ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 15:1−6
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
Мы должны обратить внимание на то, что эти стихи представляют собой притчу. Толкуя ее, нельзя забывать великое правило, которое применимо ко всем притчам Христа. При разборе любой из притч наше основное внимание должно быть обращено на ее одну главную мысль. Нельзя видеть особый смысл в каждой детали притчи. Христиане совершали многочисленные и серьезные ошибки, игнорируя это правило.
Во-первых, прочитав эти стихи, мы должны отметить, что связь между Христом и верующими очень тесная. Он есть «лоза», а они — «ветви».
Невозможно представить себе более тесную связь, чем связь между ветвью лозы и стволом. В этом заключается весь секрет жизни, силы, энергии, красоты и плодородия ветви. Без родного ствола она не имеет в себе жизни. Соки, поступающие из ствола, являются источником силы, сохраняющей ее листья, почки, цветы и плоды. Отсеченные от ствола ветви скоро засыхают и умирают.
Таким же тесным и таким же реальным является союз верующего с Христом. Сами по себе верующие не имеют ни жизни, ни энергии, ни духовной силы. Все жизненное в религии приходит к ним через Христа. Они являются тем, кем они являются, чувствуют то, что они чувствуют, и делают то, что они делают, потому, что имеют в Иисусе постоянный источник благодати, помощи и силы. Верой соединенные с нашим Господом и с помощью Духа объединенные с Ним в таинственный союз, они проходят христианское поприще. Все доброе, что в них есть исходит от духовного Главы — Иисуса Христа.
Перед нами утешительная и одновременно поучительная истина. У верующих нет причин впадать в отчаяние, размышляя о своем спасении, и думать, что им никогда не попасть на небеса. Пусть они поймут, что они не предоставлены сами себе и своим собственным силам. Их корень — Христос, и все, что есть в корне, идет на пользу ветвям. Он живет, поэтому и они будут жить. Мирские люди не должны удивляться стойкости и постоянству верующих. Какими бы слабыми они сами по себе ни являлись, их небесный Корень никогда не умирает. «Ибо, когда я немощен, — говорит Павел, — тогда силен» (2Кор 12:10).
Во-вторых, на основании этих стихов мы заключаем, что наряду с истинными христианами есть и ложные. На лозе есть «ветви», которые как будто соединены со стволом, но не приносят плод. Это мужчины и женщины, которые кажутся членами Христа, но в итоге обнаруживается, что с Ним у них не было животворного союза.
В каждой Церкви есть большое количество исповедующих христианство, чей союз с Христом является всего лишь внешним и формальным. Некоторые из них соединены с Христом крещением и членством в Церкви. Другие заходят еще дальше: регулярно причащаются и любят поговорить о вере. Но всем им не достает одного. Несмотря на службы, проповеди и таинства, в их сердцах нет благодати, нет веры, нет внутренней работы Святого Духа. Они не едины с Христом, и Христос не един с ними. Их союз с Ним лишь номинальный, а не реальный. Они носят имя, будто «живы», но в глазах Бога они «мертвы» (Откр 3:1).
Люди, относящиеся к такой категории исповедующих христиан, метко описываются в притче как ветви лозы, не приносящие плода. Бесполезные и неблаговидные, эти ветви годятся лишь для того, чтобы их отсекли и сожгли. Они не питаются от основного ствола и никак не окупают занимаемое ими место. Именно так будет в последний день с людьми, ложно исповедующими свою веру. Если они не покаются, их участь — уничтожение. Они будут отделены от общества истинных верующих и исторгнуты, как сухие, ненужные ветви, в огонь вечный. Какими бы представлениями они ни руководствовались в этом мире, в конце им откроется, что есть червь, который никогда не умирает, и огонь, который никогда не гаснет.
В-третьих, из этих стихов мы узнаем, что плоды Духа — единственное доказательство того, что мы являемся истинными христианами. Ученик, «пребывающий во Христе», подобно пребывающей на лозе ветви, всегда принесет плод.
Тем, кто хотел бы понять, что означает слово «плод», не нужно долго ждать ответа. Раскаяние в грехе, вера в Господа Иисуса Христа, святость жизни — вот что именуется в Новом Завете «плодами». Это отличительные черты человека, который является живой ветвью на истинной лозе. Где эти плоды отсутствуют, бесполезно говорить о «спящей» благодати и духовной жизни. Где нет плода, нет жизни. Не имеющий этого «заживо умер» (1Тим 5:6).
Мы не должны забывать, что истинная благодать всегда действует. Она никогда не дремлет и не спит. Напрасно мы считаем, что являемся живыми членами Христа, если пример Христа не виден в нашем характере и жизни. «Плоды» — вот единственное достоверное доказательство спасающего союза между Христом и нашими душами. Где не видно плода Духа, в сердце нет животворной веры. Дух жизни Иисуса Христа будет всегда проявлять себя в поведении тех, в ком Он обитает. Сам Учитель провозглашает: «Всякое дерево познается по плоду своему» (Лк 6:44).
И наконец, из этих стихов мы должны уяснить для себя то, что Бог помогает росту истинных христиан в святости Своим провидением. Написано: «Всякую (ветвь), приносящую плод, (Он) очищает, чтобы более приносила плода».
Смысл этого стиха прост и ясен. Подобно виноградарю, который подрезает и подправляет ветви плодоносящей лозы для того, чтобы она приносила еще больше плода, Бог очищает и освящает верующих теми жизненными обстоятельствами, в которые Он их ставит.
Испытания, попросту говоря, — это орудия, с помощью которых наш Отец на небесах делает христиан более святыми. Испытаниями Он заставляет их пустить в ход свои бездействующие дары и доказать, что они могут пострадать для того, чтобы исполнить Его волю. Через страдания наш Небесный Отец отдаляет их от мира, привлекает их ко Христу, направляет к Библии и молитве, показывает им их собственные сердца и делает смиренными. Вот таким образом Он очищает верующих и делает так, чтобы они приносили больше плода. Жизнь святых любого периода истории могла бы послужить самым лучшим и правильным комментарием к этому отрывку. В Ветхом и Новом Заветах практически не встречаются великие святые, которые не были бы очищены страданиями и не походили бы на своего Учителя, «мужа скорбей и изведавшего болезни» (Ис 53:3).
Давайте научимся проявлять терпение в черные дни, если у нас действительно есть животворящая связь с Христом. Давайте запомним наставление этих стихов и не станем жаловаться или роптать во время испытаний. Наши испытания призваны не причинить нам вред, а принести пользу. Бог наказывает нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр 12:10). Плод — это то, что жаждет видеть в нас наш Учитель; и Он не замедлит пустить в ход садовые ножницы, если увидит, что нам это необходимо. В последний же день мы убедимся, что все было сделано наилучшим образом.
ПРИМЕЧАНИЯ ИН 15:1−6
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь
В этой и следующей главах Господь продолжает наставление и утешение Своих учеников. Ободрив и утешив робких учеников в четырнадцатой главе, сейчас Он обращает их внимание на ряд великих истин, которые по Его замыслу они должны особенно хорошо помнить после Его ухода.
И Он начинает с утверждения абсолютной необходимоcти тесного союза и общения с Ним, используя образы лозы и ветвей.
Мы всегда должны помнить, что рассматриваемый отрывок — притча, и должен толковаться как притча. Мы должны быть осторожными, чтобы не зайти слишком далеко в интерпретации каждого слова и предложения; и, как при размышлениях о любой другой притче, мы должны сконцентрироваться на главной мысли, содержащейся в ней, а не на отдельных предложениях. Детали притчи являются всего лишь обрамлением центральной идеи, им не следует придавать большого значения. Пренебрежение этим предупреждением приносит много вреда душам христиан и производит на свет множество необоснованных учений. Рассматривая данный отрывок, мы должны помнить, что наш Господь Иисус Христос не является буквально лозой, верующие — буквально ветвями, а Отец — буквально виноградарем! Мы имеем дело с образами и символами, милостиво использованными для того, чтобы наш немощный разум мог понять истину; и мы не должны на основе притч делать доктринальные выводы, противоречащие другим, ясным местам Писания.
Даже Мальдонат, католический комментатор, в данном случае говорит: «Детали притчи не всегда должны согласовываться с ее главной мыслью. Многое в притчах говорится для того, чтобы оживить или украсить повествование». Толет придерживается той же точки зрения.
Бергон отмечает: «Вместо того чтобы ломать голову над мелкими деталями, усвоим, что при толковании любой притчи Господа, если мы хотим правильно ее понять, у нас перед глазами должна постоянно быть главная цель, с которой притча была произнесена».
Относительно причины, по которой Господь избрал образ лозы, существует много предположений. Одни считают, что этот образ навеяла Ему лоза, оплетавшая стены и окна той «верхней горницы», которую Он и Его ученики покидали. Другие полагают, что этот образ подсказала Ему знаменитая золотая лоза, украшавшая главные ворота храма. Третьи — что наш Господь проводил параллели с теми лозами, которые Он видел вдоль дороги по пути в Гефсиманию. Четвертые соотносят его с «плодом виноградным» во время Вечери Господней. В конечном итоге, все это лишь догадки и предположения. Когда говорил Господь, была ночь, и, конечно же, ничего нельзя было отчетливо разглядеть. К тому же, нет никаких оснований считать, что Господь позаимствовал образ из внешнего мира, а не взял из Своего ума.
