По Марку 12 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Новой Женевской Библии

Открытый перевод

1 Затем Он начал говорить с ними в притчах: «Один человек разбил виноградник, обнес его оградой, вырыл яму для виноградного чана, построил башню, отдал виноградник внаем земледельцам и уехал из той страны.
2 В условленное время он послал к земледельцам раба, чтобы он забрал у них часть урожая.
3 А они схватили его, избили и отослали обратно с пустыми руками.
4 Тогда он послал к ним другого раба. Они разбили ему голову и прогнали с позором.
5 Он еще одного послал, и они убили его. Затем он посылал много других рабов, но они одних избивали, а других убивали.
6 А у него был еще единственный, любимый сын. Он послал его к ним последним, подумав: «Сына они послушаются».
7 А земледельцы договорились между собой: «Это наследник. Давайте убьем его, и наследство станет нашим!»
8 Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Он придет и предаст земледельцев смерти, а виноградник отдаст другим.
10 Разве вы не читали в Писании:
«Камень, который отвергли строители,
оказался во главе угла!
11
Это деяние Господа,
изумительное для наших глаз».
12 Они хотели схватить Его, но побоялись народа. Ведь они поняли, что эту притчу Он рассказал о них. Поэтому они оставили Его и ушли.
13 К Нему подослали фарисеев и приверженцев Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
14 Они пришли и сказали Ему:
— Учитель! Мы знаем, что Ты человек прямой и тебя не заботит, что о Тебе скажут другие. Ты не стремишься понравиться людям, а прямо учишь о пути, угодном Богу. Позволительно ли платить налог цезарю или нет? Платить нам или не платить?
15 А Он, видя их неискренность, сказал им:
— Что вы Меня испытываете? Покажите Мне денарий.
16 Они принесли ему денарий. А он спросил:
— Чье здесь изображение и имя?
Они сказали ему:
— Цезаря.
17 Тогда Иисус сказал им:
— Верните цезарю цезарево, а Божье верните Богу!
Они были крайне изумлены Его словами.
18 К Нему пришли саддукеи, которые считают, что нет воскресения. Они спросили:
19 — Учитель! Моисей написал для нас: «Если у кого-нибудь брат умрет бездетным и оставит вдову, пусть он возьмет эту женщину и продолжит род брата».
20 Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив потомства.
21 На вдове женился второй брат и умер, не оставив потомства. И с третьим случилось то же самое.
22 И так все семь не оставили потомства. После всех них умерла и эта женщина.
23 По воскресении кому из них она будет женой? Ведь все семеро были женаты на ней.
24 Иисус сказал им:
— Так вот из-за чего вы заблуждаетесь?! Вы не знаете ни Писаний, ни Божьей силы.
25 Когда люди воскреснут из мертвых, они не будут жениться и выходить замуж, а будут жить как ангелы на небесах.
26 А о том, что мертвые воскресают, разве вы не читали в книге Моисея место о терновнике? Там Бог сказал Моисею: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»!
27 Он Бог не мертвецов, а живых! Вы сильно заблуждаетесь.
28 Один книжник, подойдя и услышав, как они спорили и как хорошо Он ответил им, спросил у Него:
— Какая Заповедь самая главная?
29 Иисус ответил:
— Вот главная Заповедь: «Слушай, Израиль! Наш Бог — Господь, Господь — единственный Бог!
30 Ты должен любить Господа, своего Бога, всем сердцем, и всей душой, и всем разумом, и всеми силами».
31 А вот вторая Заповедь: «Ты должен любить ближнего как себя». Нет Заповедей важнее, чем эти.
32 Книжник сказал Ему:
— Прекрасно, учитель! Ты сказал правду: «Он один, и нет другого Бога, кроме Него».
33 И «любить Его всем сердцем, и всеми мыслями, и всеми силами», и «любить ближнего как себя» — важнее всех всесожжений и других жертв.
34 Иисус, видя, как разумно он ответил, сказал ему:
— Ты недалек от Божьего Царства! И больше никто не отваживался задавать Ему вопросы.
35 Иисус обратился к народу, продолжая учить в Храме:
— Почему книжники говорят, что Помазанник должен быть сыном Давида?
36 Ведь Давид сказал, побуждаемый Святым Духом:
«Господь сказал моему господину:
сиди по правую руку от Меня,
а Я повергну Твоих врагов
Тебе под ноги».
37 Давид называет Помазанника своим господином. Так как же Помазанник может быть сыном Давида?
Большая толпа охотно слушала Его.
38 Он учил их: «Остерегайтесь книжников, которые любят расхаживать в праздничных одеждах, и принимать приветствия на площадях,
39 и в синагогах сидеть впереди, и на пирах возлежать на почетных местах.
40 Это они прибирают к рукам имущество вдов и долго молятся напоказ. Их ждет очень большое наказание».
41 Он сел перед сокровищницей и смотрел, как народ бросает в неё монеты. Подходило много богачей, и они бросали помногу.
42 И тут подошла одна бедная вдова и положила два лептона, что составляет один квадрант.
43 Он подозвал учеников и сказал:
— Амен, Я говорю вам: эта бедная вдова положила больше всех, бросавших в сокровищницу.
44 Ведь все отдавали то, что им было не нужно, а она отдала то, в чем нуждалась сама, — всё, что у неё было, всё свое достояние.

