Да Эфэсян 5 глава

Ліст сьвятога Паўлы апостала да Эфэсян
Пераклад Яна Станкевіча → Новой Женевской Библии

Пераклад Яна Станкевіча

1 Дык будзьце перайманьнікамі Бога, як мілаваныя дзеці;
2 І хадзіце ў міласьці, як і Хрыстос мілаваў нас і выдаў Сябе за нас, дар а аброк Богу на прыемны пах.
3 А бязулства а ўсялякая нечысьціня або жада няхай ня будуць нават менаваны памеж вас, як лець сьвятым.
4 І брыда, і дурная гаворка альбо шкелі, усе нягожае, але валей дзякаваньне;
5 Бо ведаеце, што ніякі бязуля, альбо нячысты, альбо прагавіты, каторы балвахвал, ня будзе мець спадку ў гаспадарстве Хрыста а Бога.
6 Няхай ніхто не ашукуе вас пустымі словамі, бо за гэта прыходзе гнеў Божы на сыноў непаслухменства ;
7 Дык ня будзьце сябрамі іхнымі.
8 Бо вы былі калісь цямнота, а цяпер — сьвятліня ў Спадару: хадзіце, як дзеці сьвятліні
9 (бо плод сьвятліні ў кажнай дабрыні а справядлівасьці а праўдзе),
10 Прабуючы, што падабае Спадар.
11 І ня майце ўчасьця зь бясплоднымі ўчынкамі цямноты, але валей ганьце.
12 Бо праз тое, што яны робяць патай, сорамна й гукаць.
13 Усеж, упіканае сьвятлінёю, робіцца яўным; бо ўсе, што робіцца яўным, сьвятліня ё;
14 Затым кажа: «Устань сьпячы, і ўскрэсьні зь мертвых, і асьвеце цябе Хрыстос».
15 Дык бачча, як вам хадзіць асьцярожна, не як нямудрым, але як мудрым,
16 Важачы час, бо дні благія.
17 Затым ня будзьце дурныя, але разумеючыя, што ё воля Спадарова.
18 І ня ўпівайцеся віном, у каторым бязулства, але поўніцеся Духам,
19 Размаўляючы мяжсобку псальмамі а гімнамі а песьнямі духоўнымі, пяючы а напяваючы сэрцам сваім Спадару,
20 Дзякуючы заўсёды за ўсё Богу а Айцу, у імя Спадара нашага Ісуса Хрыста.
21 Паддаючыся адзін аднаму ў страху Хрыстовым.
22 Жонкі, паддавайцеся мужом сваім, як Спадару,
23 Бо муж ё галава жонцы, як і Хрыстос галава Царкве, Ён Спас цела;
24 Але як Царква паддана Хрысту, так і жонкі мужом сваім у ўсім.
25 Мужы, любіце жонкі свае, як і Хрыстос любіў Царкву і аддаўся за яе,
26 Каб усьвяціць яе, ачысьціўшы абмыцьцём водным у слове;
27 Каб пастанавіць яе Сабе славутаю Царквою, плямы ня маючай, маршчака альбо чаго-колечы такога, але каб была сьвятой а беззаганнай.
28 Ды так маюць мужы любіць жонкі свае, як собскае цела свае: хто любе жонку сваю, любе самога сябе.
29 Бо ніхто ня мае ў ненавісьці собскага цела свайго, але жыве а кукобе, як і Хрыстос Царкву;
30 Бо мы чаланы цела Ягонага, ад цела Ягонага і ад косьцяў Ягоных.
31 Затым хай «пакіне чалавек айца свайго і маці сваю і прыліпне да жонкі свае, і будуць двое адно цела».
32 Тайна гэта вялікая, але я кажу ўзглядам Хрыста і ўзглядам Царквы.
33 Вось жа, кажны з вас няхай любе жонку сваю, як самога сябе; жонка ж хай баіцца мужа.

Новой Женевской Библии

5:1 как чада возлюбленные. Твердое сознание, что Бог действительно любит нас, является побуждением к самопожертвованию, к которому этот стих призывает человека.

5:3−4 не должны даже именоваться... не приличны вам. Призванные из среды человеческого рода (1:4−6) быть носителями воссозданного образа Божия (4:24), верующие способны принять с благодарностью все Его благие дары и восстановить их прямое назначение (Притч 5:18−19; 1Тим 4:1−5; Евр 13:4).

5:5 в Царстве Христа и Бога. В греческом оригинале перед словами «Христа» и «Бога» стоит один определенный артикль. Этим подчеркивается Божество Христа (Тит 2:13).

5:6 Хотя Судный день и может быть отвергаем безответственными, пустыми словами (2Пет 3:3−4), Суд Божий окончательно отделит непокорных сынов противления (2:2−3; ср. 5:5) от возлюбленных чад Божиих (1:4−5; 5:1).

