От Марка 12 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 И стал Он говорить им притчами: один человек насадил виноградник, обнес его оградой, закопал под давильней чан и построил башню, после чего, сдав его внаем виноградарям, уехал. (Ис 5:1−2)
2 И вот, в надлежащее время он послал к виноградарям раба, чтобы получить от них доход с виноградника.
3 А они, схватив его, избили и отослали к нему ни с чем.
4 Тогда он послал к ним другого раба, но они, разбив ему голову камнями, прогнали с позором.
5 Он послал другого — они его убили и ещё многих других: кого избили, а кого — убили.
6 Напоследок он послал к ним ещё одного — любимого сына, говоря: постыдятся они сына моего.
7 А виноградари эти решили между собой: это — наследник; давайте убьем его, и наследство будет нашим.
8 И, схватив его, убили и выбросили его из виноградника.
9 Что же сделает владелец виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Неужели вы не читали в Писании: тот самый камень, который отвергли строители, поставлен во главу угла;
11 и сделано это было Господом, что удивительно в очах ваших? (Пс 117:22−23)
12 И хотели они схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что это о них Он рассказал притчу. И, оставив Его, отошли.
13 И подослали к Нему несколько фарисеев и иродиан, чтобы поймать Его на слове.
14 Подойдя, те обратились к Нему со льстивыми словами: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и что Ты никому не угождаешь, ибо всех людей, без лицеприятия, воистину наставляешь на путь Божий. Должны ли мы платить подать кесарю или нет? Так платить нам или не платить?
15 Но Он, видя лицемерие их, сказал им: вы что, испытываете Меня? Дайте-ка Мне посмотреть динарий.
16 И когда они дали, Он спросил у них: чье это изображение и надпись? Они ответили Ему: кесаря.
17 Тогда Он сказал им: кесарево отдавайте кесарю, а Божье — Богу. И они пришли в изумление от (ответа) Его.
18 Тем временем саддукеи, которые утверждают, что нет воскресения, подходят к Нему и спрашивают у Него:
19 Учитель! Моисей заповедал нам: если у кого-нибудь умрет брат и оставит жену бездетной, пусть брат его возьмет её в жены и продолжит род брата своего. (Втор 25:5; Быт 38:8)
20 Так вот: было семь братьев. Первый взял жену и, умерев, не оставил детей.
21 Затем второй взял её, но и он не оставил детей; точно так же и третий,
22 и все семеро брали её и не оставили детей. После них умерла и жена.
23 Итак, по воскресении, когда они воскреснут, женой которого из них она будет? Ведь все семеро имели её женой.
24 И сказал им Иисус: не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни могущества Божьего?
25 Ведь когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут словно ангелы на небесах.
26 А о том, что мертвые восстанут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? (Исх 3:6)
27 Ведь Он — Бог не мертвых, а живых. Так что вы весьма заблуждаетесь.
28 Тогда один из книжников, который, подойдя, слышал, как они спорили, и видел, что Он достойно отвечал им, спрашивает у Него: Учитель! Из всех заповедей какая самая важная?
29 И ответил Иисус: вот первая заповедь: слушай, Израиль! Господь Бог наш — единый Господь!
30 Так возлюби Господа Бога своего всем сердцем и всею душою своею, всем разумом своим и всею силою своею! (Втор 6:4−5)
31 Вторая подобна ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. Нет заповеди более главной, чем эти. (Лев 19:18)
32 И сказал Ему книжник: Ты верно сказал, Учитель, что воистину Бог — един и нет другого, кроме Него, (Втор 4:35)
33 и что любить Его всем сердцем, всею силою и всею душою, и любить ближнего, как самого себя, — важнее всех всесожжений и жертв. (Втор 6:5; Лев 19:18; 1Цар 15:22)
34 Видя, как разумно он отвечает, Иисус сказал ему: не далек ты от Царства Божьего. И после этого уже никто не дерзал спрашивать Его.
35 И, продолжая проповедовать во храме, Иисус говорил: как же книжники утверждают, что Христос — Сын Давида,
36 если сам Давид сказал, исполнясь Духа Святого: сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе не положу врагов Твоих у подножия ног Твоих? (Пс 109:1)
37 Если сам Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? И многие люди охотно слушали Его.
38 И во время проповеди Своей Он так говорил им: остерегайтесь книжников, которые любят прохаживаться в пышных одеяниях, слышать приветствия на улицах,
39 занимать первые сиденья в синагогах и первые места на пиршествах.
40 Этих разорителей домов вдов и сирот, напоказ долго молящихся, постигнет суровая кара.
41 И, сев напротив храмовой сокровищницы, Он стал смотреть, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи и клали много.
42 Тут подошла одна бедная вдова и положила две лепты, что составляет кодрант.
43 И, подозвав учеников Своих, Он сказал им: уверяю вас, что из тех, кто клал в сокровищницу, эта бедная вдова положила больше всех,
44 потому что все клали от избытка своего, она же, несмотря на нищету свою, положила всё, что имела, всё достояние своё.