Слово «истинная», определяющее слово «лоза», используется как аргумент в пользу того, что Господь основывал Свою притчу на непосредственно увиденном. Но разве не более вероятно, что Он имел в виду те места Ветхого Завета, в которых иудейская Церковь сравнивается с лозой? (См. Пс 79:9; Иер 2:21; Иез 15:2; Ос 10:1). Тогда эти слова означают: «Я, а не загнивающая иудейская церковь, являюсь истинным источником духовной жизни». Для учеников-иудеев это был бы очень полезный урок.
Для того, чтобы убедиться, что слово «истинный» используется именно в этом значении в других отрывках, можно обратиться к выражению «хлеб истинный» в Ин 6:32. Здесь имеется в виду истинная, первоначальная, прообразная лоза, по отношению к которой все остальные лозы были лишь символами и тенями.
Лайтфут говорит: «До того Израиль был лозой, к которой должны были привиться все, желавшие служить истинному Богу. Но с этих пор они должны прививаться к Христу».
Значение рассматриваемого стиха, по-видимому, таково: «Между вами и Мной существуют такие же отношения, как между лозой и ветвями. Я истинный источник всей вашей жизни и духовной силы; и вы так же всецело зависите от Меня, как ветви от лозы: между вами и Мною такая же тесная связь, как между лозой и ее ветвями. Мой Отец проявляет к вам такой же интерес, как виноградарь по отношению к ветви лозы; Он постоянно следит за вашим здоровьем и плодовитостью. Отец заботится о вашем духовном состоянии не меньше, чем Я.
Толкование, отстаиваемое Альфордом и многими другими, согласно которому лоза означает видимую Церковь, во главе которой стоит Христос, кажется мне совершенно неудовлетворительным. Господь особо обращается к одиннадцати верующим и говорит об их отношениях с Ним. Применить слова этой притчи к такому разнородному и несовершенному образованию, как «видимая Церковь», по моему мнению, означает обесценить и умалить это место Писания.
Всякую... ветвь, не приносящую плода, Он отсекает
Вероятно, ни одно предложение в этой притче так не искажается и не применяется так ошибочно, как это. Многие утверждают следующее: это предложение означает, что человек может быть настоящей, истинной ветвью на лозе, членом Христа, но потерять благодать и, в конце концов, быть отсеченным. Говоря коротко, это предложение является излюбленным оружием арминиан, а также тех, кто верит в возрождение через крещение и отрицает учение о стойкости святых до конца.
В ответ я не стану доказывать, что такую точку зрения на данное предложение нельзя согласовать с другими, более ясными местами Писания, не являющимися составной частью притчи, в отличие от этого отрывка; не стану я говорить и о том, что мы обязательно должны избегать такого толкования Писания, которое заставит одну его часть вступать в противоречие с другой. Предпочитаю только отметить, что данное предложение не несет обычно вкладываемого в него смысла.
Бесспорная истина заключается в том, что этот стих является именно той частью притчи, которая не допускает буквального толкования. Фактически неверно, что Отец «отсекает» все бесплодные ветви. Когда Он это делает? Когда Он удалял из Церкви всех христиан, не имеющих благодати? Напротив, 1800 лет Он позволял им быть в Церкви и не отсекал их. И Он не отсечет их до судного дня. Но если слово «отсекает» нельзя толковать буквально, нельзя буквально толковать и выражение «у Меня ветвь». Как первое, так и второе выражения используются образно. Проще говоря, нельзя утверждать, что выражение «у Меня ветвь» должно означать верующего во Христа. Оно означает всего лишь следующее: «исповедующий член Моей Церкви, человек, входящий в общество Моих людей, но не соединенный со Мной».
Истинный смысл данного стиха, по моему мнению, таков: «Мой Отец обращается с Моим невидимым телом так же, как виноградарь обращается с лозой и ветвями. Он так же не допустит, чтобы любой Мой член был без плода и без благодати, как виноградарь не допустит, чтобы бесплодные ветви росли на лозе. Мой Отец позаботится, чтобы все, находящиеся во Мне, являли доказательство союза со Мною плодотворными жизнью и словом. Он ни на мгновение не потерпит такого непоследовательного существа, как бесплодный верующий, если такое существо вообще можно отыскать. Одним словом, плодовитость показывает, что человек один из учеников Христа; а тот, кто не приносит плода, не является ветвью истинной лозы».
Кальвин отмечает: «Многие, кого считают принадлежащими к лозе, в действительности не имеют в этой лозе корня».
Хенгстенберг считает, что здесь, в основном, имеется в виду иудейская церковь, являющаяся бесплодной ветвью по сравнению с христианской Церковью.
и всякую, приносящую плод, очищает
К счастью, смысл второй части стиха вызывает меньше вопросов, чем смысл первой. Как виноградарь очищает и подрезает все здоровые ветви лозы, чтобы они не засохли и приносили больше плодов, так и Отец Мой относится ко всем Моим верующим членам. Он очищает и освящает их через трудности и испытания, чтобы они приносили больший плод в святости».
Давайте помнить, что это предложение объясняет многие скорби и испытания Божьих людей. Все трудности — часть того процесса, которым Бог Отец очищает и освящает Христовых людей. Они очищают ветви, принося благо, а не вред, помогают приносить больше плода. Все самые выдающиеся святые всех времен были «мужами скорбей» и часто подвергались очищению.
Климент Александрийский и многие другие авторы разных эпох, говоря об этом стихе, отмечают, что недостаточно подрезанная ветвь особенно предрасположена к засыханию и потере урожайности.
И наконец, заканчивая рассмотрение этого сложного стиха, мы не должны забывать, что человек может казаться нам «Христовой ветвью» и истинным верующим, но в глазах Бога не быть таковым. Конец такого человека — смерть. В день последнего суда он будет «отсечен». «Всякий, кто кажется ветвью истинной лозы, но не является таковым, будет потерян». В любом случае, мы никогда не должны выпускать из вида два принципа. Первый принцип заключается в том, что никто не может быть ветвью во Христе и живым членом Его тела, не принося плода. Животворный союз с Христом, проявляющийся в жизни, абсолютно невозможен. Было бы богохульством думать иначе. Согласно второму принципу, ни одна живая ветвь истинной лозы, ни один верующий в Иисуса Христа никогда не погибнет. Те же, кто погибнет, могли походить на верующих, но на самом деле они верующими не были.
Вы уже очищены через слово
Описав в общих чертах Свои отношения с верующими людьми, Господь обращается к Своим ученикам и указывает им на их положение и непосредственную обязанность. «Сейчас вы сравнительно очищены и омыты проповеданным Мною учением, которое вы приняли и в которое поверили. Но не удовлетворяйтесь прошлыми достижениями. Прислушайтесь к совету, который Я сейчас вам дам».
Когда в этом месте Господь называет Своих учеников «чистыми» или «очищенными», нет сомнений в том, что Он использует это слово в относительном смысле. В сравнении с неверующими книжниками и фарисеями, в сравнении, наконец, с самими собой до того, как Господь призвал и наставил их, ученики были очищенными и освященными людьми; вне всяких сомнений, несовершенно, частично, но тем не менее очищенными.
Мы должны особо отметить, что Господь говорит о Своем «Слове» как о великом орудии очищения Своих учеников. Тот же великий принцип встречается в Ин 17:17; Еф 5:26 и 1Пет 1:22. Слово Божие является великим Божиим средством обращения и освящения душ.
Генри отмечает здесь: «Те, кто оправданы кровью и освящены Духом Христовым, с точки зрения Христа, уже чисты, несмотря на остающиеся пороки».
Пребудьте во Мне, и Я в вас
Здесь следует прямое наставление: «Пребудьте во Мне. Льните ко Мне. Прикрепитесь ко Мне. Живите жизнью близкого и личного общения со Мной. Будьте ко Мне все ближе и ближе. Возлагайте всякое бремя на Меня. Переложите на Меня всю свою тяжесть. Никогда не расслабляйте рук, которыми вы за Меня держитесь. Будьте словно укорененными и утвержденными во Мне. Делайте это, и Я никогда вас не подведу. Я всегда буду пребывать в вас».
Слово «пребывать» или «быть» используется в первых одиннадцати стихах этой главы целых десять раз. Оно подразумевает постоянное пребывание на одном месте. Истинный христианин всегда должен быть «во Христе», подобно человеку, постоянно проживающему за стенами укрепленного города, или беглецу, все время пребывающему в городе-убежище.
ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе
Здесь Господь снова возвращается к образу Своей притчи. «Как ветвь не может приносить плоды сама по себе, отдельно от лозы, и должна постоянно поддерживать живую связь со стволом и из него черпать жизнь и силу, так и вы не можете приносить христианские плоды, ходить христианскими путями и жить христианской жизнью, если не будете поддерживать постоянную связь и общение со Мной».
