Псалмы 77 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Послушайте моё учение, люди, прислушайтесь к моим словам.
2 Мои уста поведают вам притчу, историю давно минувших лет, которую понять всем очень сложно.
3 Я расскажу, что знаю со слов отцов.
4 Не станем от своих детей скрывать, расскажем грядущим поколениям обо всех делах Господних, Его могуществе и сотворённых чудесах.
5 Он с Иаковом соглашение заключил, Закон для Израиля, и завещал, чтоб наши предки передавали его своим потомкам.
6 Чтоб знало следующее поколение закон, и нерождённые ещё, когда придёт их час, своим расскажут детям, и чтобы было так из рода в род.
7 Тогда продлится в людях вера в Бога, и не забудутся Его дела, и все Его заветам подчинятся.
8 Они не будут, как их предки были, упрямым, непослушным поколением, сердца которого не с Богом были, и души Ему не были верны.
9 Хотя сыновья Ефрема были вооружены, они отступили с поля боя.
10 Они не исполнили заветов Божьих и жить не хотели по Его законам.
11 Они забыли о Его делах, о чудесах, которые явил Он.
12 В Египетской земле Цоан Бог показал им чудеса.
13 Он море Красное заставил расступиться, и народ провёл через него, когда воды стояли словно стены.
14 Днём облаком их вёл Господь, а ночью огнём указывал им путь.
15 Господь в пустыне камень расколол и дал им воду как из моря в изобилии,
16 заставил воду течь из скалы, реке подобно.
17 Но люди продолжали и в пустыне грешить против Бога своего,
18 и Божью силу проверяя, стали пищу просить по желанию своему.
19 Они на Бога жаловаться смели:
«Боже, способен ли Ты в пустыне нам еду преподнести?
20 Когда рассёк Он камень, то в изобилье была вода для всех. Однако сможет ли в пустыне Бог хлебом и мясом народ Свой накормить?»
21 Услышав их, Господь против Иакова разгорелся гневом, Израилю ярость Свою явил,
22 за то, что не было в них веры в Бога, не верили они в спасение Его.
23 Но Господь велел небесам раскрыться,
24 и, народ осыпав манной, Он дал им в долг небесного зерна.
25 И люди ели ангельский тот хлеб, Он дал им столько, сколько съесть могли.
26 Своею силой вызвал Он восточный ветер и ветер южный,
27 и наслал Он тучи птиц, которые всё небо затемнили.
28 И птицы падали на их шатры, посередине их жилищ убогих.
29 Они насытиться смогли, потому что Он им дал того, чего они просили.
30 Но не успели даже есть закончить,
31 как Бог на них разгневался и самых стойких, самых молодых сынов Израиля убил.
32 Но всё равно они в грехе жить продолжали и не поверили Господним чудесам.
33 Он оборвал их ничего не стоящие жизни, земные дни несчастьем завершил.
34 Когда Господь покарал одних, к Нему все остальные повернулись, в Нём спасение ища.
35 Вспомнили они, что был Господь для них Скалой, что им Спасителем был Бог Всевышний.
36 Уста их стали лживо льстить Ему,
37 однако не были сердца их с Богом, они Его заветам не внимали.
38 Но Бог был милосерден и простил их прошлые грехи, от наказания избавив. Ярость Свою сдержав, Господь Свой гнев неоднократно усмирял.
39 Он вспомнил, что это просто люди, словно ветер они не возвращаются назад.
40 Как они часто, будучи в пустыне, Его не слушались и повергали в скорбь.
41 Они испытывали Бога вновь и вновь, Израиля Святому досаждая.
42 Они забыли о могуществе Его, когда Он от врагов спасал их жизни.
43 О чудесах они забыли, которые Господь им показал в Египте, в земле Цоан.
44 Их реки в кровь Он превратил, чтоб не смогли они напиться.
45 Он тучи мух наслал, чтобы кусали их, и жаб, чтобы их жизни погубить.
46 Он кузнечиков на их урожай наслал, а поля отдал на съедение саранче.
47 Он градом виноградники побил и льдом уничтожил все деревья.
48 Посёк Он скот их градом, а молниями уничтожил пожитки все.
49 Он гнев и ярость показал египтянам, и Ангелов карающих послал.
50 Нашёл Он выход гневу Своему, ни одного от смерти не избавил.
51 Перворождённых сыновей Египта и первородных Хама не пощадил Господь.
52 Затем Он вёл людей через пустыню, вёл, как ведут стада овец.
53 Он вёл их безопасными путями, и остались в море их враги.
54 Он их привёл в святую землю, к горам, Своею силою добытым.
55 Изгнал Господь чужие племена, дал землю им в наследство, поселил в домах Израиля народ.
56 Но вновь они испытывали Бога Всевышнего, Его заветам не внимали вновь. И тогда опечалился Господь.
57 Они опять от Бога отвернулись, как их отцы восстали против Него, кривой уподобляясь трости.
58 Высоты сотворив, они опять разгневали Его и поклонением идолам своим вновь Его ревность породили.
59 Услышав их, Бог гневом воспылал и отказался от народа Израиля.
60 Покинул Бог силомскую обитель, Священный шатёр, где пребывал среди людей.
61 Позволил Он чужеземцам ковчег Соглашения захватить — символ Его могущества и славы.
62 Предал мечу Он Свой народ за то, что в гнев Его опять повергли.
63 Не пели девы песен свадебных, поскольку женихи были преданы огню.
64 И меч разил священников, но вдовы не плакали, как принято, по ним.
65 Но как солдат, одолевая пьяный сон, воспрял Господь и пробудился.
66 Развеял Он и обесчестил на веки вечные врагов.
67 Шатры Иосифа отверг Господь, семьи Ефрема не принял.
68 Иуды род избрал Господь, гору Сион любимой выбрал.
69 Он на высоте воздвиг Свой храм навек, пока земля пребудет.
70 Избрал Господь Давида Ему слугою быть. Забрал его от стад овечьих,
71 чтоб впредь он пас народ Иакова, народ Израиля — наследство Божье.
72 И с глубокой мудростью и чистым сердцем Давид повёл народ.

