Псалмы 32 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Пойте Господу радостно, праведные, восхваления ваши уместны.
2 Восхваляйте Господа на арфах, воспевайте Его в гимнах под звуки лир десятиструнных.
3 Громко пойте Господу песню новую, пусть игра ваша будет мастерской.
4 Потому что Его слово истинно, потому что во всех делах Он верен.
5 Любит Он и праведность, и справедливость. Мир любви Его истинной полон!
6 Словом Господа был создан мир, а звёзды в небе — чистым дыханием Его.
7 Он воды собрал океанские, заперев их в месте назначенном.
8 Все живущие на земле должны бояться и почитать Господа.
9 Как прикажет Он, так всё и устроится, если повелит Он — всё остановится.
10 Отменяет Господь народов планы, может Он их замыслы расстроить.
11 Вечен только замысел Господа, Его намерения в поколениях живут.
12 Будет благословен только тот народ, кого Он избрал для наследия.
13 С неба видит Господь человечество,
14 за живущим всем наблюдает Он со Своего небесного престола.
15 Создал Он разум каждого, потому всех поступки ясны Ему.
16 Нет царя, кто бы спасся властью своей, нет солдата, чья сила спасла бы его.
17 Кони не выигрывают войну, сила их не поможет тебе убежать.
18 Это Бог охраняет народ Свой, кто на верную любовь Его надеется.
19 Бог спасает Своих людей от смерти, силу им даёт, когда голодны они.
20 Мы с надеждою ждём Господа — Он и щит наш, и спасение наше.
21 В Его святое имя мы веруем, и находят сердца наши радость в Нём.
22 Да хранит нас любовь Твоя верная, мы Тебе поклоняемся, Господь!

Толковая Библия Лопухина

Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его продолжением Пс 31 и приписать его Давиду. Таким он считается у LXX-ти и в Вульгате.

Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами (1−3) так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он творец всего мира, земли и вод (4−8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны (9−11). Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним (12−17). Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами (18−22).

Пс 32:1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.

«Правым прилично славословить». Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог — существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его (Сир 15:9).

Пс 32:2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;

Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири.

Пс 32:3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,

«Пойте Ему новую песнь». Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть «новой», торжественно-благодарной.

Пс 32:4. ибо слово Господне право и все дела Его верны.

Пс 32:5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

«Слово Господне право» — искренно, чисто; «дела Его верны» — вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле «Он любит правду и суд», справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.

Пс 32:6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:

Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и «воинство их», т. е. светила. В святоотеческой литературе под «Словом» разумеют Второе Лицо Св. Троицы, под Господом — Первое, а под «Духом уст Его» — Третье Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что означенные термины в новозаветном откровении получили строго определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием, указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как «псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы, колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев является учение о духе Божием» (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).

Пс 32:7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место «будто груды». Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах.

Пс 32:9. ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.

Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. — «Он повелел, — и явилось», — разумеется творение Им мира.

Пс 32:11. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род.

Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы («помышления») неизменны и непреложны.

Пс 32:16. Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.

Пс 32:17. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, «ненадежен конь для спасения», не может и не должен человек думать, что обилием военной силы («конь», обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога.

Пс 32:18. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,

Пс 32:19. что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

Бог же любит («око Господне») только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; «душу их спасет от смерти» и накормит во время голода.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.