От Марка 9 глава

Евангелие от Марка
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сём Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нём, надлежит много пострадать и быть уничижёну.
13 Но говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём.
14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чём спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привёл к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мёртвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
33 Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Моё, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
38 При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Новой Женевской Библии

9:1 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4:11; 4:13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» (Лк 17:21), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян, гл. 2).

9:2 по прошествии дней шести. Согласно Исх 24:16, именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки (Лк 9:31) использовано греческое слово «эксодос» — «исход».

Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8:29; Мф 16:18; Деян 2:14).

на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх, гл. 24; 3Цар, гл. 19).

преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем (Рим 12:2; 2Кор 3:18). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:4 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось.

9:5 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8:31−33) страданий.

9:7 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса.

Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок.

9:10 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4:11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине — отсюда и недоумение учеников.

9:12 Илия должен придти прежде. Иисус учит, что в образе Илии были предвосхищены служение и судьба Крестителя (ср. Ин 1:21).

9:13 поступили с ним. Как Илия пострадал от рук Ахава и Иезавели (3Цар 19:9, 10), так и Иоанн Креститель потерпел от Ирода и Иродиады.

9:19 о, род неверный! Раздражение, проявленное Иисусом в связи с недостатком у учеников веры, и Его разочарование при виде общего скептицизма и бессилия, когда Он сошел с горы Преображения, напоминают о том, как Моисей, сойдя с горы Синай, обнаружил в израильском стане неверие и неверность (Исх, гл. 32).

9:25 См. статью «Демоны».

9:28 наедине. См. 4:10; ком. к 8:32.

9:31 учил Своих учеников. Обучение двенадцати апостолов являлось для Иисуса первоочередным делом. На этот раз Он повторял то, чему уже учил (8:31), потому что хотел особо подчеркнуть эту истину, чувствуя, что урок усвоен учениками недостаточно.

9:34 кто больше. См. ком. к 4:11. Этот пример свидетельствует, как далеки были ученики от истинного понимания слов, дел и самой миссии Иисуса.

9:35 призвал двенадцать. Снова двенадцать учеников выделены особо (3:14), и их руководящее положение открыто признано.

кто хочет быть первым. Эти слова прямо адресованы двенадцати апостолам. Иисус не отменяет систему руководства и иерархию, а показывает, каким образом руководители должны осуществлять свои функции (т.е. быть «из всех последним и всем слугою»). Этот принцип основан на личном примере Самого Иисуса, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45).

9:36 дитя. Ср. Мф 18:4. Иисус говорит здесь о рождении свыше; возрожденный человек поначалу является «духовным младенцем», многого не понимающим. Иисус призывает не отвергать таких людей, как и Сам Он не отверг Своих учеников, «принявших» Его, но не понимавших. Ср. Рим 14:1: «немощных в вере принимайте без споров о мнениях». На примере ребенка Иисус показывает, что Бог наделил всех людей равными достоинствами. И о слабейшем из рода человеческого следует заботиться так же, как и о величайшем его представителе (см. ком. к 9:35).

9:38 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6:7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно.

9:41 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников.

9:42 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово «малых» может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39.

9:43 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45:47). См. статью «Ад».

9:49 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт 8:20; Исх 20:24; Исх 29:18, 42). В таком контексте слово «огонь» подразумевает очищение. Слово «соль», подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и «огонь».

9:50 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово «соль» связано с понятием сохранения. Применительно к понятию «тайны Царства Божия», соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. «не давайте святыни псам», Мф 7:6). Тогда и слова: «...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?», приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.