— Вставай на суд с горами,
пусть холмы твой голос слышат.
внимайте, основания* земли!
Суд у Господа с Его народом,
с Израилем Он спорит:
Чем утомил тебя? Ответь Мне!
из дома рабства искупил
и отправил пред тобой
Моисея, Аарона и Мариам?
Вспомни замысел Валака, царя Моава,
и как ответил ему Валаам, сын Беора;
и путь твой от Шиттима до Гилгала,
и как познал ты: праведны Господни дела!
как поклонюсь Вышнему Богу?
Предстану ли пред Ним со всесожжениями,
принесу в жертву годовалых тельцов?
десятки тысяч потоков елея?
Может, отдам первенца в жертву за преступление,
плод моего чрева — за грех моей души?»
и чего ждет от тебя Господь:
поступать справедливо, хранить верность*,
смиренно ходить пред Богом твоим.
и кто мудр, устрашится имени* Его.
Подчиняйтесь жезлу и Тому, Кто его утвердил!*
сокровища нечестия,
и мерзость — уменьшенная мера?
с обманными гирями в суме?
обитатели твои обман бормочут,
ложь на уста их ложится.
опустошу тебя за грехи.
будет внутри тебя пустота*,
отложишь, да не сбережешь,
а что сберег, то Я предам мечу.
раздавишь маслины, а маслом не умастишься;
выжмешь виноград, а вина не выпьешь.
всем делам дома Ахава*,
поступаешь по замыслам их —
так что Я предам тебя разрушению,
обитателей твоих — издевкам,
и понесешь ты позор народа.
6:1−8 После вступления, адресованного читателям, пророчество делится на три части: 1) сцена суда, в которой Господь выступает как истец, Михей — как Его представитель, горы — как свидетели, а Израиль — как обвиняемый (ст. 1−2); 2) выдвинутое Господом обвинение Израиля в неблагодарности (ст. 3) и призыв к народу вспомнить о спасительных благодеяниях Божиих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (ст. 3−5); 3) требование Господом от народа не жертвоприношений, а справедливости как предпосылки искупления и дарования Его спасительной близости (ст. 6−8). Этот иск, предъявленный Господом «народу Моему», нацелен на возрождение, а не на осуждение, в отличие от других пророческих речей.
6:1 встань. Повеление Господа Михею, которое он исполняет в ст. 2.
судись. Пророк должен от имени Господа привлечь народ к суду Его.
горами. Как Иаков и Лаван сложили из камней холм, чтобы он был свидетелем их договора (Быт 31:46−52), так Господь сделал вечные горы свидетелями завета, переданного им через Моисея (Втор 4:26; Втор 30:19; Втор 31:28; Втор 32:1).
6:4−5 из земли Египетской... до Галгал. Между исходом из Египта и вступлением в землю обетованную осуществились спасительные деяния Божии, включая Пасху, крещение в Чермном море, манну небесную, появление воды из скалы и победу над врагами. Все эти символы предвещали предначертанный церкви путь, который она пройдет вместе с Христом (Ин 6:33; 1Кор 5:7; 1Кор 10:1−4).
6:5 вспомни. Это слово означает, что нужно не просто вспомнить прошедшие события, но придать им актуальное значение, силой воображения и верою соединить их с настоящим. В то время как Израиль «вспоминал» образы, церковь в евхаристии «вспоминает» реальность.
6:7−8 Тот, кто поклоняется Богу и приносит Ему жертвы демонстративно, хотя внешне и производит впечатление глубокой религиозности, в действительности выносит себе приговор. Такой человек показывает, во-первых, свое глубокое неверие в благодать Божию, ибо спасение Израиля (ст. 4−5) было только по воле Господа; полное непонимание своих обязательств по завету, которые включают социальную справедливость и милосердие, а не только жертвоприношения (ст. 7−8); и, наконец, упорное нежелание раскаяться, так как вместо того, чтобы просить у Бога изменить его, он стремится задобрить Бога вкупе с правителями, пророками и священниками Израиля (3:11). Его попытка купить милость Божию проявляется в том, что он предлагает Богу «потоки елея» и, совсем уже по-язычески, своего «первенца».
6:8 смиренномудренно. Иначе: «благоразумно».
6:9−16 Эта пророческая речь состоит из обращения к Иерусалиму (ст. 9), обвинения в использовании неточных мер (ст. 10−11) и лживых речей (ст. 12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (ст. 13), телесные недуги (ст. 14) и разграбление урожая (ст. 15). Ст. 16 содержит обвинение и приговор. Этот приговор является исполнением проклятий завета (ср. ст. 15 с Лев 26:20; Втор 28:40, 51).
6:14 Ты будешь... мечу. Во многих древних переводах говорится: «Ты будешь мучиться схватками, но не разродишься. И даже если ты родишь ребенка, Я предам его мечу».