Михея 6 глава

Книга Михея
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 Слушай, что Господь говорит!
— Вставай на суд с горами,
пусть холмы твой голос слышат.
2 Слушайте, горы, Господень суд,
внимайте, основания* земли!
Суд у Господа с Его народом,
с Израилем Он спорит:
3 «Мой народ, что Я сделал тебе?
Чем утомил тебя? Ответь Мне!
4 Тем, что вывел тебя из Египта,
из дома рабства искупил
и отправил пред тобой
Моисея, Аарона и Мариам?
5 Народ Мой!
Вспомни замысел Валака, царя Моава,
и как ответил ему Валаам, сын Беора;
и путь твой от Шиттима до Гилгала,
и как познал ты: праведны Господни дела!
6 «С чем же предстану я пред Господом,
как поклонюсь Вышнему Богу?
Предстану ли пред Ним со всесожжениями,
принесу в жертву годовалых тельцов?
7 Понравятся ли Господу тысячи баранов,
десятки тысяч потоков елея?
Может, отдам первенца в жертву за преступление,
плод моего чрева — за грех моей души?»
8 Сказано же тебе, человек, что есть добро
и чего ждет от тебя Господь:
поступать справедливо, хранить верность*,
смиренно ходить пред Богом твоим.
9 Голос Господень взывает к городу,
и кто мудр, устрашится имени* Его.
Подчиняйтесь жезлу и Тому, Кто его утвердил!*
10 Есть еще в нечестивом доме*
сокровища нечестия,
и мерзость — уменьшенная мера?
11 Чист ли человек со лживыми весами,
с обманными гирями в суме?
12 Богачи твои насилием полны,
обитатели твои обман бормочут,
ложь на уста их ложится.
13 Потому поражу тебя болезнью,
опустошу тебя за грехи.
14 Будешь есть, да не насытишься,
будет внутри тебя пустота*,
отложишь, да не сбережешь,
а что сберег, то Я предам мечу.
15 Ты посеешь, а жать не будешь;
раздавишь маслины, а маслом не умастишься;
выжмешь виноград, а вина не выпьешь.
16 Следуешь ты обычаям Омри,
всем делам дома Ахава*,
поступаешь по замыслам их —
так что Я предам тебя разрушению,
обитателей твоих — издевкам,
и понесешь ты позор народа.

Новой Женевской Библии

6:1−8 После вступления, адресованного читателям, пророчество делится на три части: 1) сцена суда, в которой Господь выступает как истец, Михей — как Его представитель, горы — как свидетели, а Израиль — как обвиняемый (ст. 1−2); 2) выдвинутое Господом обвинение Израиля в неблагодарности (ст. 3) и призыв к народу вспомнить о спасительных благодеяниях Божиих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (ст. 3−5); 3) требование Господом от народа не жертвоприношений, а справедливости как предпосылки искупления и дарования Его спасительной близости (ст. 6−8). Этот иск, предъявленный Господом «народу Моему», нацелен на возрождение, а не на осуждение, в отличие от других пророческих речей.

6:1 встань. Повеление Господа Михею, которое он исполняет в ст. 2.

судись. Пророк должен от имени Господа привлечь народ к суду Его.

горами. Как Иаков и Лаван сложили из камней холм, чтобы он был свидетелем их договора (Быт 31:46−52), так Господь сделал вечные горы свидетелями завета, переданного им через Моисея (Втор 4:26; Втор 30:19; Втор 31:28; Втор 32:1).

6:4−5 из земли Египетской... до Галгал. Между исходом из Египта и вступлением в землю обетованную осуществились спасительные деяния Божии, включая Пасху, крещение в Чермном море, манну небесную, появление воды из скалы и победу над врагами. Все эти символы предвещали предначертанный церкви путь, который она пройдет вместе с Христом (Ин 6:33; 1Кор 5:7; 1Кор 10:1−4).

6:5 вспомни. Это слово означает, что нужно не просто вспомнить прошедшие события, но придать им актуальное значение, силой воображения и верою соединить их с настоящим. В то время как Израиль «вспоминал» образы, церковь в евхаристии «вспоминает» реальность.

6:7−8 Тот, кто поклоняется Богу и приносит Ему жертвы демонстративно, хотя внешне и производит впечатление глубокой религиозности, в действительности выносит себе приговор. Такой человек показывает, во-первых, свое глубокое неверие в благодать Божию, ибо спасение Израиля (ст. 4−5) было только по воле Господа; полное непонимание своих обязательств по завету, которые включают социальную справедливость и милосердие, а не только жертвоприношения (ст. 7−8); и, наконец, упорное нежелание раскаяться, так как вместо того, чтобы просить у Бога изменить его, он стремится задобрить Бога вкупе с правителями, пророками и священниками Израиля (3:11). Его попытка купить милость Божию проявляется в том, что он предлагает Богу «потоки елея» и, совсем уже по-язычески, своего «первенца».

6:8 смиренномудренно. Иначе: «благоразумно».

6:9−16 Эта пророческая речь состоит из обращения к Иерусалиму (ст. 9), обвинения в использовании неточных мер (ст. 10−11) и лживых речей (ст. 12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (ст. 13), телесные недуги (ст. 14) и разграбление урожая (ст. 15). Ст. 16 содержит обвинение и приговор. Этот приговор является исполнением проклятий завета (ср. ст. 15 с Лев 26:20; Втор 28:40, 51).

6:14 Ты будешь... мечу. Во многих древних переводах говорится: «Ты будешь мучиться схватками, но не разродишься. И даже если ты родишь ребенка, Я предам его мечу».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.