По Марку 9 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Затем Он сказал им:
— Амен, Я говорю вам: некоторые из стоящих здесь не узнают смерти, пока не увидят, как Божье Царство пришло в силе.
2 Шесть дней спустя Иисус, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору. Его облик изменился у них на глазах.
3 Его одежда стала ослепительно белой — так ни один сукновал на земле не может отбелить.
4 Тут они увидели Илию с Моисеем, беседовавших с Иисусом.
5 Тогда Петр сказал Иисусу:
— Рабби, хорошо, что мы здесь. Давай мы сделаем три шалаша: один для Тебя, другой для Моисея, третий для Илии!
6 Ведь он не знал, что сказать: их поразил страх.
7 И тогда появилось облако, укрывшее их тенью. Из облака прозвучал голос:
— Это Мой любимый Сын, слушайте Его!
8 И вдруг, оглянувшись, они увидели рядом с собой одного только Иисуса.
9 Когда они спускались с горы, Он велел им рассказывать о том, что они видели, только после того, как Сын человеческий воскреснет из мертвых.
10 Они запомнили эти слова и стали спорить между собой, что такое «воскреснуть из мертвых».
11 А Его они спросили:
— Почему книжники говорят, что сначала придет Илия?
12 Он ответил им:
— Да, Илия придет сначала и всё восстановит. А как же тогда написано о Сыне человеческом, что Он будет много страдать и Его будут презирать?
13 Что же, Я говорю вам: Илия уже пришел, и люди поступили с ним так, как хотели, как и написано о нём.
14 Вернувшись к остальным ученикам, они увидели вокруг них большую толпу и книжников, споривших с ними.
15 Все в толпе, как только увидели Иисуса, изумились и побежали приветствовать Его.
16 Он спросил:
— Что вы спорите?
17 Кто-то из толпы ответил:
— Учитель, я привел к Тебе сына, в нём дух немоты.
18 Везде, где его схватывает дух, он валит его на землю, у мальчика изо рта идет пена, он сжимает зубы, а потом застывает. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли.
19 Иисус ответил им:
— О неверное поколение! Долго ли Мне ещё быть с вами?! Долго ли Мне ещё терпеть вас?! Ведите мальчика ко Мне!
20 Его привели к Иисусу. А дух, увидев Иисуса, тотчас скрутил мальчика: он упал и стал кататься по земле, испуская пену.
21 Иисус спросил у отца:
— С каких пор это у него?
Тот ответил:
— С раннего детства.
22 Дух часто бросал его даже в огонь и в воду, чтобы погубить. Но если Ты что-нибудь можешь, помоги нам, сжалься над нами!
23 Иисус сказал ему:
— Ты говоришь «Если можешь...» Всё может тот, кто верит.
24 Отец мальчика тотчас воскликнул:
— Я верю! Помоги моему неверию!
25 А Иисус, увидев, что к ним сбегается толпа, унял нечистого духа, сказав ему:
— Дух немоты и глухоты, Я тебе приказываю: выйди из него и больше никогда не входи!
26 Нечистый дух, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел. Мальчик стал как мёртвый, так что многие говорили: «Он умер».
27 А Иисус поднял его за руку, и он встал.
28 Когда Он вошел в дом, ученики наедине спросили его:
— Почему мы были не в силах изгнать его?
29 Он сказал им:
— Эту породу можно изгнать только молитвой.
30 Уйдя оттуда, они шли по Галилее, и Он хотел остаться неузнанным.
31 Ибо Он принялся наставлять учеников:
— Сын человеческий будет выдан в руки человеческие. И убьют Его. Но на третий день после смерти Он воскреснет.
32 Ученики не могли понять эти слова, а спросить Его боялись.
33 Они пришли в Капернаум. Войдя в дом, Иисус стал спрашивать у них:
— О чём вы спорили в пути?
34 А они молчали, потому что в пути они спорили между собой, кто из них главнее.
35 Тогда Он сел, позвал Двенадцать и сказал:
— Тот, кто хочет быть первым, пусть станет самым последним и слугой для всех!
36 Затем Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал:
37 — Кто принимает таких детей ради Моего имени, принимает Меня. А кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня.
38 Иоанн сказал Ему:
— Учитель, мы видели, как некто Твоим именем изгонял демонов, и хотели помешать ему, ибо он не следовал за нами.
39 А Иисус сказал:
— Не надо мешать ему! Всякий, кто проявит силу, призывая Моё имя, уже не сможет вскоре оскорбить Меня.
40 Кто не действует против нас, тот уже за нас.
41 И кто напоит вас хоть кружкой воды ради того, что вы носите имя Помазанника, — амен, Я говорю вам, он не потеряет своей награды.
42 А всякому, кто отвратит от веры одного из таких малых, верящих в Меня, лучше быть брошенным в море с жерновом на шее.
43 И если твоя рука совращает тебя, отруби её! Лучше тебе калекой войти в жизнь, чем с обеими руками попасть в Ге-Хинном, в неугасимый огонь!
44 [ отсутствует в NA ]
45 И если твоя нога совращает тебя, отруби её! Лучше тебе хромым войти в жизнь, чем с обеими ногами быть брошенным в Ге-Хинном!
46 [ отсутствует в NA ]
47 И если твой глаз совращает тебя, вырви его! Лучше тебе одноглазому войти в Божье Царство, чем с обоими глазами быть брошенным в Ге-Хинном,
48 где червь пожирающий не умирает и огонь не гаснет.
49 Ведь каждый будет посолён огнем.
50 Соль хороша. Но если соль станет пресной, чем её поправите? Имейте в себе соль и живите в мире друг с другом.

