2. Камень и разрушенные царства. 2:1−49

Кризис во дворце и городе

Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него (2:1).

Почему Навуходоносору снились тревожные сны? Казалось бы, ничто на земле не представляло реальной опасности для него. Он имел громадную власть и богатство. Он был известен, уважаем, его боялись, его приказания не обсуждались, его воля никогда не оспаривалась. Его армии только что добились величайших успехов на полях сражений. И при этом ночь за ночью он видел один и тот же сон! День за днем он просыпался с растущим подозрением, что его личному благосостоянию и безопасности его государства угрожает что-то, что он не может контролировать, что-то, находящееся вне пределов видимого мира. Он не чувствовал себя в безопасности. С ростом тревоги возрастали и его неуверенность и гнев.

Его сильно разгневало, что ни один из его мудрецов, которым он щедро платил за службу, не мог внятно объяснить реальную причину его умственной и эмоциональной истощенности и понять, что мерцало в глубинах его подсознания. Он посулил большое вознаграждение магам, астрологам и чародеям: «Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его» (2:6). А на тот случай, если вознаграждение не сработает, он произнес и угрозу: «...если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины» (2:5).

Все было напрасно! Здесь было что-то, с чем Навуходоносор, со всей своей властью и влиянием, не мог управиться, что-то, что принадлежало иному миру, в котором его власть не признавалась. Это увеличило его чувство возмущения и гнева еще больше.

Этот опыт начал менять царя. Он стал чаще, чем прежде, впадать в угрюмый гнев, мрачное настроение и подозрительность. Он обвинил своих советников в тайных умыслах обмануть его (2:8). Атмосфера его двора тоже изменилась. Его бывшие друзья жили в страхе. Мы можем представить, что его родственники сильно переживали и недоумевали, что это за сон, который так изменил царя к худшему. Дело приближалось к кризису, когда он приказал истребить всех мудрецов Вавилона (2:12).

Возможно, вы узнаете в Навуходоносоре прототип многих других царей и политиков. Рейнхольд Нибур прав, когда находит чувство ненадежности и тревоги у многих современных правителей. Он обнаружил, что жажда власти в человеке стимулируется «мрачным осознанием» ненадежности его существования. «Человек искушается ненадежностью человеческого существования, чтобы обеспечить себе двойную безопасность» [. Niebuhr, The Nature and Destiny of Man, I (Nisbet 1944), pp. 201−203.], и поэтому он захватывает положение, добивается известности, богатства и власти. Но чем большего он добивается, чем выше он вскарабкивается, тем все в меньшей безопасности он себя ощущает и тем страшнее для него его возможное падение. Поэтому, чем большего он достигает, тем с большим отчаянием и тревогой стремится добиться еще большего. Так образуется порочный круг, который производит современных диктаторов и который заставляет диктатора быть грубым, неверным, свирепым и подозрительным. И мы имеем расовые и социальные меньшинства, становящиеся все более иррациональными и репрессивными в использовании власти, пока она в их руках, из-за ужасного чувства отчаянной слабости перед лицом губительных событий, которые должны произойти когда-нибудь в будущем.

Не стоит, однако, ограничиваться тиранами или политическими группами, когда вы ищите современные образцы того, что воплощено в Навуходоносоре с его нелегкими снами. Навуходоносор помогает нам также объяснить некоторые наши личные трагедии. Он — пример глубоко скрытого чувства неуверенности, которое может толкать человека к алкоголю, к никогда не удовлетворяемой жадности, к чрезмерной погоне за удовольствием, к иррациональному гневу, к странному и порой оскорбительному поведению по отношению к друзьям и семье.