Новой Женевской Библии

12:1 им. Это местоимение относится к первосвященникам и учителям закона.

притчами. См. ком. к 4:10−11.

виноградник. Символический ветхозаветный образ Израиля (Ис 5:1−5).

12:2 слугу. «Слугами» или «рабами» в Писании часто называются пророки (Исх 14:31; 2Пар 1:3; Ис 20:3; Ам 3:7). Бог посылал пророков, чтобы призывать народ быть верным Ему, но израильтяне часто подвергали Его посланников преследованиям и даже предавали смерти (Мф 23:37).

виноградарям. Имеются в виду духовные вожди народа.

12:6 одного сына, любезного ему. Ср. 1:11; 9:7.

12:9 отдаст виноградник другим. У Матфея (21:43) сказано более определенно: «народу, приносящему плоды его», что указывает одновременно на сформировавшуюся вокруг Иисуса общину учеников (Лк 22:29, 30) и на будущее вхождение в Церковь язычников (Мф 8:11−12; Рим 9:22−26).

12:10 камень, который отвергли строители. Камнем, который отвергли строители, является Сам Иисус (см. Пс 117:22−23).

12:14 подать кесарю. Дань, которую взимали мытари в пользу Рима. Зилоты видели в этой подати еще один пример национального унижения и отказывались платить ее.

12:15 что искушаете Меня? Иисус понял цель вопроса.

динарий. В Палестине находились в обращении несколько различных валют. Иисус попросил дать Ему римский динарий, на котором был отчеканен портрет императора.

12:18 саддукеи. Аристократическая партия, ориентированная на эллинистическую культуру и активно сотрудничавшая с римскими властями; из Писания признавали только Пятикнижие Моисея; не верили ни в воскресение мертвых, ни в существование ангелов и духов, ни в грядущий всеобщий суд над человечеством.

12:19 Моисей написал. История, которую саддукеи рассказали Иисусу (ст. 19−23), основана на законе о левирате (Быт 38:13−30), согласно которому в случае преждевременной смерти мужчины, не оставившего после себя наследника, его ближайший родственник был обязан продолжить род покойного (Руфь 3:4).

12:24 этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний? См. ком. к 12:18.

12:26 при купине. См. Исх 3:1−6. Поскольку саддукеи признавали богодухновенным только Пятикнижие, Иисус ссылается именно на книги Моисея, тем самым доказывая, что саддукеи не понимали и Пятикнижия.

12:29 слушай, Израиль! См. Втор 6:4. Здесь в очередной раз возникают споры вокруг Писания, и Иисус цитирует этот стих, известный как «Шема» (евр.: «слушай») и ставший великим исповеданием монотеистической веры Израиля.

12:31 Вторая. Здесь Иисус соединяет Втор 6:4−5 с Лев 19:18 — текстом, который Иаков называет «законом царским» (Иак 2:8).

12:33 всесожжении. Книжник одобряет ответ Иисуса и добавляет к нему обоснование из Писания, найденное им самим (1Цар 15:22; Ос 6:6).

12:34 недалеко ты от Царствия Божия. Сравнивая богатого юношу из 10:21 («одного тебе недостает») и Никодима (Ин 3:1−21), можно отметить, что в обоих случаях имеется нужда в новом рождении, открывающем вход в Божие Царство. Согласно Деян 6:7, многие люди, подобные этому книжнику, вошли в Царство Божие после дня Пятидесятницы.

12:35 в храме. См. ком. к 11:15. Кроме «двора язычников» на территории храма находились «двор женщин» (дальше которого женщины не могли заходить) и «двор Израиля», предназначенный для мужчин-иудеев.

12:36 сам Давид. Слова Иисуса и данное Им истолкование основываются на том факте, что автором данного псалма является Давид.

сказал Духом Святым. Иисус признает, что сочинения Давида богодухновенны.

12:37 сам Давид называет Его Господом. Иисус утверждает, что хотя Мессия является потомком Давида, Его царское достоинство и власть намного превосходят достоинство и власть Давида, потому что, с одной стороны, Давид обращается к этому Царю как к своему Господу (Пс 109:1), а с другой — царствующий Мессия совершенно особым образом связан с Господом (Пс 109:2).

12:38 остерегайтесь книжников. Раввинское учение о Мессии и толкование книжниками мессианских текстов ВЗ были чересчур поверхностными. Производя впечатление людей, обладающих глубокими знаниями и большой ученостью, на деле книжники «весьма заблуждались» (ст. 27).

12:40 поядающие домы вдов. Т.е. притесняющие беззащитных.

долго молящиеся. См. Мф 6:5−6.

12:41 сокровищницы. Ящики для пожертвований были установлены во «дворе женщин» и доступ к ним был открыт для всех.

12:42 две лепты. Лепта была мельчайшей из монет, находившихся в обращении.

кодрант. Римская монета достоинством в одну шестьдесят четвертую часть динария (динарий составлял дневной заработок наемного работника).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.