От Марка 4 глава

Евангелие от Марка
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 И снова стал Он учить на морском берегу. Собралась к Нему огромная толпа, так что пришлось Ему сесть в лодку на воде, а вся толпа оставалась на морском побережье.
2 Он наставлял их многими притчами, и вот каким было Его наставление:
3 — Послушайте: вышел сеятель сеять зёрна.
4 И когда он сеял, одно зерно упало при дороге — налетели птицы, склевали его.
5 Другое зерно попало на каменистую землю, где почвы было немного: оно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,
6 но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.
7 Еще одно зерно попало в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили росток, не принес он плода.
8 А были и такие зерна, что попали в плодородную почву и принесли урожай, когда взошли ростки: какое в тридцать, какое в шестьдесят, какое и во сто крат.
9 И добавил:
— У кого есть уши, пусть услышит.
10 А когда они остались одни, кто был вокруг Него вместе с Двенадцатью стали Его расспрашивать о значении притчи
11 и Он им ответил:
— Вам доверено таинство Царства Божьего, а прочим всё открывается только в притчах:
12 «Смотреть-то будут, да не увидят, слушать-то будут, да не поймут, А иначе бы они обратились и получили прощение»*.
13 И говорит им:
— Не поняли вы этой притчи? А как поймете остальные?
14 Сеятель — он сеет Слово.
15 Зерна, что упали при дороге — это когда Слово посеяно, но едва его услышат люди, как приходит сатана и похищает только что посеянное в них Слово.
16 А зерна, что попали на каменистую землю — это когда они услышат Слово и тотчас радостно его примут,
17 но слово не пустит корня — они переменчивы, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как они поддаются соблазну.
18 И еще есть зерна, что попали в сорняки — это когда они услышат слово,
19 но подступят заботы о мирском, соблазн богатства и всякие прочие желания, задушат они Слово — и останется человек без плода.
20 А зерна, что попали в хорошую почву — это когда они выслушают Слово, примут его и принесут плод: кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто и во сто крат.
21 Еще сказал им:
— Разве для того зажигают светильник, чтобы накрыть его горшком или поставить под кровать? Нет, ему место на подсвечнике!
22 Не бывает, чтобы тайное не стало однажды явным, чтобы сокрытое не вышло на свет.
23 У кого есть уши, пусть услышит.
24 Еще сказал им:
— Слушайте и внимайте! Какой мерой меряете — такой и вам отмерено будет, и добавлено сверх того.
25 У кого есть — тому и будет дано с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.
26 Еще сказал:
— Царство Божье — с ним так: бросил человек семя в почву,
27 спит он ночью, встает поутру, а семя пускает росток, тянется вверх, но он того не видит.
28 Земля плодоносит сама по себе: сперва зеленый побег, потом колос, потом он наливается зерном.
29 И когда созрел урожай, человек берется за серп, потому что настала пора жатвы.
30 Еще сказал:
— С чем сравнить нам Царство Божье, где найти для него подобие?
31 Зернышко горчицы: когда сеют его в почву, оно меньше всех семян на земле.
32 А когда прорастет, поднимется и станет больше всех растений в саду, раскинет могучие ветви, так что в тени его птицы небесные смогут найти приют*.
33 Он рассказывал им множество подобных притчей — насколько им удавалось Его понять.
34 А без притчей Он с ними и не говорил, но наедине всё объяснял Своим ученикам.
35 Еще сказал им вечером того самого дня:
— Переправимся на ту сторону*.
36 Они простились с народом и отплыли вместе с Ним на лодке, в которой Он сидел (а лодки там были и другие).
37 Налетела сильная буря, волны захлестывали лодку, и она уже набрала воды —
38 а Он прилег на корме и уснул на подушке. Они Его разбудили, сказали:
— Учитель, Тебя не заботит, что мы погибаем?
39 Он поднялся — и приказал ветру, и повелел морю:
— Утихни! Уймись!
Ветер утих, настала полная тишина.
40 А им сказал:
— Что ж вы так боязливы? Так и нет у вас веры?
41 Они страшно испугались и говорили друг другу:
— Да кто же Он такой, что ветер и море повинуются Ему?

Толкования Августина

Стих 11

То, что Он, казалось бы, говорил тайно, некоторым образом не было тайным. Ибо Он говорил не для того, чтобы слушающие потом умолчали о сказанном, но чтобы повсюду было оно проповедано. Можно говорить одновременно явно и не явно, тайно и не тайно, как сказано: « ...они своими глазами смотрят, и не видят» (Ср. 9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ис 6:9−10). Как же это: смотрят — значит явно, не тайно; но не видят — значит не явно, но тайно? Все, что они слышали, но не поняли, было таким, что обвинять Его не имели они оснований. Всякий раз, когда они спрашивали Его в надежде найти, в чем бы таком Его обвинить, Он отвечал им таким образом, что все их уловки проваливались и все козни расстраивались.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 113.3.38 [CCL 36:638].

Стих 20

Вчера взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам. Я сказал: меняйтесь, пока есть возможность; вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник! Не имейте грубого сердца — в нем быстро угаснет Божие Слово! (Ср. 8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, Пс 94:8; 14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Притч 28:14; 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк 16:14) Не будьте мягкой почвой — в ней корень любви непрочен! Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом! Ведь сеет Господь, а мы — работники Его. Будьте доброй почвой! (Ср. 19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. Ис 1:19−20; 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Ос 10:12; 47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. 48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. Лк 6:47−48)

Проповеди. Сl. 0284, 73.38.471.25.

Стих 32

Как матери кафолической Церкви быть с теми, кто воюет против нее — ведь они ее сыновья? Она — как огромное дерево, ветви которого простираются на весь мир; и вот в Африке отломился сучок1. Она же рождает их в муках, дабы к корню вернулись, без которого истинно жить не могут.

Примечания

  • 1 — Имеется в виду донатисткий раскол, который охватил Северную Африку в 4−5 вв. н.э.

Послания. Сl. 0262, 185.57.8.29.19.

Стих 41

Ты услышал брань — это ветер; ты разгневан — это теченье. Дует ветер, поднимаются волны, твой корабль в опасности, в опасности сердце твое, сердце дрожит. Услышав злословие, ты хочешь отплатить тем же. И вот, отплатив и сделав другому зло, сам потерпел кораблекрушение. Отчего так? Оттого, что Христос в тебе спит. Что означает «Христос в тебе спит»? Что ты забыл Христа. Так что разбуди Христа, вспомни о Нем, и проснется в тебе Христос... Родилось искушение — это ветер; ты в смятении — это волны. Буди Христа, и Он станет с тобой говорить. Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Ср. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Мф 8:27; 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? Лк 8:25).

Источник: Проповеди. Сl. 0284, 63.38.424.20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.