Второзаконие 5 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Моисей созвал всех израильтян и сказал им:
«Израильтяне, слушайте законы и правила, о которых я вам скажу сегодня, выучите эти законы и следуйте им.
2 Господь, Бог наш, заключил соглашение с нами на горе Хорив.
3 Господь заключил это соглашение не с нашими предками, а со всеми нами — теми, кто жив здесь сегодня.
4 У той горы Господь лицом к лицу говорил с вами из огня,
5 но вы испугались огня и не поднялись на гору, и потому я стоял между вами и Господом и говорил вам, что наказал Господь. Вот слова Господние:
6 „Я — Господь, Бог ваш! Я вывел вас из Египта, где вы были рабами.
7 Не поклоняйтесь никаким другим богам, кроме Меня.
8 Не делайте себе ни идолов рукотворных, ни изображений, ни картин того, что высоко в небе, на земле или глубоко под водой.
9 Не поклоняйтесь идолам и не служите им, потому что Я — Господь, Бог ваш. Я не потерплю, чтобы Мой народ поклонялся другим богам. Согрешившие против Меня становятся Моими врагами, и Я накажу их. Я накажу их детей, внуков и даже правнуков.
10 К тем же, кто любит Меня и исполняет Мои заповеди, Я буду милостив. Я буду милостив и к их семьям на тысячи поколений!
11 Не упоминайте легкомысленно имя Господнее, так как тот, кто неосторожно упоминает имя Господа — виновен, и Господь не пощадит его.
12 Соблюдайте субботу, особый день, как повелел Господь, Бог ваш.
13 Шесть дней в неделю работайте,
14 седьмой же день — день отдыха в честь Господа, Бога вашего, и потому в этот день никто не должен работать: ни ты сам, ни твои сыновья и дочери, ни живущие в твоём доме чужестранцы, ни твои рабы и рабыни. Даже твои волы и ослы, и другой скот пусть не работают! Пусть твои рабы отдыхают, как отдыхаешь ты сам.
15 Не забывайте, что вы сами были рабами в Египетской стране. Господь, Бог ваш, Своей силой великой вывел вас из Египта и освободил, и потому Господь, Бог ваш, велит вам навсегда сделать субботу святым днём!
16 Почитай отца своего и мать свою, как повелел тебе Господь, Бог твой, и если исполнишь эту заповедь, то будешь долго жить и будет у тебя всё хорошо в той земле, которую даёт тебе Господь, Бог твой.
17 Не убивай.
18 Не прелюбодействуй.
19 Не кради.
20 Не клевещи на других.
21 Не желай жены ближнего твоего, не желай ни дома его, ни земли, ни слуг его и служанок, ни волов его, ни ослов, не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему!”»
22 Моисей сказал:
«Господь дал вам все эти заповеди, когда вы все вместе были на горе. Господь говорил громогласно среди огня, туч и кромешной тьмы и, дав нам все эти заповеди, ничего больше не сказал, а записал Свои слова на двух каменных скрижалях и дал их мне.
23 Когда же вы услышали голос из тьмы и гора заполыхала огнём, то ваши старейшины и другие предводители колен подошли ко мне
24 и сказали: „Господь, Бог наш, явил нам славу Свою и величие Своё, мы слышали, как Он говорил из огня, и теперь знаем, что человек может остаться в живых даже после того, как Бог говорил с ним!
25 Но если мы ещё раз услышим, как Господь говорит с нами, то умрём, потому что этот ужасный огонь уничтожит нас! Мы не хотим умирать!
26 Не бывало ещё, чтобы живой Бог говорил из огня с человеком, как это случилось с нами, и чтобы тот человек остался в живых!
27 Моисей, ты сам подойди к Господу, Богу нашему, выслушай всё, что Он скажет, а потом перескажи нам всё, что Господь скажет тебе. Мы выслушаем тебя и исполним всё, что ты скажешь”».
28 «Господь услышал, что вы говорите, и сказал мне: „Я слышал, что говорит народ, и всё это правильно.
29 Я всего лишь хотел, чтобы они перестали думать так, как раньше, и стали почитать Меня, исполняя Мои заповеди от всего сердца! И тогда всё будет хорошо и с ними, и с их потомками во веки веков.
30 Пойди, скажи людям, чтобы они разошлись по своим шатрам,
31 а сам встань около Меня, и Я скажу тебе все заповеди, законы и предписания, которым ты должен их научить. Пусть они исполняют всё это в той земле, которую Я отдаю им во владение”.
32 Смотрите же, поступайте, как заповедал вам Господь, и неуклонно следуйте Богу!
33 Поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш, и тогда вы будете жить, и всё у вас будет хорошо, и ваша жизнь будет долгой на той земле, которая будет вам принадлежать!» Всегда любите Господа и повинуйтесь Богу!