Я есмь лоза, а вы ветви
Наш Господь еще раз повторяет великую мысль притчи для того, чтобы запечатлеть в разуме учеников преподаваемый Им урок: «Я повторяю сделанное утверждение. Отношения между вами и Мной должны быть такими же близкими и тесными, как отношения между лозой и ее ветвями».
кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода
Здесь Господь призывает учеников постоянно находиться с Ним в тесном союзе. Он раскрывает секрет того, как приносить «много плода», быть по-настоящему святым и полезным христианином. Опыт всех церквей доказывает истинность этих слов. Самые великие святые жили теснее всех со Христом.
Не видно ли из этих слов, что существуют степени плодотворности, которые могут быть достигнуты христианами? Не подразумевается ли здесь разница между словами «плода» и «много плода»?
ибо без Меня не можете делать ничего
Пояснение на полях (английского перевода Библии — прим. пер.) дает более полное представление о том, что имел в виду Господь: «Отрезанные от Меня, отделенные от Меня, вы не имеете силы и не можете делать ничего. Вы такие же безжизненные, как ветвь, отсеченная от ствола».
Мы должны избегать неправильного толкования и применения этого отрывка. Часто приходится слышать, как некоторые невежественные христиане цитируют часть этого высказывания, чтобы оправдать свою лень и пренебрежение средствами благодати. «Вы знаете, что мы не можем делать ничего», — восклицают эти люди. Но из этих слов надо сделать совсем иной вывод. Тот, кто обратился с этими словами к одиннадцати апостолам, является Тем же Господом, который сказал всем людям, которые хотят спастись: «Подвизайтесь войти», «Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную», «Покайтесь и веруйте» (Лк 13:24; Ин 6:27; Мк 1:15).
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон... а такие ветви собирают и бросают в огонь
С помощью ужасного образа описывается здесь следствие того, что люди не пребывают во Христе или отказываются жить жизнью веры во Христе. Конец подобных лжеверующих будет подобен концу бесплодных и мертвых ветвей лозы. Рано или поздно эти сухие ветви, негодные ни к чему, будут исторгнуты из виноградника и пущены на дрова. Таким будет конец лжеисповедующих христиан, поворачивающихся к Иисусу спиной и не приносящих плода Божьей славе. Они, в конечном счете, окажутся в огне, который в аду никогда не угасает.
Это ужасные слова. Однако, по всей вероятности, они особо относятся к отпавшим и богоотступникам, таким, как Иуда Искариот. Под это описание попадают лишь те, кто видимым образом исповедует веру, но ее не имеет. Иногда нам кажется, что некоторые люди отпали от благодати и разорвали союз со Христом. Но в таких случаях мы можем быть уверены, что эти люди не обладали благодатью по-настоящему и никогда не находились в подлинном союзе со Христом. И еще раз мы должны вспомнить, что читаем притчу.
То, что существует ад и что Бог может наказывать, со всей очевидностью следует из этого стиха.
Обращает на себя внимание то, что более буквальный перевод греческого звучал бы так: «Он уже был извергнут вон», «уже иссох». Глаголы в оригинале употреблены в прошедшем времени. Альфорд считает, что рассуждения здесь ведутся таким образом, как будто великий день суда уже наступил.
В конечном счете, великий смысл этого стиха — страшная погибель и наказание лжехристиан. Пребывание во Христе приносит плод в этой жизни и вечное счастье в будущей. Отсутствие связи со Христом ведет к вечному пламени ада.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 15:7−11
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Между верующими существует большая разница. В некоторых отношениях все они полностью равны: все чувствуют свои грехи, все доверяют Христу, все каются и стремятся быть святыми. Все имеют благодать и веру, и новые сердца. Но достигают они разного. Некоторые намного более счастливы и святы, чем другие, и намного больше влияют на мир.
Но какое же поощрение предлагает Господь Иисус Своим людям, чтобы побудить их стремиться к святости? Этот вопрос по-настоящему интересен любому благочестивому уму. Кто бы не хотел быть успешным служителем Христа? Данный отрывок дает три ответа на этот вопрос.
Во-первых, Господь заявляет: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Это ясное обещание силы и успеха в молитве. От чего же зависит исполнение этого обещания? Мы должны «пребывать во Христе», а «слова Христа должны пребывать в нас».
Пребывать во Христе — значит быть в постоянном, тесном общении с Ним, всегда полагаться на Него, покоиться в Нем, изливать Ему свое сердце и приходить к Нему как к Источнику жизни и силы, как к нашему верному Спутнику и лучшему Другу. Сделать так, чтобы Его слова пребывали в нас, означает постоянно хранить в уме и памяти все Его высказывания и повеления и использовать их как руководство к действию, как правила нашего ежедневного поведения.
Согласно этому отрывку, пребывающие во Христе не будут молиться впустую. Они получат все, о чем бы ни попросили, если они просят в соответствии с волей Божьей. Никакой труд не покажется им непосильным, и никакое препятствие — непреодолимым. Прося, они получат, и, ища, они найдут. Такими людьми были Мартин Лютер, немецкий реформатор, и наш собственный мученик епископ Латимер. Таким человеком был Джон Нокс, о ком Мария, королева Шотландии, сказала, что «больше боится его молитв, чем двадцатитысячной армии». В другом месте написано: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16).
Но почему же в наше время так редко встречается такая молитва? Да просто потому, что так не хватает близкого общения с Христом и так мало неукоснительного исполнения Его воли. Люди не «пребывают во Христе» и поэтому молятся напрасно. Слова Христа не пребывают в них, не являются нормой, которой руководствуются они в практической жизни, и поэтому оказывается, что Бог не слышит их молитвы. Они «просят и не получают, потому что просят не на добро» (Иак 4:3). Мы должны глубоко усвоить этот урок. Тот, кто желает получать ответ на свои молитвы, должен хорошо помнить наставление Христа. Если мы хотим, чтобы наши прошения были удовлетворены, нам должно поддерживать близкие отношения со своим великим Ходатаем на небесах.
Во-вторых, Господь заявляет: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Смысл этого обещания, как мне кажется, таков: принесение плода прославляет Бога и дает уверенность в спасении.
Уверенность в том, что мы принадлежим Христу, а значит, навечно спасены, является одним из самых больших благословений веры. Несчастны те, кто постоянно сомневается и боится. Нет ничего хуже неопределенности в важных вопросах, а тем более в вопросах собственной души. Тот, кто хочет получить один из самых лучших рецептов, как обрести уверенность, должен старательно изучить слова Христа в этом отрывке. Пусть такой человек старается принести в своей жизни, словах и делах «много плода». Делая так, он ощутит в своем сердце «свидетельство Духа» и будет иметь убедительное доказательство того, что он — живая ветвь истинной лозы. В глубине своей души он откроет, что он — дитя Божие, и предоставит миру такие великие доказательства, которые невозможно оспорить. Он не оставит никакого места сомнениям в том, что является учеником Христа.
Хотим ли мы знать, почему столь многие исповедующие христианство находят так мало утешения в вере и идут по дороге, ведущей на небеса, со страхом и сомнением? Это затруднение разрешается теми словами Господа, которые мы сейчас рассматриваем. Людям достаточно немного христианства и немного плода Духа, и они не стремятся к тому, чтобы «быть святыми во всех поступках» (1Пет 1:15). И не стоит им удивляться, что они имеют не много мира, не много надежды и являют не много доказательств своей веры. Виноваты они сами. Бог соединил святость и радость; а что Бог соединил, человек не смеет разъединять.
В-третьих, Господь заявляет: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Смысл этого стиха близок к смыслу предыдущего. Исполнение заповедей Христа вознаграждается ощущением Христовой любви.
Конечно же, мы должны избегать неправильного понимания слов Христа, призывающих «соблюдать Его заповеди». В некотором смысле их не может соблюсти никто. Наши лучшие поступки не лишены несовершенства и изъянов, и даже сделав все, что в наших силах, мы воскликнем: «Боже, будь милосерд ко мне, грешному». Но мы не должны бросаться и в другую крайность и поддаваться лени, утверждая, что не можем вообще ничего. Благодатью Божией мы можем сделать заповеди Христа нашим жизненным правилом и ежедневно показывать, что мы желаем угодить Ему. Если мы так поступаем, наш милостивый Учитель подарит нам постоянное чувство Своего благорасположения и подарит нам Свою улыбку, сияющую, словно солнце в ясный день. «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс 24:14).
Подобные уроки могут показаться некоторым законническими и навлечь на тех, кто их отстаивает, много критики. Такова предвзятость человеческой природы, что немногие имеют очи, чтобы увидеть более чем одну сторону истины! Пусть слуга Христов не называет своим учителем никакого человека. Пусть он не сбивается с пути и никогда не стыдится усердия, плодотворности и ревностной бдительности в повиновении заповедям Христа. Все это никоим образом не противоречит спасению по благодати и оправданию по вере, как бы ни пытались доказать обратное.
