Псалтирь 77 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Асафа
Выслушай наставление мое, народ мой,
прислушайся к словам уст моих!
2 Притчу поведаю устами своими,
тайны древние изреку.
3 Что услышали мы и узнали,
что нам передали наши отцы,
4 от их потомков не скроем —
расскажем поколению грядущему
о дивных делах ГОСПОДА, о могуществе Его
и о чудесах, которые Он совершил.
5 Свидетельство о воле Своей Он дал Иакову,
установил закон в Израиле.
Он заповедал отцам нашим
и то, и другое передать их потомкам,
6 чтобы всё это было известно грядущему поколению,
детям, которым родиться еще предстоит,
а те, в свою очередь, говорили б об этом детям своим.
7 И это всё для того,
чтобы они надежду свою возлагали на Бога,
дел Его не забывали
и следовали заповедям Его;
8 дабы не были они как отцы их —
поколение упрямое и мятежное,
поколение с сердцем нестойким
и духом, неверным Богу,
9 как сыны Ефрема, что, хоть и луками вооруженные,
в бегство обратились в день битвы.
10 Не сохранили они Завет Божий,
по закону Его поступать отказались,
11 забыли о делах Его и о чудесах Его,
которые некогда Он дал им увидеть.
12 Он чудеса совершал на глазах отцов их
в земле египетской, на поле Цоана.
13 Он море разделил, провел их чрез него,
заставил воды стоять стеною.
14 Облаком Он вел их днем
и всю ночь — светом огня.
15 В пустыне Он скалы рассекал
и водою, словно из бездны, вдоволь поил народ.
16 Из скалы потоки выводил —
рекою текла вода.
17 Но они против Него грешить продолжали
и противились Всевышнему в пустыне,
18 сознательно терпение Божие испытывали,
пищи вожделенной требуя себе.
19 Оскорбляли Бога, свое неверье выражая:
«Приготовит ли Он трапезу для нас в пустыне?
20 Когда ударил Он в скалу, хлынула вода, потекла ручьями;
но сможет ли Он дать нам хлеб
и мясо приготовит ли для народа Своего?»
21 Услышал это ГОСПОДЬ и вознегодовал,
воспылал гнев Его на Иакова,
поднялось в Нем возмущение на Израиля,
22 ибо не поверили они Богу,
помощи Его спасительной не доверились.
23 И всё же дал Он повеление облакам в выси,
открыл врата небесные
24 и в пищу им излил на них дождем манну —
хлеб небесный дал им.
25 Каждый из них ел хлеб ангельский,
пищу в изобилии посылал им Бог.
26 С неба повелел Он дуть ветру восточному,
южный навел силой Своею.
27 Послал Он с неба мясо, словно дождь, на них,
словно пыль, —
было птиц пернатых как песка морского.
28 И набросал Он птиц в стан,
вокруг шатров Израиля.
29 Люди ели и насыщались;
дал им Бог то, чего желали они.
30 Они еще были одержимы своей страстью
и пища была у них во рту,
31 когда воспылал на них Божий гнев
и сразил многих вождей их,
наземь поверг юношей Израиля.
32 Но и тогда продолжали они грешить
и чудесам Его не верили.
33 Потому и проводили они дни свои впустую,
и годы их проходили в бедах и страхе.
34 Когда многих из них Бог жизни лишил,
стали уцелевшие спрашивать о Нем,
каяться начали и искать Его.
35 Вспомнили тогда, что Бог — единственная их защита2
и Бог, Всевышний, — их Искупитель.
36 Однако они обманывали Его устами своими,
лгали своим языком;
37 не были они преданы Ему сердцем своим,
не хранили верность Завету Его.
38 Он же, милостивый, прощал им вину, не уничтожал их,
не раз сдерживал гнев Свой,
ярости не давал вскипать.
39 Помнил Он, что они — всего лишь плоть смертная,
дуновение ветра, что исчезает безвозвратно.
40 Сколько раз они противились Богу в пустыне
и огорчали Его в земле необитаемой!
41 Изо дня в день испытывали терпение Бога
и оскорбляли Его, Святого Бога Израиля.
42 Не вспоминали о силе Его,
о дне, в который Он избавил их от угнетателя,
43 когда являл Он знамения Свои в Египте
и чудеса Свои на поле Цоана.
44 Превратил Он в кровь реки египтян,
пить из них они не могли.
45 Послал на них тучи насекомых, чтобы жалили их,
и жаб, чтоб им погибель несли.
46 Урожай их гусеницам на съедение отдал,
плод трудов их — саранче.
47 Виноградники их градом побил,
смоковницы — ледяным покровом уничтожил.
48 Предал скот их на гибель от града
и стада их молнией поразил.
49 Излил на них Он гнев Свой,
негодование и ярость; поверг их в бедствие,
послав тьму ангелов-губителей.
50 Свой гнев не стал Он сдерживать,
их жизни не пощадил —
обрек на смерть от язвы моровой.
51 Умертвил всех первенцев в Египте,
первый плод силы мужской в шатрах Хама.
52 Вывел Он потом народ Свой, как пастырь овец,
и вел по пустыне, как стадо.
53 Не страшились они: их путь Он сделал безопасным,
а врагов их похоронила пучина морская.
54 Привел Он их в землю святую Свою,
к той горе, которую приобрел сильной3 рукой Своею.
55 Отступить перед ними Он заставил язычников4
и в шатрах их поселил племена Израиля,
землю в наследие каждому из них отмерив.
56 Но они испытывали терпение Божие,
противились Всевышнему,
свидетельствам о воле Его не внимали.
57 Были они отступниками и неверными, как и отцы их,
ненадежны были, подводили, как лук негодный.
58 Гнев Его навлекали на себя капищами своими
и идолами своими вызывали ревность Его.
59 Не осталось это тайной для Бога — вознегодовал Он
и полностью отверг Израиль,
60 покинул Жилище Свое в Силоме,
Скинию, в которой обитал среди людей.
61 Он отдал в плен ковчег Свой,5
славу Свою, — в руки врага,
62 отдал под меч Свой народ,
гневаясь на Свое достояние.
63 Юношей их поедал огонь,
и девицам их не пели песен брачных;
64 священники их падали от меча,
вдовы их и оплакивать своих покойных не могли.
65 Но вдруг Господь, словно ото сна воспрянув,
словно воин, вином возбужденный,6
66 прочь прогнал врагов Своих,
позору их вечному предал.
67 Отверг Он шатер Иосифа
и колено Ефрема не избрал.
68 Пал выбор Его на колено Иуды,
на гору Сион, которую Он возлюбил.
69 Воздвиг Он Святилище Свое — образ небесного,
воздвиг прочно, как землю, на века созданную.
70 Избрал Он Давида, раба Своего,
взял его от загонов овечьих.
71 Того, кто за овцами7 смотрел, Бог взял,
чтоб пас он народ Божий, потомков Иакова,
Израиля, — достояние Его.
72 И он пас их добросовестно,
умело руководил ими.