Новой Женевской Библии

9:1 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4:11; 4:13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» (Лк 17:21), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян, гл. 2).

9:2 по прошествии дней шести. Согласно Исх 24:16, именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки (Лк 9:31) использовано греческое слово «эксодос» — «исход».

Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8:29; Мф 16:18; Деян 2:14).

на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх, гл. 24; 3Цар, гл. 19).

преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем (Рим 12:2; 2Кор 3:18). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:4 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось.

9:5 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8:31−33) страданий.

9:7 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса.

Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок.

9:10 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4:11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине — отсюда и недоумение учеников.

9:12 Илия должен придти прежде. Иисус учит, что в образе Илии были предвосхищены служение и судьба Крестителя (ср. Ин 1:21).

9:13 поступили с ним. Как Илия пострадал от рук Ахава и Иезавели (3Цар 19:9, 10), так и Иоанн Креститель потерпел от Ирода и Иродиады.

9:19 о, род неверный! Раздражение, проявленное Иисусом в связи с недостатком у учеников веры, и Его разочарование при виде общего скептицизма и бессилия, когда Он сошел с горы Преображения, напоминают о том, как Моисей, сойдя с горы Синай, обнаружил в израильском стане неверие и неверность (Исх, гл. 32).

9:25 См. статью «Демоны».

9:28 наедине. См. 4:10; ком. к 8:32.

9:31 учил Своих учеников. Обучение двенадцати апостолов являлось для Иисуса первоочередным делом. На этот раз Он повторял то, чему уже учил (8:31), потому что хотел особо подчеркнуть эту истину, чувствуя, что урок усвоен учениками недостаточно.

9:34 кто больше. См. ком. к 4:11. Этот пример свидетельствует, как далеки были ученики от истинного понимания слов, дел и самой миссии Иисуса.

9:35 призвал двенадцать. Снова двенадцать учеников выделены особо (3:14), и их руководящее положение открыто признано.

кто хочет быть первым. Эти слова прямо адресованы двенадцати апостолам. Иисус не отменяет систему руководства и иерархию, а показывает, каким образом руководители должны осуществлять свои функции (т.е. быть «из всех последним и всем слугою»). Этот принцип основан на личном примере Самого Иисуса, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45).

9:36 дитя. Ср. Мф 18:4. Иисус говорит здесь о рождении свыше; возрожденный человек поначалу является «духовным младенцем», многого не понимающим. Иисус призывает не отвергать таких людей, как и Сам Он не отверг Своих учеников, «принявших» Его, но не понимавших. Ср. Рим 14:1: «немощных в вере принимайте без споров о мнениях». На примере ребенка Иисус показывает, что Бог наделил всех людей равными достоинствами. И о слабейшем из рода человеческого следует заботиться так же, как и о величайшем его представителе (см. ком. к 9:35).

9:38 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6:7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно.

9:41 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников.

9:42 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово «малых» может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39.

9:43 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45:47). См. статью «Ад».

9:49 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт 8:20; Исх 20:24; Исх 29:18, 42). В таком контексте слово «огонь» подразумевает очищение. Слово «соль», подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и «огонь».

9:50 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово «соль» связано с понятием сохранения. Применительно к понятию «тайны Царства Божия», соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. «не давайте святыни псам», Мф 7:6). Тогда и слова: «...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?», приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.