Давайте обобщим все сказанное. Христианин, который следит за своими словами, чувствами и делами, будет, как правило, самым счастливым христианином. Радость и мир никогда не будут сопутствовать греховной жизни. И не зря наш Господь заканчивает этот отрывок словами: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
ПРИМЕЧАНИЯ ИН 15:7−11
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам
В этом стихе Господь побуждает учеников «пребывать в Нем» и дает им милостивое обещание: пребывая в Нем, они, молясь, будут получать ясные и конкретные ответы. Они будут просить, что пожелают, и Господь сделает это.
Изложенное здесь учение очень важно. Есть христиане, чья молитва сильнее и эффективнее молитвы других. Чем ближе человек живет ко Христу и чем теснее с Ним общается, тем успешнее будут его молитвы. Правильность этого учения настолько очевидна, что никто, поразмыслив, не станет его отрицать. Тот, кто ближе всех живет ко Христу, всегда будет человеком, который чувствует больше других и молится более искренно, ревностно и сердечно. Здравый смысл подсказывает, что вероятность получения ответа на такую молитву будет самой высокой. Многие верующие мало получают от Бога потому, что мало просят или просят не на добро. Самые святые христиане всегда самые искренние в молитве, и следовательно, они больше остальных получают.
Следует отметить, что Господь говорит не просто «если пребудете во Мне», но добавляет «и слова Мои в вас пребудут». Это значит: «если вы будете постоянно помнить Мои наставления и они будут влиять на вашу жизнь». Господь предупреждает нас, что пребывание в Нем не означает бездействие и праздность, а также не подразумевает, что наша вера может быть расплывчатой и неопределенной. Его слова должны гореть в нас как огонь и постоянно изменять нашу жизнь и характер.
Когда Он говорит «чего не пожелаете, просите», мы, несомненно, должны понимать, что это обещание включает в себя лишь то, что соответствует Божией воле и прославлению Его. Павел просил, чтобы Бог удалил из его плоти жало, но ответа не получил. Однако мы должны без колебаний признавать, что в молитвах великих святых есть особая, необычная сила. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). Современники особенно отмечают необыкновенную силу молитв Лютера, Латимера, Нокса, Уэлша, Бакстера, Херберта, Ромэйна и других великих святых.
Греческое слово, переведенное как «будет вам», буквально означает «это произойдет».
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками
В этом стихе Господь указывает еще две причины, по которым Его ученики должны в Нем пребывать и стремиться принести больший плод святости. Первая причина заключается в том, что этим прославится Его небесный Отец. Их добрые дела послужат похвалой их вере и побудят мир прославить Бога, у которого есть такие слуги.
Вторая причина заключается в том, что святая жизнь послужит доказательством того, что они истинные ученики. Их жизнь убедительно докажет, что они подлинные последователи Христа.
Выражение «поэтому вы будете» буквально переводится как «и вы будете». Его следует понимать так: «Все люди будут называть и признавать вас Моими учениками, и в своем сердце вы ощутите свидетельство Духа, что вы действительно таковы».
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас
Эти замечательные слова, по-видимому, были сказаны для того, чтобы показать глубину любви Господа к Своему народу. Мы не можем составить достаточно ясного представления о любви Отца к Сыну. Чувства одного вечного лица Троицы по отношению к другому лицу являются возвышенной истиной, которую мы не можем постичь. Но такую же любовь Христос испытывает ко всем тем, кто поверил в Него: огромную, глубокую, широкую, неизмеримую любовь, превосходящую разумение, которую человек никогда не может полностью осознать.
пребудьте в любви Моей
Эти слова, очевидно, означают следующее: «Постоянно помните о Моей любви к вам, и пусть ваши души находят в ней покой. Продолжайте держаться за нее, как будто вы находитесь в крепости или в убежище». Безвозмездная, постоянная и могучая любовь должна быть домом и обителью души верующего.
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей
Еще раз Господь возвращается к вопросу практического повиновения Его законам как к секрету счастливой христианской жизни. «Если вы соблюдете Мои заповеди, то будете жить, наслаждаясь постоянным осознанием Моей любви к вашим душам, и будете внутренне чувствовать, что вы — Мой спасенный народ». Изложенное здесь учение является одним из великих принципов практического христианства. Святая жизнь и уверенность в своей причастности ко Христу тесно связаны. Наши счастье и радость неразрывно связаны с ежедневным хождением перед Богом. Тот, кто ищет уверенности, пренебрегая заповедями Христа, греша в мыслях и поступках, ожидает того, чего никогда не получит. «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1Ин 2:3). Пусть кто-то называет это учение «законническим». Опыт подтверждает справедливость этого учения.
как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви
Человек не может до конца понять смысл подобных высказываний. Ни один разумный христианин не станет оспаривать истинность того, что Христос совершенным образом исполнил заповеди Своего Отца, в то время как мы можем выполнить Его заповеди лишь частично. Никто не станет также оспаривать, что Он пребывает в любви Своего Отца неизменно, в то время как наше пребывание в Его любви непостоянно. Здесь, как и везде, поведение и действия Христа ставятся нам в пример, которому мы должны стараться следовать, одновременно осознавая, что этот идеал для нас недостижим. Мы можем вспомнить, что Иисус сказал на кресте: «Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Но даже тогда Он пребывал в любви Отца.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна
В этом стихе Господь называет две цели, с которыми Он проповедовал в этих главах Своим ученикам. Первая цель — «чтобы радость Его в них пребыла» или осталась «в них», то есть, чтобы они могли разделить радость своего Учителя об их спасении и искуплении. Вторая цель — чтобы их собственная радость была полной и совершенной. Итак, здесь говорится о двух типах радости. Первый тип, упомянутый в Евр 12:2, — это радость Господа, спасающего Свой народ. Второй тип — это радость верующих, осознающих, что Господь любит их души.
Здесь, как и в других отрывках, мы должны отметить, что радость верующих допускает степени и рост.
Кирилл, комментируя этот стих, отмечает, что радоваться тому, чему радуется Христос, — знак преуспевающего христианина, а смысл выражения «радость Моя» заключается в следующем: «Чтобы вы могли постоянно радоваться тому, чему Я радуюсь, и чтобы таким образом возросло ваше внутреннее блаженство.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 15:12−16
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
В этом отрывке можно выделить три основные мысли. Наставления Господа, как всегда, глубоки и драгоценны.
Во-первых, мы должны отметить, что Господь говорит о даре братской любви. Он обращается к этому вопросу во второй раз, Он уже поднимал его ранее в Своей проповеди. Он хочет научить нас тому, что мы никогда не сможем думать о любви слишком высоко, никогда не сможем придавать ей слишком большое значение, не сможем перестараться в ее проявлении. Истины, которые Господь считает необходимыми подчеркнуть через повторение, — истины первостепенной важности.
Он заповедует нам любить друг друга. «Сия есть заповедь Моя». Обладать этой добродетелью — наша обязанность. Мы не имеем права пренебрегать ею, как не можем мы пренебрегать ни одной из десяти заповедей, данных на горе Синай.
Он устанавливает наивысший стандарт любви: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Меньшее не должно нас удовлетворять. Самого низкого, невежественного и несовершенного ученика нельзя презирать. Всех необходимо любить жертвенной любовью. Тот, кто не может или не хочет так поступать, не повинуется заповеди Учителя.
Подобная заповедь должна вызвать у нас порыв к глубокому исследованию своего сердца. Она самым суровым образом осуждает эгоистичный, раздражительный, ревнивый, злобный нрав многих исповедующих христианство. Здравые взгляды на учение и знание его тонкостей в конечном итоге не приведут нас ни к чему, если мы совершенно не знаем Его любви. И без любви мы можем производить впечатление хороших членов Англиканской церкви. Но без любви мы не лучше, чем, как говорит Павел, «медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор 13:1). Где нет христоподобной любви, нет ни благодати, ни работы Духа, а в вере нет реальности. Блаженны те, кто не забывают Христову заповедь! Эти люди «имеют право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22:14). Не любящий христианин не годится для небес.
Во-вторых, мы должны отметить, что наш Господь говорит об отношениях между собой и истинными верующими. Он говорит: «Я уже не называю вас рабами... но Я назвал вас друзьями».
Это воистину большая честь. Знать Христа, служить Христу, следовать за Христом, повиноваться Христу, работать в Христовом винограднике, участвовать в Христовых сражениях — все это значит немало. Но тот факт, что грешные мужчины и женщины, какими мы являемся, именуются «друзьями Христа», едва ли может понять и объяснить себе наш немощный ум. Царь царей и Господь господ не только сострадает и спасает всех, кто верит в Него, но называет их Своими «друзьями». Читая подобные слова, мы не должны удивляться тому, что св. Павел говорит: «Любовь Христова превосходит разумение» (Еф 3:19).