Конечные вопросы

Конечно, к размышлению Навуходоносора о стабильности его империи и царского дома примешивались и другие вопросы, возникающие и у совсем обычных людей, занимающих в жизни скромное положение, которые порой глубоко задумываются над своим неизбежным концом и испытывают то, что современные богословы называют шоком от возможности небытия. В чем цель жизни и нашего существования? Куда ведет жизнь и где она закончится? Отчего в лучшие моменты моей жизни приходит странная тревожная мысль, что даже это благополучие может обернуться трагедией? Почему то, что хорошо и прекрасно, отмечено неуничтожимыми знаками нестабильности и непрочности? Даже Соломон, познавший все радости и удовольствия, построивший множество великолепных зданий и разбивший прекрасные сады, имевший множество слуг, жен и наложниц, наслаждавшийся своим богатством под аккомпанемент певцов и музыкантов, мог взглянуть с высоты своего величия на все дела рук своих и сказать, что «все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл 2:1−11).

Важно, что Навуходоносор во время того кризиса в его жизни желал, не просто чтобы ему интерпретировали сон, который, как он сам знал, возник из глубин его собственного подсознания, но чтобы ему пересказали сам этот сон. История с Навуходоносором напоминает нам о том, что когда мы задаемся теми же вопросами, какие тревожили его, мы тоже ничего не находим в собственном сознании, что могло бы пролить свет на окончательные ответы, которых жаждет наше сердце. Мы даже затрудняемся правильно поставить вопросы к этим окончательным ответам. Весь свет и мудрость, которых мы жаждем, должны придти из источника, находящегося вне нас, и поэтому мы нуждаемся не только в экспертах по человеческим проблемам, но также в тех, кто может соединить нас с высшей Мудростью и Словом.

Даниил — посредник

Интересно сравнить реакцию Даниила на проблему, с которой он столкнулся в гл 1, с его реакцией на угрозу Навуходоносора умертвить всех мудрецов (2:14−16). Тогда он четко сказал: «нет!» Теперь столь же ясно сказал: «да!» — и согласился помочь язычникам в той острой и трагической ситуации. Не стоит ли нам присмотреться к поведению Даниила в его мире, чтобы научиться вести себя мудрее в нашем мире? Мы иногда слишком категорично предписываем стиль поведения, для других и для себя, которому все должны следовать в служении Христу. Мы порой стремимся даже видеть в понятиях «вовлечение» и «отстранение» главные принципы поведения. Конечно, твердые принципы и правила помогают нам придерживаться точно заданного курса. Более того, правила необходимы для нашего руководства, поэтому Бог дал нам незыблемые и ясно сформулированные заповеди, которые следует исполнять со страхом и трепетом. Но Тот, к Чьему голосу мы прислушиваемся в наших этических решениях и Чьему примеру мы всегда должны следовать, был бесконечно отделен от грешников (см.: Евр 7:26) и в то же время глубоко и эмоционально вовлечен в жизнь грешников. Мы знаем, что в различных обстоятельствах могут быть периоды времени, когда мы призваны выразить наше свидетельство Ему другими путями.

Очень знаменательно в той истории, что Даниил становится на время ключевой персоной при дворе. Он один способен действовать решительно и проницательно, когда другие безнадежно подавлены и парализованы страхом. Только он способен предотвратить бедствие, угрожающее и Навуходоносору, и его советникам. Он прикрывает собою брешь и обнаруживает, что Бог дает ему мудрость и власть контролировать ситуацию. Все это должно быть понято читателями как исполнение обещания Бога о том, что через потомков Авраама даже язычники получат благословение (см.: Быт 12:3). Конечно, Даниил руководствовался разными мотивами. Прежде всего, он стремился спасти собственную жизнь и жизни своих друзей. При этом он действует не сам по себе, а по вере в Бога, Который, как он знает, уже вмешался в ситуацию, и хотя Даниил мог иметь только смутное представление о всей важности того, что происходит, он должен был почувствовать Божий призыв стать свидетелем Его силы в данном конкретном случае так же, как это было, когда он протестовал против нечистой пищи.