Новой Женевской Библии

12:1 им. Это местоимение относится к первосвященникам и учителям закона.

притчами. См. ком. к 4:10−11.

виноградник. Символический ветхозаветный образ Израиля (Ис 5:1−5).

12:2 слугу. «Слугами» или «рабами» в Писании часто называются пророки (Исх 14:31; 2Пар 1:3; Ис 20:3; Ам 3:7). Бог посылал пророков, чтобы призывать народ быть верным Ему, но израильтяне часто подвергали Его посланников преследованиям и даже предавали смерти (Мф 23:37).

виноградарям. Имеются в виду духовные вожди народа.

12:6 одного сына, любезного ему. Ср. 1:11; 9:7.

12:9 отдаст виноградник другим. У Матфея (21:43) сказано более определенно: «народу, приносящему плоды его», что указывает одновременно на сформировавшуюся вокруг Иисуса общину учеников (Лк 22:29, 30) и на будущее вхождение в Церковь язычников (Мф 8:11−12; Рим 9:22−26).

12:10 камень, который отвергли строители. Камнем, который отвергли строители, является Сам Иисус (см. Пс 117:22−23).

12:14 подать кесарю. Дань, которую взимали мытари в пользу Рима. Зилоты видели в этой подати еще один пример национального унижения и отказывались платить ее.

12:15 что искушаете Меня? Иисус понял цель вопроса.

динарий. В Палестине находились в обращении несколько различных валют. Иисус попросил дать Ему римский динарий, на котором был отчеканен портрет императора.

12:18 саддукеи. Аристократическая партия, ориентированная на эллинистическую культуру и активно сотрудничавшая с римскими властями; из Писания признавали только Пятикнижие Моисея; не верили ни в воскресение мертвых, ни в существование ангелов и духов, ни в грядущий всеобщий суд над человечеством.

12:19 Моисей написал. История, которую саддукеи рассказали Иисусу (ст. 19−23), основана на законе о левирате (Быт 38:13−30), согласно которому в случае преждевременной смерти мужчины, не оставившего после себя наследника, его ближайший родственник был обязан продолжить род покойного (Руфь 3:4).

12:24 этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний? См. ком. к 12:18.

12:26 при купине. См. Исх 3:1−6. Поскольку саддукеи признавали богодухновенным только Пятикнижие, Иисус ссылается именно на книги Моисея, тем самым доказывая, что саддукеи не понимали и Пятикнижия.

12:29 слушай, Израиль! См. Втор 6:4. Здесь в очередной раз возникают споры вокруг Писания, и Иисус цитирует этот стих, известный как «Шема» (евр.: «слушай») и ставший великим исповеданием монотеистической веры Израиля.

12:31 Вторая. Здесь Иисус соединяет Втор 6:4−5 с Лев 19:18 — текстом, который Иаков называет «законом царским» (Иак 2:8).

12:33 всесожжении. Книжник одобряет ответ Иисуса и добавляет к нему обоснование из Писания, найденное им самим (1Цар 15:22; Ос 6:6).

12:34 недалеко ты от Царствия Божия. Сравнивая богатого юношу из 10:21 («одного тебе недостает») и Никодима (Ин 3:1−21), можно отметить, что в обоих случаях имеется нужда в новом рождении, открывающем вход в Божие Царство. Согласно Деян 6:7, многие люди, подобные этому книжнику, вошли в Царство Божие после дня Пятидесятницы.

12:35 в храме. См. ком. к 11:15. Кроме «двора язычников» на территории храма находились «двор женщин» (дальше которого женщины не могли заходить) и «двор Израиля», предназначенный для мужчин-иудеев.

12:36 сам Давид. Слова Иисуса и данное Им истолкование основываются на том факте, что автором данного псалма является Давид.

сказал Духом Святым. Иисус признает, что сочинения Давида богодухновенны.

12:37 сам Давид называет Его Господом. Иисус утверждает, что хотя Мессия является потомком Давида, Его царское достоинство и власть намного превосходят достоинство и власть Давида, потому что, с одной стороны, Давид обращается к этому Царю как к своему Господу (Пс 109:1), а с другой — царствующий Мессия совершенно особым образом связан с Господом (Пс 109:2).

12:38 остерегайтесь книжников. Раввинское учение о Мессии и толкование книжниками мессианских текстов ВЗ были чересчур поверхностными. Производя впечатление людей, обладающих глубокими знаниями и большой ученостью, на деле книжники «весьма заблуждались» (ст. 27).

12:40 поядающие домы вдов. Т.е. притесняющие беззащитных.

долго молящиеся. См. Мф 6:5−6.

12:41 сокровищницы. Ящики для пожертвований были установлены во «дворе женщин» и доступ к ним был открыт для всех.

12:42 две лепты. Лепта была мельчайшей из монет, находившихся в обращении.

кодрант. Римская монета достоинством в одну шестьдесят четвертую часть динария (динарий составлял дневной заработок наемного работника).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.