Толковая Библия Лопухина

Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (Пс 77:67−72) и руководство для будущего (Пс 77:4−8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (Пс 77:9−12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (Пс 77:67−71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма — оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как «прозорливец» и который был одним из начальников хоров Давидовых.

Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов (1−8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта (9−16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их и они гибли от пресыщения (17−31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их (32−40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41−55). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56−66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67−72).

Пс 77:1. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

«Внимай, народ», «приклоните ухо» — внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.

Пс 77:2. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

«Притча» — краткое изречение; «гадание» — тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.

Пс 77:5. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

«Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» — Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

Пс 77:8. и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.

Пс 77:9. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

Пс 77:10. они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

Пс 77:11. забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было — практическим неверием.

Пс 77:12. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

«Поле Цоан» — главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.

Пс 77:18. искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне «искушали Бога в сердце» — обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.

Пс 77:24. и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

Пс 77:25. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

Манна называется «хлебом небесным», так как была послана с неба. — «Хлеб ангельский ел человек», т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаженный Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

Пс 77:27. и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

«Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых» — обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.

Пс 77:34. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра», тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

Пс 77:36. и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

«Льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним», означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.

Пс 77:49. послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

«Посольство злых ангелов» — не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

Пс 77:60. отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

Пс 77:61. и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

«Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою», т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (1Цар 4:21; 5:1).

Пс 77:63. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

«Девицам его не пели брачных песен» — в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

Пс 77:64. священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

«Священники его падали от меча» — разумеется смерть Офни и Финееса.

Пс 77:67. и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

Пс 77:68. а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

Пс 77:69. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

«Устроил, как небо, святилище Свое». Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой — небесной. Пребывание Господа на Сионе — вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.

Пс 77:70. и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

Пс 77:71. и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

Пс 77:72. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

В личности Давида отмечается простота его прежней жизни («взял от дворов овчих»), чистота нравственная («чистота сердца») и мудрость («руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением — гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.