Толкование Далласской семинарии

2. ПРИЗЫВ К ПОСЛУШАНИЮ (5:1−5)

Втор 5:1−5. Торжественно звучащая формула слушай, Израиль свидетельствует, что предваряемое ею (постановления и законы, сравните 4:45) не является чем-то случайным: это условие, абсолютно необходимое для выживания Израиля как народа. Говоря, что Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве, а не с отцами нашими, Моисей тем самым доносил до сознания народа, что этот завет предназначен был руководить живыми, а не мертвыми. Моисей имел право сказать это, потому что был посредником завета. На горе Синай Господь говорил с Израилем лицем к лицу, но говорил Он через Моисея (Исх 19:9).

3. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (5:6−21)

Втор 5:6−7. Стих 6 очень важен для понимания не только первой заповеди, но и остальных девяти. Десять заповедей были даны народу уже искупленному (вывел тебя из земли Египетской), чтобы дать ему возможность выражать свою любовь к святому Богу и пребывать в общении с Ним. (Во Второзаконии Египет многократно называется «домом рабства»: стихи 6, 12; 7:8; 8:14; 13:5, 10; сравните Исх 13:3, 14; 20:2).

Десять заповедей не были задуманы Богом как средство оправдания, каковое изначально предоставлялось Им даром, по вере (сравните Быт 15:6; Рим 4). Следовательно, целью закона никогда не было обеспечить народу спасение. Далее. Поскольку искупление Израиля произошло по инициативе Господа, народ обязан был признать Его право на верховное владычество и склониться перед этим высшим правом.

Первая заповедь — не иметь других богов пред лицем Его предписывала израильтянину каждую сферу его жизни подчинить Богу, отдав себя под Его управление. Фраза «другие боги» — это технический термин, обозначавший языческих богов, которые, конечно, существовали в форме идолов и в умах их почитателей, но не были реальны (действительны).

Втор 5:8−10. Вторая заповедь вовсе не налагала запрета на развитие искусства в Израиле (о чем, в частности, свидетельствует скиния — несомненное произведение искусства); запрещение относилось к изготовлению какого бы то ни было кумира (идола), якобы представляющего Господа. Подобная практика грозила опасностью в двух аспектах. Во-первых, поскольку взаимоотношения других народов с их богами выражались именно в идолопоклоннических формах, поклонение Господу тоже могло вылиться в такие формы.

А во-вторых, всякая попытка представить Бога в зримом образе, почерпнутом из окружающего мира, ставила под вопрос верховное владычество Того, Кто не мог быть ограничен рамками того или иного образа. Будучи Богом ревнителем (сравните 4:24; 32:16, 21; толкование на 6:15), Он не выказывал намерения делить с кем бы то ни было Свою наивысшую власть.

На первый взгляд 5:96 как будто противоречит сказанному у Иезекииля (18:20). Однако слова ненавидящих Меня следует отнести к детям, а не к отцам. Дети, ненавидящие Господа, будут наказаны. И дело здесь в том, что восстающие против Бога и ненавидящие Его родители нередко — до третьего и четвертого рода, т. е. поколения — производят на свет детей, также ненавидящих Бога (сравните Исх 20:5; 34:6−7).

Втор 5:11. Заповедью, предостерегающей от произнесения имени Господа напрасно, запрещается оскорбительное для Бога употребление имени Его на каждом шагу и при любых обстоятельствах, но она включает в себя не только это. Третья заповедь не позволяет манипулировать Божиим именем по своему усмотрению (к примеру, пользоваться им в целях колдовства или для того, чтобы проклясть кого-нибудь). Христианин, который сегодня употребляет Божие имя по пустому поводу или произносит его без должного почтения, нарушает третью заповедь.

Втор 5:12−15. День субботний был даром Бога Израилю. Согласно Исх 20:11, Израиль должен был каждую неделю соблюдать этот день отдыха в память того, что Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал. Таким образом соблюдение Израилем субботы было знаком веры его в личного, трансцендентного Бога, сотворившего мир. На Ближнем Востоке того времени подобное вероучение было единственным в своем роде.

Во Второзаконии, однако, причиной соблюдения субботы является уже не сотворение мира, а избавление Израиля из Египта, которым было положено начало «сотворению» Израиля как народа. (Повеление помнить, «заакар», встречается во Второзаконии четырнадцать раз.)

Относительно Божией руки крепкой и мышцы высокой смотрите Втор 4:34; 7:19; 11:2.

Заповедь о субботе — единственная из десяти, которая не повторяется в Новом Завете, и апостол Павел возражал против того, чтобы обязывать к исполнению ее (сравните Рим 14:5−6; Кол 2:16−17). В ранней церкви день поклонения Богу был перенесен на первый день недели — в память воскресения Христа.

Временный характер четвертой заповеди объясняется тем, что суббота являлась знаком Моисеева завета (сравните Исх 31:12−17). После того, как время этого завета прошло, не было более нужды и в сохранении «знака». Вместо него «знаком» Нового Завета стало празднование христианами Господней вечери.

