Иеремия 31 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом.
2 Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашёл милость в пустыне; иду успокоить Израиля.
3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение.
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся;
5 снова разведёшь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими.
6 Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: «вставайте, и взойдём на Сион к Господу Богу нашему».
7 Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!»
8 Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краёв земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, — великий сонм возвратится сюда.
9 Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой.
10 Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдалённым и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберёт его, и будет охранять его, как пастырь стадо своё»;
11 ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его.
12 И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться.
13 Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.
14 И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь.
15 Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет.
16 Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.
17 И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои.
18 Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой.
19 Когда я был обращён, я каялся, и когда был вразумлён, бил себя по бёдрам; я был постыжён, я был смущён, потому что нёс бесславие юности моей».
20 Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нём, всегда с любовью воспоминаю о нём; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь.
21 Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твоё на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои.
22 Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасёт мужа.
23 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!»
24 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами.
25 Ибо Я напою душу утомлённую и насыщу всякую душу скорбящую.
26 При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне.
27 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота.
28 И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь.
29 В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»,
30 но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
31 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
35 Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днём, уставы луне и звёздам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему.
36 Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.
37 Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну всё племя Израилево за всё то, что они делали, говорит Господь.
38 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных,
39 и землемерная вервь пойдёт далее, прямо до холма Гарива и обойдёт Гоаф.
40 И вся долина трупов и пепла, и всё поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадётся вовеки.

Новой Женевской Библии

31:2 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6:9; 23:3; ср. 15:2).

в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис 40:3−4; Ис 43:19−20. Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией.

31:3 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай (Исх 19:34).

любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему (Втор 7:6−7). См. Быт 17:7.

благоволение. См. ком. к 9:14; ср. 16:5. Благоволение Божие — знак того, что нарушенный завет будет восстановлен.

31:4 дева Израилева. Ср. 18:13−15, описывающие растление Израиля (см. также 2:20, 22).

хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд 21:19−20).

31:5 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием (Втор 7:13; Втор 28:4, 30).

Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х.

31:6 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны.

на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения (Иер 41:5).

31:9 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16).

поведу... потоков вод. См. Пс 22:2; Ис 48:21; Ис 49:19.

дорогою ровною. См. Ис 40:4.

отец... первенец. См. ст. 20; 3:4; Исх 4:22; Ос 11:1−4.

31:11 искупит. Букв.: «освободит, заплатив выкуп». Ср. Втор 7:8; 9:26. См. статью «Искупление».

избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником (Лев 25:25−28; Иер 32:7−8). При описании спасения Израиля из египетского плена (Исх 6:6) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом (Исх 6:7).

31:15 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

31:21 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь.

31:22 отпадшая дочь. См. 3:14, 22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь.

нечто новое. См. Ис 42:9.

31:27 засею... семенем. Ср. Быт 15:18, где древнееврейское «отдаленное семя» переведено как «потомство».

31:29 отцы... оскомина. См. Исх 20:5; Чис 14:18; Иез 18:2.

31:30 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор 24:16; Иез 18:4−32. Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7:13; 11:7−8).

31:31−34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх, гл. 19−24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх, гл. 12−15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34).

31:31−32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр 8:7−8), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис 53:4, 5, 8, 10, 12; ср. Евр 9:12, 15; 10:1−4, 10, 18).

31:31 новый завет. См. 1Кор 11:25; 2Кор 3:6; Евр 9:15; 12:24; а также статью «Божий завет милости».

с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23:3 и ком.

31:32 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11:10; 2Кор 3:14; Евр 8:7).

в союзе с ними. См. 2:2. Ср. Еф 5:25−27; Откр 19:7; Откр 21:2, 9.

31:33−34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души.

31:33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег — хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью «Божий завет милости».

после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос.

вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс 36:31; Пс 40:8, Ис 51:7. Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им.

закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона.

буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев 26:12; ср. 7:23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть «род избранных, народ святой» (1Пет 2:9−10).

31:34 См. статью «Истинное богопознание».

познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22:16−17; 1Пар 28:9). Ветхий завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого (Втор 29:4; ср. Ис 6:9−10).

ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24:7).

потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр 10:1−17).

не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе (Евр 10:3, 4, 11). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям.

31:35 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт 1:14−18. Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4:23−26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33:20−21, 25−26).

31:38 город. Т.е. Иерусалим.

от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар 26:9; Зах 14:10−11). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета.

31:39 землемерная вервь. См. также Иез 40:3; Зах 1:16; Зах 2:1.

до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно.

31:40 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7:32−33).

конских ворот. См. Нав 3:28.

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 сонм — собрание, сборище; толпа; множество.
12 благостыня — милость, щедрость.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.