Библия » Августин Толкования Августина

Притчи 3 Притчи 3 глава

Стих 1

Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Притч 3:29), и не внимай злой женщине (3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; Притч 5:3; LXX)), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс 35:4), и не приняли совета моего (30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?

О благодати и свободной воле 2.4, Cl.0352,883.30

Стих 9

Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, Притч 3:9; LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?

Источник: О христианской жизни 12, Сl. 0730,12.1042.40

Стих 11

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX).

Проповеди 113А.4, Cl.0284,113А.MiAg1.145.6

Иное толкование

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, — там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении 14.11, Cl.0308,14.11.675.15

Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Источник: Проповеди 157.3, Cl.0284,157.PL38.860.52

***

И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:41; 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мк 14:38; 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11; Vulg).

Источник: О благодати и свободной воле 4.9, Cl.0352,887.34

Стих 34

Едва ли найдется страница в священных книгах, где не оказывается, что Бог противиться гордому, а смиренному посылает благодать.

Об учении христианском 3.23.33, Cl.0263,3.23.10

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на притчи Соломона, 3 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.