Толковая Библия Лопухина

Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (Пс 77:67−72) и руководство для будущего (Пс 77:4−8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (Пс 77:9−12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (Пс 77:67−71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма — оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как «прозорливец» и который был одним из начальников хоров Давидовых.

Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов (1−8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта (9−16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их и они гибли от пресыщения (17−31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их (32−40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41−55). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56−66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67−72).

Пс 77:1. Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

«Внимай, народ», «приклоните ухо» — внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.

Пс 77:2. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

«Притча» — краткое изречение; «гадание» — тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.

Пс 77:5. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

«Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» — Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

Пс 77:8. и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.

Пс 77:9. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

Пс 77:10. они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

Пс 77:11. забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было — практическим неверием.

Пс 77:12. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

«Поле Цоан» — главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.

Пс 77:18. искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне «искушали Бога в сердце» — обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.

Пс 77:24. и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

Пс 77:25. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

Манна называется «хлебом небесным», так как была послана с неба. — «Хлеб ангельский ел человек», т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаженный Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

Пс 77:27. и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

«Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых» — обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.

Пс 77:34. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра», тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

Пс 77:36. и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

«Льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним», означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.

Пс 77:49. послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

«Посольство злых ангелов» — не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.

Пс 77:60. отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

Пс 77:61. и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

«Отринул жилище в Силоме... и отдал в плен крепость Свою», т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот (1Цар 4:21; 5:1).

Пс 77:63. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

«Девицам его не пели брачных песен» — в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.

Пс 77:64. священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

«Священники его падали от меча» — разумеется смерть Офни и Финееса.

Пс 77:67. и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

Пс 77:68. а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.

Пс 77:69. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

«Устроил, как небо, святилище Свое». Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой — небесной. Пребывание Господа на Сионе — вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.

Пс 77:70. и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

Пс 77:71. и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

Пс 77:72. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

В личности Давида отмечается простота его прежней жизни («взял от дворов овчих»), чистота нравственная («чистота сердца») и мудрость («руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением — гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
35  [2] — Букв.: их скала.
54  [3] — Букв.: правой.
55  [4] — Букв.: он изгнал язычников пред ними.
61  [5] — Букв.: силу Свою.
65  [6] — Друг. возм. пер.: воин, после (выпитого им) вина протрезвевший; или: после вина кричащий. Сравнение, странное для современного мышления, было вполне нормальным в той древней культуре.
71  [7] — Букв.: кормящими (матками овчими).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.