Даниил реагировал на опасную проблему совсем не так, как религиозные люди Вавилона, потому что он общался с живым Богом. Поэтому в тот момент он стремился поскорее включиться в события, а не оставаться отстраненным. Общаясь с Богом Израиля, он чувствовал себя обязанным служить не только иудеям, но и языческой Вавилонской империи, поскольку Бог Израиля действительно заботился об этом языческом императоре и состоянии его ума, заботился даже о судьбе горстки несчастных и до смерти напуганных так называемых «мудрецов». Божий свет, пролитый на Израиль в течение прошедших веков, теперь начал падать на таких, как Навуходоносор и его маги.

Поведение Даниила, когда он столкнулся с дворцовым кризисом и выполнял свою посредническую роль, представлено в двух весьма контрастных аспектах. Он действует с исключительной осмотрительностью и благоразумием. В его поступках нет и следа сверхъестественной уверенности. Он озабочен тем, чтобы никого не обидеть. В его действиях нет попытки воспользоваться случаем и свидетельствовать. Все время он пребывает в страхе, вплоть до момента, когда ему была открыта тайна в ночном видении. Он испрашивал со своими товарищами милости у Бога Небесного об этой тайне (2:18). Когда пришел ответ на эту молитву, он стал смиренно благодарить Бога (2:20−23). Ответ от Бога пришел как раз вовремя. Тревожное напряжение сохранялось до конца отведенного царем времени, и Ариох должен был поспешить к взбешенному царю, чтобы сообщить ему, что теперь все в порядке.

И, однако, в этой ситуации, не видя выхода, Даниил действовал с полной уверенностью, что Бог даст ему в необходимый момент мудрость для решения любой задачи и даст силу, чтобы встретить любую опасность. Он верил, что хотя вначале сам он не видел возможности справиться с возникшей проблемой, все это время у Бога имелось ее решение. Даниил верил, что Бог прояснит его путь в момент самой страшной растерянности. Он был уверен, что Бог, Которому он молился с друзьями, никогда их не оставит. Он был уверен, что милостью Божьей станет посредником настоящего чуда. Хотя он был по-человечески слаб и ничего наперед не знал, его спасло то, что он доверял живому Богу.

Загадка царского сна

И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении (2:19). Это означает, что он начал получать новое понимание планов, целей и деяний Бога на земле, что обычно недоступно человеческой мудрости. Это означает также, что он начал получать некоторый доступ к тому, каким образом он сам и Навуходоносор с его сном были вовлечены в осуществление Божьей цели. Когда мы прочитываем эту главу, у нас не остается сомнений, что тайна была о том, как Бог меняет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей (2:21) и таким образом заставляет историю служить Его воле, славе и любви.

Позже Даниил часто в молитвах получал другие откровения о текущих этапах истории на пути к ее завершению. Иногда ему даются числа, чтобы определить длительность интервалов времени в истории, хотя эти числа такие загадочные, что разобраться в них невозможно. Иногда откровения посылаются ему через необычные образы и странные символы. Сон Навуходоносора — это первое из символических видений, раскрывающих тайну грядущего. Он дает нам предварительный набросок всего хода истории, которая достигнет своей кульминации в приходе на землю Царствия Божьего. Этот сон является еще неясным до конца откровением о том, как Бог собирается исполнить обещание, данное Аврааму (см.: Быт 12:1 и дал.).

Выясняя у Бога смысл откровения, Даниил поступал так же, как его предшественники — пророки. Они знали, что по мере развития человеческой истории Бог будет выполнять Свою часть завета, заключенного с Авраамом (см.: Быт 15:17) и подтвержденного Моисею на горе Синай (см.: Исх 19), и они держались за свою веру в эти обещания об установлении трона дома Давидова на вечность (см.: 2Цар 7:16). Их служение включало задачу напоминать людям об обещании Бога, призывать людей выполнять свою часть договора и объяснять, как Бог собирается действовать через них, чтобы исполнить Свою часть, и как красота Его промысла будет в славе открыта в «последние дни». Этим пророкам, как и Даниилу, было дозволено частичное проникновение в божественную тайну и они были наделены способностью прорицания (см.: Иер 31:1−25; Ис 9:1 и дал.; Ам 9:11−15; Иоиль 2:28).