Пусть рассматриваемые нами слова послужат ободрением для христиан, побуждая их с дерзновением приступать ко Христу в молитве. Почему мы боимся излить все свое сердце и раскрыть все наши секреты, обращаясь к Тому, кто называет нас Своими «друзьями»? Пусть это ободряет нас во всех проблемах и печалях жизни и увеличивает нашу уверенность в Господе. «Кто хочет иметь друзей, — говорит Соломон, — тот и сам должен быть дружелюбным» (Притч 18:24). Конечно же, наш великий небесный Учитель никогда не оставит Своих «друзей». Какими бы бедными и недостойными мы ни были, Он не отвергнет нас, но будет рядом и доведет нас до конца. Давид никогда не забывал Ионафана, а Сын Давидов никогда не забудет Своих людей! Нет никого более богатого, сильного, независимого, преуспевающего и обеспеченного, чем человек, о котором Христос говорит: «Это Мой друг!»
И наконец, мы должны отметить, что наш Господь говорит об избрании. Он говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал... чтобы вы шли и приносили плод». Очевидно, что избрание, о котором здесь говорится, имеет два аспекта. Оно включает в себя избрание не только на апостольское служение, но и избрание к вечной жизни. Именно к избранию в последнем смысле, поскольку оно непосредственно касается нас, мы можем с пользой для себя обратить наш взор.
Избрание к вечной жизни — это истина Писания, которую мы должны смиренно принять и в которую мы должны до конца поверить. Почему Господь призывает одних, а не других, оживляет, кого хочет, а других оставляет один на один со своими грехами — все это сложные вопросы, на которые мы не можем ответить. Да будет достаточно нам знания того, что так на самом деле есть. Бог должен начать труд благодати в сердце человека, иначе человек никогда не спасется. Христос должен первым избрать нас и призвать Святым Духом, иначе мы никогда не изберем Христа. Вне всяких сомнений, если мы не спасемся, нам некого будет винить, кроме самих себя. Но если мы спасемся, начало спасения кроется в избирающей благодати Христа. Нашей песней на веки вечные будут слова, произнесенные Ионой: «У Господа спасение» (Иона 2:10).
Избрание — всегда к освящению. Христос избирает из мира людей не только для того, чтобы они были спасены, но чтобы они приносили плод и чтобы этот плод был видимым. Всякое другое избрание, кроме этого, является всего лишь бесполезным заблуждением и жалким изобретением человека. Именно вера, надежда и любовь фессалоникийцев заставила Павла сказать: «Знаю избрание ваше» (1Фес 1:4). Где нет видимого плода освящения, можно быть уверенным, что нет и избрания.
Если вооружиться подобными принципами, то нет причин бояться учения об избрании. Как любая другая истина в Евангелии, она подвержена искажениям и злоупотреблениям. Но для праведного ума, как правильно отмечает семнадцатая статья Англиканской церкви, это учение «полно сладостного, блаженного и неописуемого утешения».
ПРИМЕЧАНИЯ ИН 15:12−16
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас
В этом стихе Господь возвращается к старому уроку, уже преподанному ранее: христиане должны любить друг друга. Он подкрепляет заповедь Своим примером. Ничто меньшее, чем Его непревзойденная любовь к грешникам, не может быть образцом любви друг ко другу.
Многократное повторение этой заповеди учит, насколько важна любовь и насколько редко она встречается. Трудно понять, как кто-то может претендовать на христианскую надежду, будучи невеждой в христианской любви. Тот, кто считает себя правым в глазах Божьих, потому что его религиозные убеждения правильны, в то время как он не имеет любви, а напротив, проявляет резкость, сварливость, злобу и раздражительность — демонстрирует полное невежество в самых главных принципах Христова Евангелия. Сварливость, гневливость, завистливость, неприветливость многих известных людей, исповедующих «здравую доктрину», является настоящим позором для христианства. Где мало любви, не может быть много благодати.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
В этом стихе Господь говорит о степени любви, которую христиане должны иметь друг ко другу. Из любви они, подобно Господу, должны быть готовы пойти на жертвы и даже на смерть. Он доказал величие Своей любви, отдав жизнь за Своих друзей и даже за Своих врагов (Рим 5:6−8). Невозможно совершить что-нибудь более великое. Нет большей любви, чем готовность положить свою жизнь за тех, кого мы любим. Христос сделал это — христиане должны быть готовы к тому же.
Давайте отметим, что в этом месте Господь ясно говорит о жертвенном и искупительном характере Своей смерти. Даже Его друзьям нужен заместитель, который бы умер за них.
Этот стих тесно связан с предыдущим. «Вы друзья Мои, за которых Я полагаю Свою жизнь, если вы будете исполнять все то, что Я заповедал вам». Мы не должны воображать себя Христовыми друзьями, если не повинуемся Его заповедям постоянно. Просто поражает, как часто Господь возвращается к великому правилу, согласно которому послушание является великой проверкой животворного христианства, а поступки — настоящим признаком спасающей благодати. Те, кто говорит о том, что они «Господни люди», в то время как сами живут во грехе и пренебрежении прямыми заповедями Христа, находятся на широкой дороге, ведущей в погибель.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам
Используя слово «друзья», Господь говорит Своим ученикам, что сознательно употребил это слово, чтобы ободрить и поддержать их. «Заметьте, что Я называю вас друзьями. Я делаю это намеренно. Я больше не называю вас рабами, потому что находящиеся в положении рабов не знают мыслей своего господина и не входят в круг его доверенных лиц. Но вам Я открыл все истины, которым Отец заповедал Мне научить мир, и Я ничего не скрыл. Поэтому Я справедливо могу назвать вас друзьями».
Я уже не называю вас рабами
Когда Господь говорит о том, что Он «сказал все» ученикам, разумно предположить, что Он имеет в виду все необходимое для их духовного блага, и все, что они способны вместить в себя.
В этом стихе ярко описано блаженство верующего. Он является другом Христа, он — дитя Божие. Пока Христос пребывает на небесах, никто никогда не должен жаловаться на отсутствие друзей, к которым можно обратиться в любую минуту. Только однажды до этого отрывка Христос называет учеников «друзьями» (Лк 12:4).
Примечательно, что Авраам — единственный человек в Ветхом Завете, названный «другом Божиим» (Ис 41:8), и о нем Господь говорит: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу сделать!» (Быт 18:17).
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод
Не совсем понятно, какое связующее звено между этими словами и предшествующим ему отрывком.
Хенгстенберг считает, что эти слова относятся к только что данной заповеди о любви друг ко другу. «Я имею полное право устанавливать законы и правила вашего поведения, потому что Я первый избрал вас и призвал вас быть членами Моей Церкви».
Я предпочитаю считать, что Господь хочет возвысить в глазах одиннадцати звание ученика. «Помните, что Я призвал вас в число Моих людей и избрал вас до того, как вы избрали Меня. Видите теперь, как велика, и глубока, и безвозмездна Моя любовь к вам».
Когда Господь говорит в этом стихе об «избрании», мне кажется, Он имеет в виду как избрание одиннадцати на апостольское служение, так и их вечное избрание ко спасению. Нельзя сужать смысл этих слов. Избрание верующего к вечной жизни — это не все, что наш Господь хочет сказать. Каким бы верным ни было это славное учение, им не исчерпывается наставление данного стиха. Здесь «избрание» включает в себя избрание на служение, как в Ин 6:70 и, по-видимому, особым образом относится к избранию одиннадцати верных апостолов на место первых детей Христовой Церкви.
Кальвин говорит: «Рассматриваемый сейчас вопрос касается не обычного избрания верующих, посредством которого они становятся приемными детьми Божиими. Здесь говорится об особом избрании, которое заключается в назначении некоторых учеников на должность проповедников Евангелия» (см. Ин 6:70). Аналогично толкуют отрывок Иоанн Златоуст и Кирилл. Но большинство латинских отцов относят слово «избрание» к вечному избранию. С ними соглашается Лэмп. Мне кажется, что это выражение охватывает как избрание на служение, так и вечное избрание.
Греческое слово, переведенное как «поставил», означает лишь, что наш Господь «поставил» учеников в особое положение апостолов.
Когда Господь говорит: «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод», — мне кажется, Он указывает на особый труд обращения душ и строительства Церкви в мире. «Я избрал и отделил вас с великой целью: чтобы вы шли по всему миру проповедовать Евангелие, собирать урожай и плоды спасения душ; чтобы начатый вами труд мог быть сохранен и продолжен после вашей смерти». А затем, желая ободрить одиннадцать учеников, Он добавляет: «В Мой план входит, чтобы, так принося плод, вы через молитву получали бы все, в чем вы нуждаетесь для труда».
