава

Первая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.
2 Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
3 Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно.
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму,
5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.
6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою;
9 итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,
11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;
12 и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;
13 и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмёт, и отдаст слугам своим;
15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмёт и употребит на свои дела;
17 от мелкого скота вашего возьмёт десятую часть, и сами вы будете ему рабами;
18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
19 Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами,
20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
21 И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа.
22 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил Израильтянам: пойдите каждый в свой город.

Толкование Далласской семинарии

Е. Избрание царя (главы 8−9)

После битвы при Авен-Езере (7:12), происшедшей около 1084 г. до Р. Х., править Израилем стал Самуил, и правление его продолжалось примерно 30 лет. Уже в дни судей народ предпринимал преждевременные попытки установить у себя монархическую власть (Суд 8:22−23; 9), что шло вразрез с идеалом теократического царства, которым «владеет» Сам Господь.

Снова израильтяне стали выражать желание «получить царя», когда Самуил состарился и стало ясно, что долго он не проживет. Бог и Сам «имел в виду» такого царя, который был бы, однако, подготовлен к принятию своего сана предшествующими обстоятельствами и принял бы его в то время, которое счел бы благоприятным Господь (Втор 17:14−15); в дни Самуила время это еще не настало.

1. НАРОД ТРЕБУЕТ ЦАРЯ 8:1−9)

1Цар 8:1−6. Очевидно, то, о чем рассказывается в этих стихах, произошло незадолго до 1051 г. до Р. Х. (год вступления на царство Саула); когда… состарился Самуил (ему было в то время 65−70 лет). И собрались все старейшины Израиля… в Раму — просить пророка, чтобы поставил над ними царя (стих 5). Толчком к этому послужило неправедное судейство сынов Самуила — Иоиля и Авия, которых отец (достигши преклонных лет) посадил судьями в Вирсавии (стихи 1−2).

Те, однако, не ходили путями Самуила (брали взятки и судили превратно), чем, должно быть, живо напомнили израильтянам сыновей священника Илия (2:12, 22). Вероятно, народ боялся возвращения тех дней, предшествовавших правлению Самуила, которого как бы Сам Господь вырастил и поставил над ними. Просьба старейшин огорчила Самуила, потому что он признавал лишь одного царя Израиля — Того, Который избавил его из египетского рабства.

1Цар 8:7−9. Но Господь повелел пророку удовлетворить просьбу народа, отвергавшего, по Его словам, не его, Самуила, а Самого Иегову, т. е. ту форму теократического правления, которая до тех пор была Израилю присуща.

Собственно, не самое желание иметь царя (хотя слова старейшин «как у прочих народов» (стих 5) подразумевали «как у народов языческих») не угодно было Богу, Который и Сам обещал Израилю вождя, носящего царский сан (Вступление), а нетерпение народа, его нежелание дождаться благоприятного (с Божией точки зрения) времени для этого.

Израильтяне ведь «запросили царя» и перед лицом назревавшего конфликта с аммонитянами (12:12−13). Все еще не убедившись во всесилии Господнего водительства, в какой уже раз засвидетельствованном им (в недавнем прошлом — в поражении, которое нанесли они филистимлянам при Авен-Езере; 7:10−12), евреи просили царя-человека, не застрахованного от ошибок и поражений.

Бог, говоривший к Самуилу, наставил его предупредить народ о правах царя по отношению к нему.

2. САМУИЛ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАРОД (8:10−18)

1Цар 8:10−18. И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя. Он предупредил Израиль, что царь его будет деспотом и диктатором, который станет обогащаться за его счет. Народ станет для него тем неиссякающим источником, из которого он по прихоти своей будет черпать ресурсы для проведения своих военных и дворцовых мероприятий (стихи 11−13). Царь будет присваивать собственность своих подданных (стихи 14, 16) и облагать их тяжелыми налогами (стих 15, 17).

Все это будет происходить, «как у других народов», но поздно тогда будет жаловаться, ибо Израилю придется пожать плоды своих плотских устремлений (стих 18). Многое из предсказанного Самуилом осуществилось вскоре после того, как Саул взошел на трон (к примеру, 14:52), и продолжало оставаться «живой приметой» всей длительной истории монархического правления как в Израиле, так и в Иудее (2Цар 15:1; 3Цар 12:12−15; 21:7).

3. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАРОДА; ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (8:19 — 9:14)

1Цар 8:19 — 9:2. Предупреждение Самуила не отвратило народ от желания иметь царя. И Господь согласился на это. После чего в историю Израиля был введен Саул. Он был из колена Вениаминова, человек знатный (потому что таковым был его отец Кис), молодой, сильный и необычайно красивый. Однако по характеру своему он был, как видно из дальнейшего, прост и недалек и иных «царских признаков», кроме вышеупомянутых внешних, включая на редкость высокий рост не имел. Происходил он, между прочим, из города Гивы (10:26), того самого, где соплеменники его совершили зверское убийство наложницы левита (Суд 19). Раскопками в Тел эль-Фул, километрах в пяти севернее Иерусалима, установлено, что именно там находилась древняя Гива.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.