По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Он снова начал учить у моря. К Нему собралась огромная толпа, так что Он вошел в лодку и отплыл от берега, а толпа стояла на берегу.
2 Он многому учил их в притчах, и вот что Он сказал им:
3
— Послушайте!
Вышел сеятель в поле.
4
Когда он сеял,
одни зерна упали у дороги,
и прилетели птицы, и все склевали;
5
а другие зерна упали на камни,
где не хватало земли.
И они тотчас проросли,
ибо слой земли был слишком тонок.
6
Но когда взошло солнце, то ростки опалило.
А глубоких корней у них не было — и они засохли.
7
Другие зерна упали в заросли колючек.
И поднялись колючки,
и заглушили ростки,
и они остались бесплодными.
8
А еще были зерна, упавшие в добрую землю.
Они давали урожай, поднимаясь и вырастая,
и плодоносили тридцатикратно, шестидесятикратно
и стократно.
9 И Он сказал:
— У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
10 А когда Иисус остался один, Его спутники и Двенадцать спросили, почему Он учит в притчах.
11 Он ответил:
— Тайна Божьего Царства открыта вам, а посторонним всё дается в притчах,
12
чтобы они вглядывались и не видели,
вслушивались и не понимали,
и не обратились к Богу,
и не получили прощения.
13 Он сказал им:
— Если вы не понимаете эту притчу, то как же вы постигнете все остальные?
14 Сеятель сеет слово.
15 Вот те, что «у дороги», у которой сеется слово: когда они слышат его, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в них.
16 А вот те, что посеяны «на каменистой почве»: когда они слышат слово, тотчас с радостью принимают его.
17 Но «корня» у них нет, они нестойкие, и во время бедствий или гонений за слово они тотчас отступаются.
18 А вот и другие — те, что посеяны «в колючках»: они услышали слово,
19 но затем к ним приходят мирские заботы, страсть к богатству и прочие желания, и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
20 А вот и те, что посеяны «в добрую землю»: они слышат слово, принимают его и плодоносят тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.
21 Он сказал им:
— Разве светильник приносят в дом для того, чтобы накрыть его горшком или спрятать под кровать? Разве не для того, чтобы поставить его на подставку?
22 Ибо скрытое должно обнаружиться, а потаенное — явиться открыто.
23 У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
24 Он сказал им:
— Будьте внимательны к тому, что слышите! Той мерой, что вы отмеряете, будет отмерено и вам, и еще добавлено.
25 Ибо тому, кто имеет, будет дано. А у того, кто не имеет, будет отнято и то, что он имеет.
26 Он сказал:
— Божье Царство — это как если бы человек посеял в землю зерно,
27 и спал бы ночью, и бодрствовал днем, а зерно давало бы побег. Побег растёт, а как — человек не замечает.
28 Земля плодоносит сама собой. Сначала появляется стебель, потом колос, потом полновесное зерно в колосе.
29 А когда зерна созреют, человек тотчас пускает в дело серп, ибо пришла пора жатвы.
30 Он сказал:
— С чем нам сравнить Божье Царство или какой притчей изобразить его?
31 Сравним его с горчичным зёрнышком. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян в земле.
32 Но когда его посеют, оно поднимается и становится больше всех огородных растений, и пускает длинные ветви, так что в его тени укрываются птицы.
33 Он учил их, рассказывая много подобных притч — сообразно тому, что они могли понять.
34 А без притчи Он ничего им не говорил, но наедине с учениками объяснял им всё.
35 В тот же день, когда настал вечер, Он сказал им:
— Давайте переправимся на другой берег!
36 Отпустив толпу, они вошли к нему в лодку и отплыли. Рядом были и другие лодки.
37 Поднялась сильная буря, и волны захлестывали лодку, так что она уже наполнялась.
38 А Он спал на корме, положив голову на подушку. Они разбудили Его и сказали:
— Учитель, разве Тебе нет дела, что мы тонем?
39 Проснувшись, Он унял ветер и сказал морю:
— Тихо, замолчи! Ветер сразу унялся, и наступило глубокое затишье.
40 А им Он сказал:
— Чего вы боитесь? У вас всё ещё нет веры?
41 Они пришли в ужас и спрашивали друг у друга:
— Кто Он такой, что и ветер и море ему подчиняются?

Толкования Августина

Стих 11

То, что Он, казалось бы, говорил тайно, некоторым образом не было тайным. Ибо Он говорил не для того, чтобы слушающие потом умолчали о сказанном, но чтобы повсюду было оно проповедано. Можно говорить одновременно явно и не явно, тайно и не тайно, как сказано: « ...они своими глазами смотрят, и не видят» (Ср. 9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ис 6:9−10). Как же это: смотрят — значит явно, не тайно; но не видят — значит не явно, но тайно? Все, что они слышали, но не поняли, было таким, что обвинять Его не имели они оснований. Всякий раз, когда они спрашивали Его в надежде найти, в чем бы таком Его обвинить, Он отвечал им таким образом, что все их уловки проваливались и все козни расстраивались.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 113.3.38 [CCL 36:638].

Стих 20

Вчера взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам. Я сказал: меняйтесь, пока есть возможность; вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник! Не имейте грубого сердца — в нем быстро угаснет Божие Слово! (Ср. 8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, Пс 94:8; 14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Притч 28:14; 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк 16:14) Не будьте мягкой почвой — в ней корень любви непрочен! Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом! Ведь сеет Господь, а мы — работники Его. Будьте доброй почвой! (Ср. 19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. Ис 1:19−20; 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. Ос 10:12; 47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. 48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. Лк 6:47−48)

Проповеди. Сl. 0284, 73.38.471.25.

Стих 32

Как матери кафолической Церкви быть с теми, кто воюет против нее — ведь они ее сыновья? Она — как огромное дерево, ветви которого простираются на весь мир; и вот в Африке отломился сучок1. Она же рождает их в муках, дабы к корню вернулись, без которого истинно жить не могут.

Примечания

  • 1 — Имеется в виду донатисткий раскол, который охватил Северную Африку в 4−5 вв. н.э.

Послания. Сl. 0262, 185.57.8.29.19.

Стих 41

Ты услышал брань — это ветер; ты разгневан — это теченье. Дует ветер, поднимаются волны, твой корабль в опасности, в опасности сердце твое, сердце дрожит. Услышав злословие, ты хочешь отплатить тем же. И вот, отплатив и сделав другому зло, сам потерпел кораблекрушение. Отчего так? Оттого, что Христос в тебе спит. Что означает «Христос в тебе спит»? Что ты забыл Христа. Так что разбуди Христа, вспомни о Нем, и проснется в тебе Христос... Родилось искушение — это ветер; ты в смятении — это волны. Буди Христа, и Он станет с тобой говорить. Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Ср. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Мф 8:27; 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? Лк 8:25).

Источник: Проповеди. Сl. 0284, 63.38.424.20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.