Нельзя отрицать, что этот отрывок очень сложен с точки зрения связи мыслей и содержания. Как правило, я твердо стою на том, что все сказанное Господом в Его последней проповеди принадлежит всем верующим всех эпох, а не относится только к одиннадцати. Но, вероятно, есть исключения, и данный стих может быть одним из них. Очевидно, что выражение «шли и приносили плод» особым образом относится к одиннадцати апостолам, которые должны были «идти» по всему миру и проповедовать Евангелие. Слова Господа можно перефразировать так: «Утешайтесь мыслью о том, что Я избрал вас быть Моими друзьями с величайшей целью — идти и проповедовать, пожинать обильный урожай душ, постоянно совершать труд, имея неизменный источник благодати и помощи в молитве». Мне представляется невозможным отнести слово «идти» к кому-то иному, кроме тех одиннадцати, с которыми разговаривал Господь; это определяет мое толкование этих слов. Выражение «чтобы плод ваш пребывал» также относится к разряду тех, которые я не могу отнести к чему-то еще, кроме постоянного и неизменного труда, совершаемого апостолами в то время, как они шли по миру и проповедовали Евангелие. Но я без колебаний признаю, что для меня в этом стихе есть «нечто неудобовразумительное».
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 15:17−21
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
9 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
Перед нами отрывок, который открывается новым наставлением о братской любви. Третий раз в одной проповеди Господь считает необходимым обратить внимание учеников на эту добродетель. Как необычна эта добродетель, если Господу приходится так часто упоминать о ней! Обратите особое внимание, в каком контексте сказаны эти слова: христианская любовь противопоставляется ненависти мира.
Во-первых, рассматриваемый отрывок открывает нам то, что истинные христиане должны ожидать от мира: ненависть и преследование. Если бы ученики стали искать доброты и благодарности у людей, то горько бы разочаровались. Они должны быть готовы к тому, что мир будет проявлять к ним вражду так же, как и по отношению к их Учителю. «Мир ненавидит вас. Не смущайтесь и не удивляйтесь. Если они гнали Меня, то будут гнать и вас; если они соблюдали Мое слово, то будут соблюдать и ваше».
Факты, горькие факты, почерпнутые из истории всех времен, предоставляют убедительные доказательства того, что предупреждения Господа не были беспричинными. Гонения стали уделом апостолов и их спутников, куда бы они ни пошли. Только один или двое из них умерли спокойно естественной смертью.
Гонения были уделом истинных верующих в течение всех восемнадцати столетий христианской истории. Деяния римских императоров и римских пап, испанской инквизиции, мученические смерти во времена правления королевы Марии — все это свидетельствует об одном. Гонения — это удел всех по-настоящему праведных людей и в наши дни. Насмешки, издевательство, поношение, слухи до сих пор характеризуют отношение необращенных людей к истинным христианам. Как было во дни Павла, так и сейчас. На людях и наедине, в школе и университете, на родине и за границей «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3:12).
Членство в церкви и формальное исповедание веры — дешевая религия, которая, конечно же, не стоит человеку ничего. Но настоящее животворное христианство всегда влечет за собой крест.
Для того чтобы быть спокойным, крайне важно знать и понимать все это. Нет ничего пагубнее ложных ожиданий. Давайте осознаем, что человеческая природа не меняется, что всегда «плотские помышления суть вражда против Бога» и против Божьего образа в Его людях. Давайте хорошо усвоим, что ни святость жизни, ни безупречность поведения не прекратят ненависть нечестивых людей по отношению к Христовым служителям, ведь они ненавидели их беспорочного Учителя. Давайте об этом помнить, и нас не постигнет разочарование.
Во-вторых, этот отрывок открывает нам две причины, по которым мы должны сносить гонения со стороны этого мира. Каждая из них весома и дает много пищи для размышлений.
С одной стороны, гонения — это та чаша, которую испил сам Христос. Несмотря на то, что Он был безупречен во всем: в чувствах, словах и делах; несмотря на то, что Он не уставал творить добро, никогда никто не был так ненавидим, как Иисус. Книжники и первосвященники, фарисеи и саддукеи, иудеи и язычники объединились в том, чтобы выказать Ему свое презрение, противостоять Ему, и не успокоились до тех пор, пока Он не был предан смерти.
Конечно же, только одно это должно поддерживать наш дух и не давать нам отчаяться из-за людской ненависти. Поймем же, что мы всего лишь идем по следам нашего Учителя и разделяем Его участь. Заслуживаем ли мы лучшего обращения? Лучше ли мы, чем Он? Давайте бороться с этим ропотом в сердце. Давайте тихо пить ту чашу, которую подносит нам наш Отец. И в особенности, давайте чаще вспоминать слова: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего».
С другой стороны, гонения служат доказательством того, что мы дети Божии и имеем сокровище на небесах. Они свидетельствуют о том, что мы действительно рождены свыше, имеем благодать в сердце и являемся наследниками славы. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Гонения подобны отметке Контрольной Палаты на подлинном серебре или золоте: они являются одним из признаков обращенного человека.
Давайте успокаивать свой разум этой ободряющей мыслью, когда мы чувствуем, что готовы упасть и сломаться под гнетом ненависти мира. Без сомнений, ненависть тяжело переносить, особенно тогда, когда наша совесть свидетельствует о том, что мы невиновны. Но тем не менее давайте не забывать, что все это — залог добра. Это симптом того, что Святой Дух начал в нас труд, который никогда не прекратится. Мы можем положиться на это чудесное обещание: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:11−12). Сказав и сделав самое худшее, на что он способен, мир не может украсть у верующих это обещание.
Давайте закончим обсуждение всей этой темы с чувством глубокой жалости к тем, кто преследует других за их веру. Часто, очень часто, как говорит наш Господь, они делают это потому, что по-другому не могут. «Не знают пославшего Меня». Подобно нашему божественному Учителю и Его слуге Стефану, давайте молиться за тех, кто жестоко с нами обращается и преследует нас. Их гонения редко причиняют нам вред и часто приближают нас ко Христу, Библии и престолу благодати. Если наше ходатайство будет услышано на небесах, оно может низвести благословение на их души.
ПРИМЕЧАНИЯ ИН 15:17−21
Сие заповедаю вам, да любите друг друга
Слово «сие» относится либо к тому, что только что было сказано выше, либо к тому, что будет сказано ниже. Я склоняюсь к второму варианту. «Я неоднократно даю повеление любить друг друга, потому что вы должны ожидать ненависти мира. Чем больше мир вас ненавидит, тем больше вы должны любить друг друга, тем более сплоченными должны вы быть».
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел
Цель этого стиха — ободрить и утешить учеников, страдающих от ненависти и вражды со стороны неверующих иудеев. «Не удивляйтесь и не разочаровывайтесь, если окажется, что неверующий мир вас ненавидит и гонит. Не думайте, что в этом ваша вина. Вы знаете, видели и должны помнить, что этот же мир все время ненавидел и гнал Меня еще до вас, хоть у него не было ничего, в чем бы можно было Меня обвинить».
Истина этого стиха неизменна во все времена. Мир ненавидит не слабости и пороки христиан, а их добродетели. Христиане должны отчетливо помнить, что их беспорочного, совершенного Учителя ожесточенно ненавидел мир, пока Он был на земле, и поэтому они не должны почитать странным, если с ними обращаются так же.
Хенгстенберг полагает, что слово «знаете» (англ. пер) должно быть в повелительном наклонении, а не в изъявительном, как слово «помните» в 20-м стихе (что соответствует русскому переводу). Я в этом сомневаюсь; однако конструкция греческого предложения оставляет этот вопрос открытым.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира... ненавидит вас мир
В этом стихе Господь показывает ученикам, что ненависть мира, как бы мучительно ни было ее сносить, является верным доказательством их особого положения перед Богом. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать» и «Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо». Смысл анализируемого стиха становится понятнее, если поменять порядок его частей. «Мир ненавидит вас потому, что вы не похожи на него, а имеете иную веру и живете иной жизнью, а также потому, что Я извлек вас из него, чтобы вы были Моими учениками и апостолами. Мир всегда любит подобное себе и любил бы вас, если бы ваши стандарты веры и жизни были похожи на его. Поэтому сама ненависть мира является достаточным доказательством того, что вы Мои ученики».
Лютер отмечает: «По отношению друг к другу люди мира, отдаленные от Христа, друзья не более, чем собаки и кошки. Во всем же, что касается Христа, они являют единодушную ненависть».
Выражение «свое» буквально означает «его собственное» — его собственный дух, настрой, характер, веру и жизнь.
Весь этот стих дает утешение истинным христианам. Мал истин, которые человек осознает с таким трудом, как учение о вражде душевного человека против Бога и против всех, в ком есть хоть частица Божьего образа; забывая это, верующие часто приходят в недоумение и смущаются разумом. Они не ожидают ненависти со стороны мира и удивляются, когда с нею сталкиваются. Этот стих ясно учит тому, что они не должны удивляться.
Бергон цитирует высказывание епископа Сандерсона: «Праведные в мире похожи на странников в чужой, даже во враждебной стране; они смотрят на мир, как странники, и мир тоже рассматривает их как странников; и мир относится к ним соответствующим образом».
раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше
В этом стихе Господь продолжает ту же тему: что ученики должны ожидать от мира. Он напоминает одиннадцати сказанное Им прежде, перед тем как Он впервые послал их на проповедь (Мф 10:24; Лк 6:40). Он всегда говорил им, чтобы они не ожидали к себе лучшего отношения, чем к Нему Самому. Он приводит афоризм, гласящий, что «раб не больше господина своего». «Меня гнали? И вас будут гнать. Мое учение соблюдали? Как правило, нет, значит, и вас слушать не станут».