Втор 5:16. Почитать родителей означает высоко ценить их. Дети, живущие в доме, выражают это в послушании отцу и матери. Исполнение пятой заповеди имело решающее значение для самого существования народа: чтобы продлились дни твои (имеется в виду Израиль в целом; сравните 6:2; 11:9; 25:15; 32:47) и чтобы хорошо тебе было на той земле. Родители, в первую очередь отцы, более, чем религиозные вожди, были ответственны за передачу заповедей Завета своим детям.

Втор 5:17. Под убийством понимается незаконное лишение кого-либо жизни. Поскольку человек создан Богом и по образу Его, он не должен отнимать жизни у другого человеческого существа, если не имеет на то Божиего разрешения. Эта заповедь, таким образом, не налагала запрета ни на смертную казнь, ни на участие в войне, потому что и то и другое совершалось в согласии с законами Торы.

Втор 5:18. Супружеские отношения должны были отражать взаимоотношения верующего с его Богом. Отсюда запрещение вступать в близкие отношения вне брака (прелюбодеяния) и добрачных связей. Хотя определенного указания на добрачное сожительство в седьмой заповеди нет, запрещение этого находим в других местах Пятикнижия (например, Исх 22:16; Втор 22:13−21, 23−29). Предполагалось, что еврей или еврейка, неверные своим супругам, способны явить неверность и по отношению к Богу завета, последовав за другими «богами», т. е. совершить прелюбодеяние духовное.

Втор 5:19. Многие богословы полагают, что восьмая заповедь (направленная против воровства) запрещала в первую очередь похищение людей (сравните 24:7). Представляется, однако, более верным рассматривать ее как запрещение любого вида кражи, воровства, включая и похищение людей.

Втор 5:20. Хотя девятая заповедь действовала в первую очередь при рассмотрении судебных дел, она могла быть направлена и на пресечение слухов и сплетен против ближних, соседей. Таким образом заповедями 6−9 признавалось за человеком право на жизнь, дом, собственность и незапятнанную репутацию.

Втор 5:21. Желать здесь употреблено в значении вожделеть, жаждать чужого. Десятая заповедь отличалась от остальных тем, что предполагала не какие-то конкретные недостойные действие или поступок, а — эмоциональный, психологический грех. Следовательно, нарушение этой заповеди не влекло за собой судебного преследования. Однако «вожделение к чужой собственности» нередко приводило к нарушению одной из других заповедей — от шестой до девятой. Вот почему, обращаясь к заповедям, Иисус так подробно остановился на шестой и седьмой из них (Мф 5:21−32).

Нельзя исключить, что кто-то в состоянии был соблюсти первые девять заповедей, но никому не дано ни разу в жизни не нарушить и десятой. Потому-то десятая заповедь звучит с особой силой — ибо именно она ставит людей в известность о том, что полностью соблюсти Божий закон они не в состоянии. Это-то знание и возвращало израильтян к чувству зависимости от Божиих милости и милосердия.

4. ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ РОЛЬ МОИСЕЯ (5:22−33)

Втор 5:22. Данный стих привлекает особое внимание к Божественному происхождению десяти заповедей и к той внушавшей благоговейный страх обстановке, в которой они были даны (огонь, облака и мрак; сравните Исх 19:18; 20:21).

Втор 5:23−27. Просьба «начальников», обращенная к посреднику, — следствие их встречи со святым и величественным Богом. Пережитое при Хориве пробудило в них сознание их нравственной и физической неадекватности Ему (мы умрем) и одновременно необходимости повиновения Ему (мы будем слушать и исполнять).

Втор 5:28−29. Хотя Господь одобрил ответ народа, Моисею Он дал понять, что свои добрые намерения они исполнять не станут. (О страхе Божием толкование на 4:10.)

Втор 5:30−33. Здесь вновь подчеркивается Божественное происхождение Закона. Народ выслушал тогда десять заповедей и разошелся по шатрам своим. Но то, что Моисей еще собирался изложить им — заповеди и постановления и законы (все, начинающееся с главы 6-ой; 6:1) — тоже исходило от Господа, как исходили от Него Десять заповедей. Соблюдение всего, чему Моисей готовился научить их, было крайне важно, потому что в зависимость от этого было поставлено их процветание в Обетованной земле (сравните 6:3, 24).

Б. Повеления и предупреждения огромной важности (главы 6−11)

Напомнив своим слушателям о том, что лежало в основе услышанного ими при Хориве, — о Десяти заповедях, Моисей обратился к Закону в его деталях, которые народ не слышал, потому что испугался гласа Божиего (сравните 5:25−27). В связи с этим темой глав 6−11, которые могут быть объединены под названием «Повеления и предупреждения огромной важности», является личный аспект взаимоотношений в рамках Завета. Ниже подробно обсуждается все, что касается личной преданности Господу каждого человека в отдельности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.