Даниил должен был раскрыть, какими путями Бог выполнял Свои цели не только в жизни иудеев, но также в окружающем их языческом мире, в Вавилоне. Была продемонстрирована готовность Бога приоткрыть завесу тайны даже язычникам (см.: Чис 22), хотя обычно Бог обращался к пророкам Израиля, когда собирался сделать или сообщить что-то важное (см.: Ам 3:7). Напуганному до смерти царю Вавилона Бог Израиля сообщил о будущем ходе историй, но Навуходоносор тщетно старался самостоятельно понять то, что веками занимало внимание пророков Израиля. Молясь с товарищами о том, чтобы Бог помог им истолковать видение Навуходоносора, Даниил надеялся одновременно понять нечто жизненно важное и новое, что должно прояснить будущее его соплеменников.

В постижении этого откровения Даниил был полностью зависим от Божественного вдохновения. И он умолял своих товарищей молиться о помощи Бога ему и когда он старается постичь тайну сна (2:18), и позднее, когда он будет растолковывать ее царю (2:27), ибо Даниил понимал, что только Сам Бог дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке (2:21, 22).

Тайны этой не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели (2:27), т. е. не могли люди помочь Даниилу понять то, что он стремился постичь. Не могли помочь никакие исследования и консилиумы. Даниил полностью осознал, что только Сам Бог, Который все видит, может дать ему понимание этого сна. Единственная надежда на обретение такого понимания была в признании, что он подошел к концу всех своих возможностей и должен молиться как слепой человек о даровании прозрения.

Провозглашение Царства Божьего

Как только тайна была раскрыта ему, Даниил почувствовал уверенность, что это было именно то, что Навуходоносор видел в своих снах. При объяснении сна царю, он старался толковать его содержание в терминах, которые Навуходоносор мог понять. Он начал с описания истукана огромных размеров (2:31), у которого голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные (2:32). Этот истукан впечатляет своей силой и твердостью до тех пор, пока не видны его ноги, сделанные из непрочного материала: ноги его частью железные, частью глиняные (2:33). Поэтому тот истукан крайне неустойчив. Он не может двинуться даже на один сантиметр. Но причиной страшного падения истукана стала главным образом не слабость его ног, приведшая к падению этого величайшего в истории символа человеческих достижений: Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю (2:34−35). Этот конец был значительно более катастрофичным и неожиданным, чем тот, который мог произойти в результате разрушения глиняных ног, поскольку весь громадный истукан рассыпался в тонкую пыль под воздействием камня, как от атомного взрыва, а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю (2:35).

Даниил был жестко откровенен, объясняя царю значение его сна. У империи, которую создал Навуходоносор, осталось сравнительно мало времени. След ее, конечно, еще долго будет виден в истории человечества. На ее фундаменте еще возникнут три-четыре другие империи, каждая из которых по-своему будет впечатляющей и мощной. Но в конечном счете окажется, что все величие и великолепие их опиралось на глиняные ноги. Однако конец их наступит не из-за того, что ноги из глины не смогут выдержать имперский груз длительное время, а потому, что все эти империи стояли на пути Небесного Царства, которое грядет и наполнит собой будущее истории человечества. Его триумф неизбежен, и империя Навуходоносора, как и последующие империи, неизбежно исчезнет.

Таким образом, мы видим, что приоткрытое завесы над тайной о будущем человеческой истории было сделано Богом в форме, доступной для восприятия как иудея Даниила, так и царя Навуходоносора с его языческим опытом. Во время Даниила существовало мнение, что человеческая история подразделяется на четыре великих эпохи, из которых каждая последующая менее счастливая, чем предыдущая. Каждую из четырех эпох символизировал определенный металл, причем его качество ухудшалось при переходе к последующей эпохе. Нет сомнений, что Навуходоносор знал этот миф, который отражал человеческий исторический опыт, и поэтому он легко воспринял объяснение.