Мы должны особо подчеркнуть, с какой настойчивостью Господь излагает этот урок о мире. Эти слова, несомненно, были сказаны для людей всех времен, сказаны с учетом того, как медленно до верующих будет доходить их смысл. Если существует такая истина, которую истинные христиане без конца забывают и о которой им нужно постоянно напоминать, так это истина о непримиримой вражде между миром и церковью. А ведь именно ложные ожидания приводят христиан к разочарованию и ввергают в отчаяние.
Гэтейкер, Бенгель и некоторые другие считают, что греческое слово, переведенное здесь как «соблюдать», означает «наблюдать со злыми намерениями» для того, чтобы высмеять. Такое предположение кажется маловероятным. Можно, однако, задуматься о том, нет ли в этом предложении скрытой иронии.
Но все то сделают вам за имя Мое
Господь говорит здесь Своим ученикам, что Он сам является причиной той враждебности и ненависти, с которыми они встретятся. Основной причиной ненависти мира к ним будет их Учитель, а не они сами.
«То», очевидно, относится к словам «ненавидеть, гнать, соблюдать ваше слово».
Для гонимого христианина утешением может быть мысль о том, что с ним плохо обращаются из-за его Учителя. Он «восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол 1:24). Он «носит поношение Христово» (Евр 11:26).
потому что не знают Пославшего Меня
Смысл этого предложения необходимо раскрыть более полно. Черное невежество было главной причиной враждебного поведения неверующих иудеев. Они не имели истинного знания Бога Отца, пославшего Христа в мир. Они не знали, что Иисус был Мессией, которого Отец обещал послать. В этом невежественном состоянии они слепо преследовали Христа и Его учеников.
Каждый читатель Библии обязательно должен обратить свое внимание на слепоту и ожесточение иудейского народа, наведенные на него Богом, во времена нашего Господа и Его апостолов (см. Деян 3:17; Деян 13:27; Деян 28:25−27; 1Кор 2:8; 2Кор 3:14). Мы обязаны помнить, что это была особая слепота, которую Бог навел на весь народ, подобно тому, как Он навел ее на фараона. Слепота постигла израильский народ в наказание за многие века идолопоклонства, нечестия и неверия. Только это может полностью объяснить необычайное недоверие многих слушателей к словам Господа.
Завершая рассмотрение этого отрывка, нельзя упустить из вида, насколько часто Господь говорит о «мире». Он использует это слово шесть раз. Мы также должны отметить удивительное сходство между логическим построением доводов в этом отрывке и в третьей главе Первого послания Иоанна. Апостол пишет ту часть послания так, как будто у него перед глазами была эта глава.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА 15:22−27
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
В этих стихах Господь затрагивает три важные темы. Знание того, что Господь говорит по этим темам, избавит нас от многих заблуждений.
Во-первых, мы должны отметить, что Господь говорит о неправильном использовании дарованных возможностей. Оно отягощает человеческую вину и усугубляет его наказание. Господь учит Своих учеников, что, если бы Он не «говорил» и не «сотворил» среди иудеев то, чего никто никогда не говорил и не делал, они «не имели бы греха». Конечно, они не были бы безгрешны, но у них было бы меньше греха. Но теперь у них нет совершенно никакого оправдания. Они видели дела Христа, слышали Его учение и все равно не поверили. Что еще можно было сделать для них? Ничего, абсолютно ничего! Они сознательно грешили, отказываясь видеть яркий свет, поэтому виновны больше всех людей.
Давайте в качестве первого принципа нашего вероисповедания примем, что духовные возможности, в некотором смысле, очень опасны. Если они не помогают нам идти к небесам, они лишь глубже погружают нас в ад. Они увеличивают нашу ответственность. «От всякого, кому дано много, многое и потребуется» (Лк 12:48). Тот, кто живет в стране открытой Библии и проповедуемого Евангелия и надеется, что в день суда сможет стоять на одном уровне с необразованным китайцем, жестоко обманывается. Если такой человек не покается, в свое время он поймет: на суде приговор ему будет вынесен соответственно явленному ему свету, и это обстоятельство сыграет не в его пользу. Тот факт, что он имел знание, но не использовал его, сам по себе будет злейшим свидетельством против него. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12:47).
Всем исповедующим христианство в Англии было бы полезно рассмотреть этот вопрос более внимательно! Часто приходится слышать людей, успокаивающих себя тем, что они «знают» истину, несмотря на то, что, они не обращены и не подготовлены к смерти. Они утешаются фразой: «Мы знаем это, мы знаем то», как будто знание может смыть все их грехи, и забывают, что дьявол имеет больше знания, чем кто-либо из нас, но от этого не становится лучше. Пусть пламенные слова Господа, записанные в этом отрывке, западут в наши сердца и никогда не забываются: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения в грехе своем». Видеть свет и не использовать его, обладать знанием и не претворить его в дело, быть способным сказать «я знаю», но не способным сказать «я верю» — значит занять самое низкое место по левую руку Христа в великий день суда.
Во-вторых, читая эти стихи, мы должны отметить, что Господь говорит о Святом Духе.
Он говорит о Нем как о личности. Он «Утешитель», грядущий в мир, Он является посланным и «исходящим»; Он является тем, чье дело — «свидетельствовать». Такие слова не могут быть использованы по отношению к некому влиянию или внутреннему чувству. Толковать их подобным образом означает противоречить здравому смыслу и искажать смысл понятных слов. Здравый смысл требует признать, что в этом отрывке упоминается личностное Существо, которому мы справедливо учим поклоняться как третьему лицу благословенной Троицы.
И снова Господь говорит о Святом Духе как о том, кого Он «пошлет от Отца», и как о том, кто «от Отца исходит». Это такие глубокие высказывания, что, несомненно, нам не под силу понять их до конца. Одно то, что на протяжении веков Восточная и Западная церкви разделены из-за несогласия по поводу их смысла, должно научить нас относиться к этим стихам со смирением и благоговением. В любом случае, одно ясно.
Между Духом, Отцом и Сыном существует таинственная связь. Мы не можем сказать, почему в этом стихе о Святом Духе говорится, что Он посылается Сыном и исходит от Отца. Но мы можем в смирении утешать свои души мыслью, выраженной в древнем символе веры: «В Троице никто не позади и не впереди, никто не больший и не меньший». «Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой». Более всего мы можем успокаиваться той мыслью, что в спасении наших душ одинаково участвовали все три лица Троицы. Именно Бог в трех лицах сказал: «Сотворим», именно Бог в трех лицах говорит: «Спасем».
Давайте дорожить истиной о Святом Духе. Давайте постараемся придерживаться здравых, библейских взглядов на Его природу, личность и деяния. Очень многие люди не верят в Святого Духа и не оставляют Ему места в своей жизни. Давайте остерегаться, чтобы их неверие не проникло в нашу веру. «Какое место отведено Агнцу, Господу Иисусу Христу?» Вот первый проверочный вопрос о христианстве. «Какое место отведено Святому Духу?» — так должен звучать второй вопрос. Давайте следить за тем, чтобы истина о Духе не была похоронена под нелепыми взглядами на Церковь, богослужения и таинства, чтобы настоящий Святой Дух Писания не был забыт. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Никакая вера не заслуживает того, чтобы называться библейской и апостольской, если она не включает в себя признание личности Святого Духа и важности Его дела.
И наконец, мы должны отметить, что Господь говорит об особой миссии апостолов. Они должны были стать свидетелями для мира. «И вы будете свидетельствовать».
В эти слова заложен особый смысл. Господь давал понять, в чем отныне заключалась цель жизни для одиннадцати. Ученикам предстояло свидетельствовать о фактах, которым многие не поверят, и об истинах, которые будут не по вкусу сердцу плотяного человека. Им предстояло выступать одним против многих, малым стадом против великого множества. Ничто из этого не должно было их поколебать. Они не должны были удивляться гонениям, ненависти, клевете. Они не должны были протестовать против этого. Свидетельствовать — это их великая обязанность, верят им люди или нет. Если они будут свидетельствовать подобным образом, в Божьей памятной книге их награда будет велика; если они будут свидетельствовать подобным образом, рано или поздно, Судья всех даст им неувядающий венец славы.
Завершая обсуждение этого отрывка, давайте запомним, что в некотором смысле, пока существует мир, всякий истинный христианин должен занимать положение апостола. Мы все должны быть свидетелями Христа. Мы не должны стыдиться продолжать Его дело, во всеуслышание заявлять о Нем, проявлять твердость в отстаивании истины Христова Евангелия. Где бы мы ни находились, в городе или в сельской местности, на людях или наедине, на родине или в чужой стране, мы должны с дерзновением использовать всякую возможность исповедовать своего Учителя. Поступая так, мы, хоть и в значительном отдалении, будем идти по следам апостолов. Поступая так, мы будем угождать нашему Учителю и сможем надеяться, что в конце получим апостольскую награду.
