К Ефесянам 5 глава

Послание Ефесянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Подражайте Богу, будучи Его любимыми детьми.
2 Живите в любви, как и Христос нас полюбил и отдал Самого Себя за нас как жертвенное приношение Богу, в приятное благоухание.
3 Среди вас ни в коем случае не должно быть даже намека на разврат, или другую нечистоту, или жадность — это не подобает святому Божьему народу.
4 В вашей речи не должно быть никаких непристойностей, пустой болтовни или грязных шуток, лучше благодарите Бога.
5 Знайте, что ни один человек: ни предающийся разврату, ни порочный, ни алчный — а это то же самое, что идолопоклонник, — не получит наследства в Царстве Христа и Бога.
6 И пусть никто не вводит вас в заблуждение пустыми словами, потому что за всё вышесказанное гнев Божий обрушится на непокорных.[15]
7 Не имейте ничего общего с такими людьми[16].
8 Когда-то вы были тьмой, но сейчас, когда вы в Господе, вы стали светом. Живите как дети света.
9 А плод света — это всякая доброта, праведность и истина.
10 Старайтесь разузнать, что приятно Господу.
11 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, напротив, обличайте эти дела.
12 О том, чем такие люди занимаются втайне, даже стыдно говорить.
13 Но всё тайное при свете становится явным.
14 Свет делает всё видимым, поэтому и говорится:
«Проснись, спящий! Воскресни из мертвых — и Христос осветит тебя»[17].
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как глупые, но как мудрые.
16 Дорожите временем, потому что в эти дни много зла.
17 Не будьте легкомысленны, а лучше старайтесь понять, в чем заключена воля Господа.
18 Не напивайтесь вином, это ведет к распутству[18]. Но лучше исполняйтесь Духом.
19 Наставляйте друг друга псалмами, гимнами и духовными песнопениями. Пойте и прославляйте Господа от всего сердца.
20 Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя нашего Господа Иисуса Христа.
21 Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом.
22 Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу.
23 Ведь муж — глава своей жене, как и Христос — Глава и Спаситель Церкви — Своего тела.
24 И как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям.
25 А вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь. Он Самого Себя отдал за неё,
26 чтобы сделать её святой, очистив её водным омовением через слово,
27 чтобы Ему поставить её перед Собой как славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-то подобного, чтобы она была святой и непорочной.
28 Точно так и мужья должны любить своих жен, любить, как свое собственное тело. Тот, кто любит свою жену, любит самого себя.
29 Ведь нет такого человека, кто бы ненавидел свое тело, но каждый питает свое тело и заботится о нём. Так и Христос заботится о Церкви,
30 потому что мы — члены Его тела.
31 «Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью».[19]
32 В этом великая тайна, но я говорю вам, что слова эти относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви.
33 А что касается вас, пусть каждый муж любит свою жену, как самого себя, и жена пусть почитает своего мужа.

Новой Женевской Библии

5:1 как чада возлюбленные. Твердое сознание, что Бог действительно любит нас, является побуждением к самопожертвованию, к которому этот стих призывает человека.

5:3−4 не должны даже именоваться... не приличны вам. Призванные из среды человеческого рода (1:4−6) быть носителями воссозданного образа Божия (4:24), верующие способны принять с благодарностью все Его благие дары и восстановить их прямое назначение (Притч 5:18−19; 1Тим 4:1−5; Евр 13:4).

5:5 в Царстве Христа и Бога. В греческом оригинале перед словами «Христа» и «Бога» стоит один определенный артикль. Этим подчеркивается Божество Христа (Тит 2:13).

5:6 Хотя Судный день и может быть отвергаем безответственными, пустыми словами (2Пет 3:3−4), Суд Божий окончательно отделит непокорных сынов противления (2:2−3; ср. 5:5) от возлюбленных чад Божиих (1:4−5; 5:1).

5:8 некогда тьма, а теперь — свет. См. 2:11, 13. Павел ожидает от верующих большего, чем просто отказа от участия в том, что неизбежно навлечет гнев Божий. Они должны жить как «чада света» (Кол 1:13). Результат единства верующего со Христом тот, что Он, «свет миру» (Ин 8:12; Ин 9:5), сделал и их «светом мира» (Мф 5:14), светом для мира.

5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть. Павел считает некоторые деяния, совершаемые нехристианами, столь постыдными, что если на них падет свет христианского образа жизни, некоторые неверующие устыдятся и раскаются. Он предвидит, что присутствие христиан во тьме мира будет способствовать «просветлению» его.

