4 Царств 22 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы.
2 И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всём путём Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.
3 В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав:
4 пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесённое в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога,
5 и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома,
6 плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тёсаных камней для исправления дома;
7 впрочем, не требовать у них отчёта в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно.
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашёл в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал её.
9 И пришёл Шафан писец к царю, и принёс царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню.
10 И донёс Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал её Шафан пред царём.
11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
12 И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
13 пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.
14 И пошёл Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, — жила же она в Иерусалиме, во второй части, — и говорили с нею.
15 И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:
16 так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, — все слова книги, которую читал царь Иудейский.
17 За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.
18 А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь, Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:
19 так как смягчилось сердце твоё, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрёк на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.
20 За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.

Новой Женевской Библии

22:1 тридцать один год царствовал. Иосия царствовал с 640 по 609 г. до Р.Х.

из Боцкафы. Город в Иудее, приблизительно в шести километрах к юго-востоку от Лахиса.

22:2 ходил во всем путем Давида, отца своего. Положительной оценки автора удостоены несколько царей Иудеи: Аса (3Цар 15:11), Иосафат (3Цар 22:43) Иоас (12:2), Амасия (14:3), Азария (15:3), Иоафам (15:34) и Езекия (18:3), однако Иосию он ставит выше всех (23:25).

не уклонялся ни направо, ни налево. Т.е. поступал так, как предписывал закон (Втор 5:32; Втор 17:11, 20; Втор 28:14; Нав 1:7; Притч 4:27).

22:3 В восемнадцатый год. Иосии в это время было двадцать шесть лет. Ассирийская империя шла к упадку, и Иосия, в отличие от Манассии, уже являлся независимым от нее правителем: под его единоличной властью находилась не только Иудея но и, по крайней мере, часть территории бывшего северного царства (23:4, 15−20).

писца. См. ком. к 2Цар 8:17.

22:4 к Хелкии. Вероятнее всего, этот Хелкия и священник Хелкия, отец Иеремии (Иер 1:1), — два разных человека. Хелкия, упоминаемый в данном стихе, был дедом первосвященника Сераии, уведенного в вавилонский плен (25:18−20).

первосвященнику. См. 3Цар 1:7.

которое собрали от народа стоящие на страже у порога. В свое время царь Иоас прибег к такому же способу, чтобы получить деньги, необходимые для обновления храма (12:4−5). Обновить храм, остававшийся в царствования Манассии и Аммона без попечения, было для Иосии делом первоочередной важности.

22:8 книгу закона я нашел. Эта книга, в действительности представлявшая собой свиток, была, по-видимому, одним из списков книги Второзакония (Втор 28:61; Втор 31:24, 26), поскольку проводимые Иосией преобразования (23:1−24) согласуются с предписаниями, содержащимися именно в этой книге.

22:11 разодрал одежды свои. См. ком. к 3Цар 21:27. Иосия пришел в волнение поскольку осознал, что предписания закона в его время практически не исполнялись, а это означало, что в скором времени Иудее следовало ожидать Божией кары (ст. 13; Втор 6:10−19; Втор 28:15−68).

22:12 Ахикаму, сыну Шафанову. Ахикам был отцом Годолии, которого Навуходоносор назначил наместником Иудеи после депортации ее населения (25:22; Иер 26:24).

22:13 пойдите, вопросите Господа. Иосия, как многие другие цари до него, в трудной ситуации ищет помощи у пророка (в данном случае — у пророчицы; 19:2; 20:1−5; 3Цар 14:1−18; 3Цар 20:13−14).

22:14 к Олдаме пророчице. Олдама жила в Иерусалиме и исполняла, по-видимому, обязанности придворной пророчицы, с которой советовались при принятии важных государственных решений (Втор 18:14−22).

во второй части. Как предполагают, «второй частью» назывался новый район Иерусалима, располагавшийся к западу от центра города (2Пар 33:14).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.