ПРИМЕЧАНИЯ ИН 15:22−27
Если бы Я не пришел... то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения...
В этом и в трех последующих стихах Господь указывает на необыкновенную греховность и виновность иудеев по причине их неверия в Него. «Если бы Я не ходил среди них и не говорил им такие слова, какие до этого никто не говорил, и не учил таким истинам, которым никто до этого не учил, они не были бы настолько виновными, как виновны они сейчас. Но теперь они не имеют извинения своему неверию. Они не могут сказать, что не были наставлены самым ясным образом в том, кто Я и кто послал Меня».
Не указывает ли Иисус в этом стихе на знаменитое пророчество (Втор 18:18−19) о том, что Бог воздвигнет Пророка, как Моисея, которого иудеи должны будут слушаться? Нельзя ли перифразировать Его слова так: «Я пришел как этот пророк, говорил слова Моего Отца, и они должны были принять и послушаться их. Отвержение обещанного Пророка подлежит осуждению и оставляет их без извинения».
Когда Господь говорит «не имели бы греха», Он, конечно же, не подразумевает, что они вообще не имели ничего греховного. Иисус таким образом лишь обозначает степень их вины. «Они были бы менее грешными, чем сейчас. То, что они слышали Меня и не поверили, только увеличивает их вину» (ср. Ин 9:41).
Давайте отметим, что существуют степени греха и что более всего вина человека усугубляется, если он неправильно использует дарованные ему духовные возможности.
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего
Цель этого стиха — объяснить, почему так велика вина людей, слышавших Христа, но не поверивших. Дело в том, что слова Христа были не просто Его словами, но и словами Отца. «Тот, кто относится к Моему учению с ненавистью, отвергая его, ненавидит не только Меня, но и Моего Отца, потому что Я и Отец одно». Еще раз нам напоминается о тесном союзе между первым и вторым лицами Троицы. Утверждение, что мы можем поклоняться и служить Богу, пренебрегая Христом, абсурдно. Пренебрегая Христом, мы пренебрегаем Отцом (см. Пс 68:10).
Пул отмечает: «Одним из распространенных заблуждений этого мира является то, что многие говорят о своей любви к Богу, являясь рьяными ненавистниками Христа и Его Евангелия. Наш Спаситель говорит, что это невозможно; кто ненавидит посланного, ненавидит и пославшего».
Хенгстенберг говорит: «Иудеи исповедовали свою любовь к Богу и на основании этой любви ненавидели Христа; однако Бог, которого они любили, был не истинным Богом, а фантомом, которого они называли Богом. Тот факт, что они отвергли Христа, несмотря на все Его слова духа и истины, показывал, что они враги Отца».
Если бы Я не сотворил
В этом стихе Господь представляет еще одно доказательство духовного падения иудеев. У них перед глазами, в подтверждение божественной миссии Христа, совершались дела и чудеса более многочисленные и великие, чем совершенные кем-либо до того. И тем не менее иудеи упорствовали в неверии. Чем большие дела они видели, тем больше они Его ненавидели; и, ненавидя Его подобным образом, они ненавидели не только Его, но и Отца, пославшего Его. «Иудеи не были бы настолько виновными, если бы они не видели Моих чудес и не слышали Моих слов. Теперь они видели и слышали неопровержимые доказательства Моей божественной миссии, но все равно остались в неверии. У них было самое ясное свидетельство — свидетельство дел и слов; но они упорствовали в ненависти ко Мне и к Отцу, пославшему Меня».
Здесь Бергон отмечает: «Это не значит, что всякое чудо, совершенное Христом, превосходило в своей славе любое чудо, совершенное Моисеем, Илией или Елисеем. Но деяниям Христа придавало особое величие то, каким образом Он их творил. Без усилий, с помощью только слов, Он показывал, что все творение повинуется Его воле».
Иисус доказывает то, что Он — Мессия, при помощи чудес, поэтому чудеса на самом деле свидетельствуют об истинности христианства, и мы не должны бояться использовать их в качестве аргумента в пользу нашей веры.<
да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно
Господь очень часто в Евангелиях цитирует Писание именно таким образом, поэтому особые комментарии здесь не нужны. Нельзя сказать, что названные Им события произошли для того, чтобы исполнилось Писание. Иисус лишь обращает внимание Своих слушателей на то, что в этих событиях исполнилось Писание.
«Их закон» в этом отрывке — выражение, обозначающее все книги Ветхого Завета.
Не совсем понятно, какое именно место в Ветхом Завете имеет в виду Иисус. Некоторые считают, что Он ссылается на общее свидетельство Писания, как в Мф 2:23. Другие, однако, указывают на Пс 30:19 и Пс 68:5.
Давайте отметим эту беспричинную, неизменную ненависть окружающих, которая была участью нашего Господа на земле. Его истинные ученики, в какую бы эпоху они ни жили, не должны удивляться, если подобная участь постигнет и их.
Когда же приидет Утешитель... Он будет свидетельствовать о Мне
По-видимому, цель этого стиха — ободрить учеников. Они не должны были падать духом из-за неверия и ожесточенности иудеев. Вскоре появится такой Свидетель, свидетельству которого иудеи не смогут сопротивляться. Придет Тот, кто предоставит такое свидетельство божественной миссии Христа, что даже самые нечестивые иудеи будут приведены в молчание и обезоружены, хоть и не обращены. Кто был этим обещанным Свидетелем? Им был Святой Дух, который с особой силой должен был сойти в день Пятидесятницы и обитать в Церкви. Вторая глава Деяний была первым исполнением этого стиха. Непреодолимое влияние, которое Евангелие приобрело в Иерусалиме, несмотря на все противодействие книжников и священников, фарисеев и саддукеев, было вторым исполнением.
Мы должны помнить, что «исхождение», о котором здесь говорится, означает не просто то, что Дух посылается Отцом и исходит от Отца. Все лучшие комментаторы сходятся во мнении, что здесь имеется в виду извечное «исхождение» Святого Духа.
Рассматривая этот стих, мы должны обратить особое внимание на язык, который использует Господь, говоря о Святом Духе. Он «Утешитель», или, скорее, Ходатай, в чем мы убедились ранее. Он «Дух истины», в чем мы также убедились ранее. Но мы должны особо отметить слова Христа «Я пошлю Его вам», а также слова «Он от Отца исходит». Последний глагол стоит в настоящем времени: «Он исходит», а не «будет исходить». Соответственно, это один из тех отрывков, которые предоставляют доказательство того, что Святой Дух исходит и от Отца и от Сына, хотя это доказательство и не прямое. Однако греческая церковь отрицает исхождение от Сына; и нужно честно признать, что Писание не говорит об этом так же ясно и прямо, как об исхождении от Отца. С другой стороны, трудно понять, как Сын может «посылать» Духа, если Дух ни в каком смысле от Него «не исходит». Вопрос этот очень сложен и таинственен, и наш разум не может полностью его охватить. Различие между Восточной и Западной Церковью более кажущееся, чем настоящее; и мы должны опасаться называть еретиками тех, кого, возможно, Бог принял. Давайте заботиться о том, чтобы у нас самих был Дух Святой в сердце; и, когда мы умрем, мы узнаем всю истину по этому спорному вопросу.
В любом случае, одна истина в этом отрывке кажется совершенно очевидной: Святой Дух — личность. В греческом языке об этом очень ярко свидетельствует род местоимений. В оригинале слову «которого» в этом стихе соответствует местоимение мужского рода, слову «который» — среднего, слову «Он» — мужского.
а также и вы будете свидетельствовать
Господь продолжает ободрять учеников. Несмотря на всю ожесточенность и неверие иудеев, случится так, что одиннадцать учеников получат силу свидетельствовать о божественной миссии их Господа, которой не сможет противостать ни один из их врагов. Из первых семи глав Деяний святых апостолов мы знаем, каким удивительным образом это исполнилось. К примеру, стих «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян 4:33) является точным исполнением обещания этого стиха.
Следует отметить, что в оригинале оба глагола в этом стихе стоят в настоящем времени. Буквальный перевод звучал бы так: «вы свидетельствуете» и «вы со Мною». Не указывает ли это на определенность того, что свидетельство будет дано? Не означает ли «вы свидетельствуете» — «вы обязательно получите силу делать это»?
Завершая рассмотрение этой главы, не преминем отметить, как последовательно наш благословенный Учитель наставил Своих учеников по трем важнейшим вопросам. Первый — это их отношение к Нему. Они должны «пребывать в Нем», как ветви на лозе. Второй — это их отношение друг ко другу. Они должны любить друг друга глубокой, жертвенной любовью, какой возлюбил их Учитель. Третий — их отношение к миру. Они должны ждать от него ненависти, а не удивляться ей, терпеливо сносить и не бояться ее.
Комментарии Джона Райла на Евангелие от Иоанна, 15 глава. Комментарии Джона Райла.
Публикуется с разрешения издателя.
© 2001−2004.