Псалтирь 100 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
Воспою милость и справедливость Твою, ГОСПОДИ,
Тебе свою песнь слагая.
2 Все стремления мои — жить непорочно,
но когда Ты придешь ко мне?
И в доме своем во всем поступать буду честно.
3 Ничего мерзкого1 перед взором своим не поставлю.
Ненавистны мне дела отступников,
не буду участвовать в них.
4 Гнать буду от себя всякую мысль бесчестную,
и ничего общего со злом у меня не будет.2
5 Обреку на молчание того,
кто тайно клевещет на ближнего.
Высокомерных взоров
и сердца надменного не потерплю.
6 Взоры мои обращу на людей верных в стране,
чтобы ими себя окружить;
и только тот, чья жизнь непорочна,
служить будет мне.
7 Не будет жить в доме моем человек коварный,
не будет ни одного лжеца рядом со мною.
8 Всех нечестивцев страны, суд над ними верша,
я каждое утро истреблять буду,
чтоб удалить из града ГОСПОДНЯ всех зло творящих.

Толковая Библия Лопухина

В псалме Давид рисует образ своего будущего правления, идеал своего царствования, с изображением мучительно тоскующего настроения, от ожидания «когда Ты, Господи, придешь ко мне?» (Пс 100:2) Содержание псалма согласуется с обстоятельствами перенесения Давидом Кивота Завета в Иерусалим. Известно, что гибель Озы, прикоснувшегося без должного благоговения к Ковчегу, опечалила Давида, не решавшегося далее везти его. Ковчег был поставлен в доме Аведдара. В гибели Озы Давид видел указание, что он не достоин милости Бога, что Господь не может сейчас придти в Иерусалим, вероятно, за какой-то нравственной нечистотой последнего. Поэтому Давид в псалме дает обет пред Богом позаботиться об очищении Иерусалима, чтобы сделать его местом, достойным для пребывания в нем всесвятейшего Существа.

Пс 100:1. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.

Давид обещается воспевать Божественные милости, Его суд, т. е. ту правду, которая дана в Его законе. Так как все содержание псалма представляет раскрытие общих оснований будущей преобразовательной деятельности Давида, то выражение «милость и суд» будет значить: я, Господи, позабочусь об очищении и возвышении внутренней, нравственной стороны («милость») жизни Иерусалима, равно также и о просвещении народа в заповедях закона и о согласовании жизни их с указаниями Твоей воли. В менее логической, но не противоречащей связи со всем содержании псалма, будет и такое понимание: я буду знакомить и поучать народ в привязанности к Тебе раскрытием пред ним тех многочисленных благодеяний («милости»), которые Ты изливал на него за всю его жизнь, чтобы тем самым расположить его следовать Твоим заповедям («суд буду петь»).

Пс 100:2. Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.

«Буду размышлять о пути непорочном» — буду заботиться сделать свои поступки чистыми, чтобы узнать, когда я буду достоин принять Ковчег Завета («когда ты придешь ко мне?»). Буду заботиться (прошедшие времена вместо будущих) о пути непорочном не только в смысле зоркости по отношению к своим мыслям и чувствам, но и по отношению к своим поступкам как частного человека, так и правителя народа.

Пс 100:3. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.

Все преступное буду ненавидеть («не положу пред очами» — не буду любоваться, подражать), равно как и людей преступных.

Пс 100:4. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.

Пс 100:5. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.

«Сердце развращенное будет удалено от меня» — гордого сердца не будет во мне; не будет действий, подсказанных личным, своенравным желанием, напротив, буду смиренно руководиться указаниями Твоей воли; буду очищать город от клеветников и не входить в близкие сношения с людьми, презирающими других и ненасытными честолюбцами, т. е. Давид обещает возвышать и приближать к себе только достойных.

Пс 100:6. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.

Пс 100:7. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.

Пс 100:8. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.

Все благоволение Давида будет к тем, кто верует в Бога, благочестив («верные земли»), чист в поступках («кто ходит путем непорочности»). — «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» — не будет прав, не будет поощряем и награждаем мною. — «С раннего утра» — с возможной и полной быстротой («утро») и неуклонностью буду заботиться об очищении города от всех беззаконников.

Этой молитвой Давида заканчиваются псалмы 1-го часа. Здесь в дополнение к псалмам 5 и 8 Церковь предлагает человеку общие указания для руководства в своей деятельности при наступающем дне.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: никакой вещи Велиала, т. е. ничего связанного с идолопоклонством или вообще с нечестием; см. также примеч. «а» к 2Кор 6:15.
4  [2] — Друг. возм. пер.: люди с сердцем порочным да будут далеки от меня, со злыми я не буду водить знакомства.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.