У Даниила же, несомненно, возникла ассоциация данного царю видения об истукане на глиняных ногах с образом Голиафа, громадного филистимлянина, который стоял на пути Божьего народа и препятствовал исполнению Божьей цели — передаче евреям всей земли, которую они начали завоевывать (см.: 1Цар 17). Спустя века эта история была поднята и пересказана, чтобы уверить не только Божий народ, но и всех остальных, что нет такой земной власти, которая может встать на пути людей Божьих. Образ разрушения истукана камнем напомнил Даниилу также стихи из книг пророков Исаии и Михея о том, как «и будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис 2:2; Мих 4:1).

Детали образа

Даниил не объяснил, каким империям соответствует каждый металл в фигуре истукана. Он просто указал на то, что четыре выдающиеся и различные империи будут существовать прежде, чем Царство Божье окончательно придет в мир как кульминация всей истории. Это пророчество повторено в гл. 7, где ход человеческой истории представлен четырьмя зверями вместо четырех частей истукана. Поскольку утверждается, что при закате четвертой империи Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится (2:44), многие комментаторы предположили, что это должно указывать на рождение, смерть и воскрешение Иисуса Христа во времена Римской империи и что поэтому эти звери олицетворяют следующие империи: Вавилонскую, Мидо-Персидскую, Греческую и Римскую. Но многие современные ученые считают, что то, о чем сказано в ст. 44, было ожидаемо автором книги в царствование Антиоха Епифана (175−163 гг. до н. э.), в период существования Греческой империи. Некоторые же думают, что ст. 44 указывает на второе пришествие Христа в конце времен. Те, кто придерживается такого мнения, имеют в виду несколько иную последовательность империй. Нам лучше отложить наше окончательное суждение на этот счет, пока мы не изучим всю книгу, особенно гл. 7. Более того, мы должны помнить, что именно было главным для Даниила, когда он говорил о видении. Он не стремился точно определить будущие империи, но — убедить Навуходоносора в неизбежности наступления и триумфа Царства Божьего.

Камень с горы

В значении этого образа — камня — мы можем не сомневаться. Речь идет о Царстве Христовом. Оно, как камень, который оторвался от горы без содействия рук (2:34), грядет, внедрится в человеческую историю и изменит ее, принесет с собой погибель всем, кто стоит на его пути. Даниил говорит нам о том, что главная причина изломов человеческой истории не в моральных дефектах (ноги из глины), которые присущи любому обществу, не в социальных и экономических факторах, которые могут быть проанализированы, но, скорее, в развитии и росте невидимого Царства Христова, которое внедряется свыше в наш видимый мир, влияя на все, что происходит вокруг нас. Даниил провозгласил для своего времени призыв Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2). То, что Навуходоносор видел в своем сне и на что Даниил указывал в своей интерпретации — это, несомненно, Царство Бога, внедряющееся в земные дела с непреодолимой и все возрастающей силой, разрушая на своем пути все, что мешает его росту, и в конце концов устанавливаясь на земле без конкуренции и угрозы оппозиции, ибо ему должно быть и расти до тех пор, пока каждое творение не признает его.

Это Христос, Которого мы должны провозглашать сегодня этому миру, с его нестабильными империями и тиранами на глиняных ногах. В Новом Завете Христос Сам описан как «камень претыкания и камень соблазна» (1Пет 2:6−8), Который приносит осуждение и гибель тем, кто отвергает его, и уничтожает всех голиафов, которые бросают вызов армии живого Бога (1Цар 17). Христос является драгоценным краеугольным камнем (см.: Ис 28:16), который должен стать фундаментом Вечного Царства; и горе глупым строителям, если они позволяют искушать себя и отвергают Его, чтобы исполнять другие планы (см.: Пс 117:22)! С Ним, Сыном человеческим, пришедшим во плоти и крови и принесшим с Собой Его Царство во всей его реальности, мы должны связать все, что было сказано о Нем в Ветхом Завете, где Его воплощение, смерть, воскрешение и второе пришествие были определенно указаны.