5:8 некогда тьма, а теперь — свет. См. 2:11, 13. Павел ожидает от верующих большего, чем просто отказа от участия в том, что неизбежно навлечет гнев Божий. Они должны жить как «чада света» (Кол 1:13). Результат единства верующего со Христом тот, что Он, «свет миру» (Ин 8:12; Ин 9:5), сделал и их «светом мира» (Мф 5:14), светом для мира.

5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть. Павел считает некоторые деяния, совершаемые нехристианами, столь постыдными, что если на них падет свет христианского образа жизни, некоторые неверующие устыдятся и раскаются. Он предвидит, что присутствие христиан во тьме мира будет способствовать «просветлению» его.

5:18 не упивайтесь вином. Это, видимо, не просто запрещение вина. Скорее всего, Павел имеет в виду необузданные оргии культов, которым противополагается христианское богослужение. Например, широко был распространен культ Диониса (Вакха). Поклонение ему включало употребление вина до состояния глубокого опьянения; считалось, что при таком состоянии этот бог вселяется в тела своих поклонников. Этот культ и другие, подобные ему, апостол называет «распутством».

но исполняйтесь Духом. Запечатление Духом Святым (1:13−14; 4:30) — раз и навсегда положенное основание христианской жизни; исполнение Духом — существенная сторона христианской жизни. Оно не только может повторяться, его надо искать снова и снова, всегда. В Послании к Колоссянам Павел советует христианам дать «миру Христову» владычествовать в их сердцах и «слову Христову» обильно вселяться в них (Кол 3:15−16).

5:19 назидая самих себя... поя и воспевая... Господу. Другой перевод: «назидая друг друга». В каком-то смысле богослужение имеет одного-единственного слушателя, ибо обращено к Самому Богу. Но с другой стороны, верующие напоминают друг другу о величии Божием и о Его искупительном деле; они поддерживают друг друга, «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10:24).

псалмами и славословиями и песнопениями духовными. См. статью «Музыка в церкви».

5:21 Верующие должны строить свои взаимоотношения, подражая смирению и любви Христовым (ср. 4:32 — 5:2; Лк 22:24−27; Ин 13:14−16). Святой Дух есть Дух Христов, поэтому Он несовместим с гордостью, самонадеянностью, превозношением.

5:22 — 6:9 По меньшей мере еще со времен Аристотеля (IV в. до Р.Х.), античная этика рассматривала отношения между домочадцами в таких категориях: муж и жена, родители и дети, господа и рабы. Соответственно, основной задачей было помочь главе дома научиться наиболее эффективно «управлять» женой, детьми и рабами. Павел (и Петр), на примере этих же категорий провозглашают принцип христианской этики, в котором само понятие «управлять» созвучно понятию «любить», т.е. являть любовь Христову.

5:22−32 На протяжении всего Послания к Ефесянам Павел разрабатывал тему вселенского и общественного значения того, что Христос совершил Своей смертью и воскресением. Иисус Христос получил верховную власть над вселенной и историей; в Церкви Он преодолел разделения человечества по этническому и др. признакам, создал новую общину любви — Церковь, Свое тело. В новых взаимоотношениях внутри брака Христос исправляет прежний разрыв в человечестве по признаку пола. Павел считает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что, хотя они равны перед Богом, в браке мужу принадлежит инициатива, жене — отзывчивость. Это обосновано самим процессом сотворения (1Кор 11:8−9; 1Тим 2:13) и показывает, каким образом искупление во Христе восстанавливает сокровенную взаимозависимость, для наслаждения которой в браке были созданы мужчина и женщина.

5:22 повинуйтесь. Жена-христианка призвана с благодарностью принимать заботу и главенство своего мужа.

как Господу. См. ст. 24.

5:23 муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. В другом месте послания, говоря о главенстве Христа, Павел пишет, что Христос поставлен «выше всего, главою Церкви» (1:22) и является источником здоровья для тела и средством его возрастания к зрелости (4:14−16).

Спаситель. Христос служит образцом мужу не столько как Господь, сколько как Спаситель (ст. 25−27).

тела. Церковь — как бы воплощение для Самого Христа (ст. 28−30).

5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены. Жены воплощают отзывчивость Церкви по отношению к ее Жениху, посвящая жизнь мужьям.

во всем. Здесь указано, к какой безграничной отзывчивости призвана Церковь, а с нею и жены. Мужья призваны являть образец поведения, не только достойный доверия их жен, но и несущий на себе отсвет Христа.

5:25 Мужья, любите. Это место подчеркивает не власть мужа господствовать над женой, а его обязанность любить.

5:26−27 Павел раскрывает заботу Христа о Церкви: Он омыл ее от греховной скверны и теперь приготавливает ее разделить с Ним Его славу.

5:28−32 Слова о любви к жене как к собственному телу Павел понимает как предызображение (прообраз) Христа, «прилепившегося» к Своей супруге (ст. 31) Церкви.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.