По Марку 9 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Затем Он сказал им:
— Амен, Я говорю вам: некоторые из стоящих здесь не узнают смерти, пока не увидят, как Божье Царство пришло в силе.
2 Шесть дней спустя Иисус, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору. Его облик изменился у них на глазах.
3 Его одежда стала ослепительно белой — так ни один сукновал на земле не может отбелить.
4 Тут они увидели Илию с Моисеем, беседовавших с Иисусом.
5 Тогда Петр сказал Иисусу:
— Рабби, хорошо, что мы здесь. Давай мы сделаем три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея, третий для Илии!
6 Ведь он не знал, что сказать: их поразил страх.
7 И тогда появилось облако, укрывшее их тенью. Из облака прозвучал голос:
— Это Мой любимый Сын, слушайте Его!
8 И вдруг, оглянувшись, они увидели рядом с собой одного только Иисуса.
9 Когда они спускались с горы, Он велел им рассказывать о том, что они видели, только после того, как Сын человеческий воскреснет из мертвых.
10 Они запомнили эти слова и стали спорить между собой, что такое «воскреснуть из мертвых».
11 А Его они спросили:
— Почему книжники говорят, что сначала придет Илия?
12 Он ответил им:
— Да, Илия придет сначала и всё восстановит. А как же тогда написано о Сыне человеческом, что Он будет много страдать и Его будут презирать?
13 Что же, Я говорю вам: Илия уже пришел, и люди поступили с ним так, как хотели, как и написано о нём.
14 Вернувшись к остальным ученикам, они увидели вокруг них большую толпу и книжников, споривших с ними.
15 Все в толпе, как только увидели Иисуса, изумились и побежали приветствовать Его.
16 Он спросил:
— Что вы спорите?
17 Кто-то из толпы ответил:
— Учитель, я привел к Тебе сына, в нём дух немоты.
18 Везде, где его схватывает дух, он валит его на землю, у мальчика изо рта идет пена, он сжимает зубы, а потом застывает. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли.
19 Иисус ответил им:
— О неверное поколение! Долго ли Мне ещё быть с вами?! Долго ли Мне ещё терпеть вас?! Ведите мальчика ко Мне!
20 Его привели к Иисусу. А дух, увидев Иисуса, тотчас скрутил мальчика: он упал и стал кататься по земле, испуская пену.
21 Иисус спросил у отца:
— С каких пор это у него?
Тот ответил:
— С раннего детства.
22 Дух часто бросал его даже в огонь и в воду, чтобы погубить. Но если Ты что-нибудь можешь, помоги нам, сжалься над нами!
23 Иисус сказал ему:
— Ты говоришь «Если можешь...» Всё может тот, кто верит.
24 Отец мальчика тотчас воскликнул:
— Я верю! Помоги моему неверию!
25 А Иисус, увидев, что к ним сбегается толпа, унял нечистого духа, сказав ему:
— Дух немоты и глухоты, Я тебе приказываю: выйди из него и больше никогда не входи!
26 Нечистый дух, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел. Мальчик стал как мёртвый, так что многие говорили: «Он умер».
27 А Иисус поднял его за руку, и он встал.
28 Когда Он вошел в дом, ученики наедине спросили его:
— Почему мы были не в силах изгнать его?
29 Он сказал им:
— Эту породу можно изгнать только молитвой.
30 Уйдя оттуда, они шли по Галилее, и Он хотел остаться неузнанным.
31 Ибо Он принялся наставлять учеников:
— Сын человеческий будет выдан в руки человеческие. И убьют Его. Но на третий день после смерти Он воскреснет.
32 Ученики не могли понять эти слова, а спросить Его боялись.
33 Они пришли в Капернаум. Войдя в дом, Иисус стал спрашивать у них:
— О чём вы спорили в пути?
34 А они молчали, потому что в пути они спорили между собой, кто из них главнее.
35 Тогда Он сел, позвал Двенадцать и сказал:
— Тот, кто хочет быть первым, пусть станет самым последним и слугой для всех!
36 Затем Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал:
37 — Кто принимает таких детей ради Моего имени, принимает Меня. А кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня.
38 Иоанн сказал Ему:
— Учитель, мы видели, как некто Твоим именем изгонял демонов, и хотели помешать ему, ибо он не следовал за нами.
39 А Иисус сказал:
— Не надо мешать ему! Всякий, кто проявит силу, призывая Моё имя, уже не сможет вскоре оскорбить Меня.
40 Кто не действует против нас, тот уже за нас.
41 И кто напоит вас хоть кружкой воды ради того, что вы носите имя Помазанника, — амен, Я говорю вам, он не потеряет своей награды.
42 А всякому, кто отвратит от веры одного из таких малых, верящих в Меня, лучше быть брошенным в море с жерновом на шее.
43 И если твоя рука совращает тебя, отруби её! Лучше тебе калекой войти в жизнь, чем с обеими руками попасть в Ге-Хинном, в неугасимый огонь!
44 [ отсутствует в NA ]
45 И если твоя нога совращает тебя, отруби её! Лучше тебе хромым войти в жизнь, чем с обеими ногами быть брошенным в Ге-Хинном!
46 [ отсутствует в NA ]
47 И если твой глаз совращает тебя, вырви его! Лучше тебе одноглазому войти в Божье Царство, чем с обоими глазами быть брошенным в Ге-Хинном,
48 где червь пожирающий не умирает и огонь не гаснет.
49 Ведь каждый будет посолён огнем.
50 Соль хороша. Но если соль станет пресной, чем её поправите? Имейте в себе соль и живите в мире друг с другом.