Что же тогда этот истукан олицетворяет в новейшей истории? Он может представлять все худшее, что есть почти всегда во всех политических и культурных системах. Он может, конечно, говорить о прошлом, символизировать Греческую империю, Римскую, империю Наполеона, британский империализм, гитлеровский рейх. Но он может также рассматриваться и как предупреждение американскому капитализму или кубинскому социализму. Он может символизировать любую систему, которая стремится закрыться от животворящего влияния Иисуса Христа. Он может поведать нам, что нас ждет в будущем, если мы стоим на пути Божьего Царства. Ведь оно набирает скорость в своем наступлении и накапливает невидимую мощь, и все, что не сможет войти в него, в конечном счете будет развеяно, как сорная трава. Не следует придавать только политическое значение этому образу. Он может символизировать наши собственные маленькие империи: семью, круг общения, бизнес финансовый или церковный, где некоторые из нас сидят на троне, тщетно стараясь обрести безопасность и удовлетворение. Он может символизировать даже наше собственное будущее.

Но мы никогда не испытаем покоя, пока не признаем, что эти наши империи, какими бы они ни были, должны расступиться перед грядущим Царством Божьим.

Первая реакция царя

Царь, слушая Даниила, осознавал, что он встретился с реальностью истины, с Царством Божьим. Когда Даниил говорил о небесах, Навуходоносор невольно поднимал свои глаза вверх. Он осознал также, что получил предсказание чего-то более славного, важного и вечного, чем земная слава, мощь и дела вавилонского трона.

Глава заканчивается описанием того, как Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу (2:46), признал Бога Даниила (2:47) и назначил Даниила и его троих друзей на высокие государственные должности (2:48, 49). Реакция царя на истину не была достаточно глубокой, чтобы изменить радикально его мировоззрение, и мы не можем назвать это актом истинного покаяния или религиозного обращения, поскольку в следующей главе видим его возвратившимся к язычеству и своей гордыне.

Его поведение помогает нам понять, что религиозный опыт может вызывать эмоциональную реакцию, которая, однако, не затрагивает нашей глубинной сущности. Навуходоносор, конечно, прославил Бога Даниила, но даже в своем панегирике он опустил Его до уровня других божеств (2:47). Кальвин говорил [J. Calvin, Commentary on Daniel, ad hoc.], что исповедание веры в Бога Израиля Навуходоносором — это эмоциональный импульс, не имеющей истинной основы для покаяния. Но все же Кальвин признавал, что в целом это радостно — видеть языческого царя, проявляющего признаки благочестия и скромности. Кальвин заметил также, что даже фараон во время его борьбы против Моисея был настолько впечатлен тем, что он увидел силу Бога Израиля, что сразу же покаялся (см.: Исх 9:27; Исх 10:16).

Все же Навуходоносор сделал хороший рывок в направлении истинной веры. При оценке важности духовного опыта царя, нужно отметить, что он, как минимум, помог ему успокоиться. Это произошло благодаря тому, что царь перестал видеть только свои проблемы и государственные дела. Оттого, что люди не знают «горнего мира», на который нужно поднимать свои очи, не интересуются ничем, кроме собственных персон и своих проблем, и не вдохновляются ничем, кроме их собственных достоинств, — жизнь теряет свежесть, становится лихорадочной и разочаровывающей, и приходят тревожные сны как ее неотъемлемая часть. Для некоторых из наших современников было бы неплохо начать новую жизнь там, где Навуходоносор начал тот день, хотя он и не довел дела до конца. Новая жизнь и духовное исцеление могут придти к нам, когда мы стремимся не к выполнению только собственных эгоистических задач, а прославляем Бога. Навуходоносор исповедал Бога, и это принесло ему огромное облегчение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Роналда Уоллеса на книгу пророка Даниила, 2 глава. Библия говорит сегодня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.