5:18 не упивайтесь вином. Это, видимо, не просто запрещение вина. Скорее всего, Павел имеет в виду необузданные оргии культов, которым противополагается христианское богослужение. Например, широко был распространен культ Диониса (Вакха). Поклонение ему включало употребление вина до состояния глубокого опьянения; считалось, что при таком состоянии этот бог вселяется в тела своих поклонников. Этот культ и другие, подобные ему, апостол называет «распутством».

но исполняйтесь Духом. Запечатление Духом Святым (1:13−14; 4:30) — раз и навсегда положенное основание христианской жизни; исполнение Духом — существенная сторона христианской жизни. Оно не только может повторяться, его надо искать снова и снова, всегда. В Послании к Колоссянам Павел советует христианам дать «миру Христову» владычествовать в их сердцах и «слову Христову» обильно вселяться в них (Кол 3:15−16).

5:19 назидая самих себя... поя и воспевая... Господу. Другой перевод: «назидая друг друга». В каком-то смысле богослужение имеет одного-единственного слушателя, ибо обращено к Самому Богу. Но с другой стороны, верующие напоминают друг другу о величии Божием и о Его искупительном деле; они поддерживают друг друга, «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10:24).

псалмами и славословиями и песнопениями духовными. См. статью «Музыка в церкви».

5:21 Верующие должны строить свои взаимоотношения, подражая смирению и любви Христовым (ср. 4:32 — 5:2; Лк 22:24−27; Ин 13:14−16). Святой Дух есть Дух Христов, поэтому Он несовместим с гордостью, самонадеянностью, превозношением.

5:22 — 6:9 По меньшей мере еще со времен Аристотеля (IV в. до Р.Х.), античная этика рассматривала отношения между домочадцами в таких категориях: муж и жена, родители и дети, господа и рабы. Соответственно, основной задачей было помочь главе дома научиться наиболее эффективно «управлять» женой, детьми и рабами. Павел (и Петр), на примере этих же категорий провозглашают принцип христианской этики, в котором само понятие «управлять» созвучно понятию «любить», т.е. являть любовь Христову.

5:22−32 На протяжении всего Послания к Ефесянам Павел разрабатывал тему вселенского и общественного значения того, что Христос совершил Своей смертью и воскресением. Иисус Христос получил верховную власть над вселенной и историей; в Церкви Он преодолел разделения человечества по этническому и др. признакам, создал новую общину любви — Церковь, Свое тело. В новых взаимоотношениях внутри брака Христос исправляет прежний разрыв в человечестве по признаку пола. Павел считает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что, хотя они равны перед Богом, в браке мужу принадлежит инициатива, жене — отзывчивость. Это обосновано самим процессом сотворения (1Кор 11:8−9; 1Тим 2:13) и показывает, каким образом искупление во Христе восстанавливает сокровенную взаимозависимость, для наслаждения которой в браке были созданы мужчина и женщина.

5:22 повинуйтесь. Жена-христианка призвана с благодарностью принимать заботу и главенство своего мужа.

как Господу. См. ст. 24.

5:23 муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. В другом месте послания, говоря о главенстве Христа, Павел пишет, что Христос поставлен «выше всего, главою Церкви» (1:22) и является источником здоровья для тела и средством его возрастания к зрелости (4:14−16).

Спаситель. Христос служит образцом мужу не столько как Господь, сколько как Спаситель (ст. 25−27).

тела. Церковь — как бы воплощение для Самого Христа (ст. 28−30).

5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены. Жены воплощают отзывчивость Церкви по отношению к ее Жениху, посвящая жизнь мужьям.

во всем. Здесь указано, к какой безграничной отзывчивости призвана Церковь, а с нею и жены. Мужья призваны являть образец поведения, не только достойный доверия их жен, но и несущий на себе отсвет Христа.

5:25 Мужья, любите. Это место подчеркивает не власть мужа господствовать над женой, а его обязанность любить.

5:26−27 Павел раскрывает заботу Христа о Церкви: Он омыл ее от греховной скверны и теперь приготавливает ее разделить с Ним Его славу.

5:28−32 Слова о любви к жене как к собственному телу Павел понимает как предызображение (прообраз) Христа, «прилепившегося» к Своей супруге (ст. 31) Церкви.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [15] — Букв.: потому что за это приходит гнев Божий на сынов непокорности.
7 [16] — Букв.: с ними.
14 [17] — По всей вероятности, это были слова песни, которую пели в первых христианских церквах.
18 [18] — См. Прит 23:31-35; Ис 5:11.
31 [19]Быт 2:24.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.