Толкования Августина

Стих 1

Исключая день, в который Иисус это произнес,1 и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь2 , принимая тем самым часть за целое.

О согласии евангелистов.

Примечания

  • 1 — См. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Мк 9:1
  • 2 — См. 28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Лк 9:28

Стих 3

Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Он для сердец.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.490.53.

Стих 7

Там был Моисей, был Илия. Не сказано: «Они — сыновья Мои возлюбленные».

Одно дело — Единственный Сын, другое — усыновленные. Он повелел все то, что принесло славу закону и пророкам.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.491.41.

Стих 24

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле? (8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Лк 18:8.) Он сказал это о вере совершенной — такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна? (Ср. 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мф 17:20, 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; Мф 21:21.) Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Лк 17:5.). Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи; несовершенная вера — когда говорит: ...помоги моему неверию (Ср. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр 10:12.).

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.42.

***

Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Деян 2:21; Ср. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Рим 10:13.). Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили? (14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Рим 10:14.) Потому будем верить, чтобы молиться (Ср. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. Мк 11:24; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф 21:22.), и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.19.

Стих 34

Взгляните на дерево: оно укрепляется сначала внизу, чтобы затем расти ввысь. Оно укрепляет свой корень в земле1 , чтобы вершина устремилась в небо. Разве не опирается оно на то, что внизу?2 А ты хочешь горнего достичь без любви ( Ср. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч 18:12) — то есть без корня устремляешься в небо? Но это падение, а не рост!

Примечания

  • 1 — Лат. in humili. — Прим. Ред.
  • 2 — Лат. in humilitate.— Прим. Ред.

Проповеди. Cl. 0284, 117.38.671.39.

Стих 38

Человека, о котором рассказывал Иоанн и по поводу которого Господь произнес последующие слова, не следует противопоставлять сообществу учеников, как если бы он был еретик, который отвергал это сообщество. Напротив, он был из числа тех, кто еще не решился приобщить себя к таинствам христовым, но кто имени христианина благоволит. Люди такого рода даже поддерживают христиан и оказывают им услуги только потому, что те — христиане. Это о них Господь говорит, что они не потеряют награды своей (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42). И не потому, что они могут чувствовать себя в безопасности по причине расположения, которое они оказывают христианам, — ведь и Христовым крещением они еще не очищены и в союз с Ним не приняты. Тем не менее они настолько руководствуются милосердием Божием, что, пребывая такими, могут безопасно покинуть век сей. Еще до того, как они присоединятся к числу христиан, такие люди действительно являются более полезными, нежели те, кто, получив имя христианина и доступ к Христовым таинствам, дают такие советы, что, если следовать им, попадешь в вечную погибель.

Источник: О согласии евангелистов . С1. 0273, 4.6.7.401.20.

***

Нечто от кафоличности может быть и вне Церкви, и имя Христово может пребывать вне Христовой общины, как это случилось, например, когда именем Христа изгонял бесов тот, кто не ходил с учениками. С другой стороны, и в Церкви может существовать притворство: например, среди тех, кто веку сему возвещает словами, но не делами, хотя само притворство и не кафолично. Подобно тому как в Церкви встречается то, что не кафолично, так и вне ее можно встретить то, что кафолично.

О крещении. С1. 0332, 7.39.77.363.5.

Стих 39

Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником (Ср. 49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Лк 9:49). Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас» (Ср. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:22−23), если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты (Ср. 3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Деян 10:3−4).

Послания. С1. 0262, 187.57.12.113.20.

Иное толкование

Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого (Ср. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф 7:6, 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мф 15:26; 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мк 7:27), считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн (Ср. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Мф 5:30, 8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Мф 18:8−9; 42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк 9:42−48). Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел (Ср. 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:29−30.). Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

О вере и делах. С1. 0294, 4.6.41.9.

Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: «Не запрещайте ему». Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви ‹…›

См. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23

Источник: "О согласии евангелистов". Глава V

Стих 40

Оба выражения истинны: и то, где Он говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23), — и то, где говорит: Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Это трудно понять иначе, как необходимость укрепляться в почитании имени Христова, что не против Церкви, но за нее. В разделении же следует обвинить того, кто собирает и расточает, чтобы, придя в Церковь, он брал там не то, что уже имеет, но очищался от заблуждений.

О крешении. С1. 0332, 1.7.9.155.5.

***

Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они с нами, а не против нас (Ср. 50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Однако она осуждает и запрещает разделения и любые суждения еретиков против мира и истины. В этом они против нас, потому что не с нами, потому что не собирают с нами, а следовательно, расточают (Ср. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23).

О согласии евангелистов. С1. 0273, 4.5.6.400.10.1

Примечания

  • 1 — Для более подробного знакомства с учением Августина о Церкви и таинствах см., например, его книгу О крещении (De baptismo contra Donatistas). Донатисты, с которыми полемизировал Августин, настаивали на перекрещивании еретиков и схизматиков и считали, что действенность таинств зависит от святости совершающих их клириков. — Прим. ред.

Стих 42

В одном и том же месте Он трижды повторяет те же слова 1. Кто не устрашится от такого повтора и такой угрозы наказания, весомо звучащей из уст Божиих?

О граде Божием. Сl. 0313, 48.21.9.16 [CCSL 48:774].

Примечания

  • 1 — Т.е. слова «лучше тебе» в 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, Мк 9:43−47.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.