Псалтирь 23 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
ГОСПОДНЯ земля и всё, что ее наполняет,
мир и все его обитатели.
2 Ибо это Он заложил основания мира на морях,
на потоках утвердил его.1
3 Кто достоин взойти на гору ГОСПОДНЮ
и стоять на святом месте Его?
4 Лишь тот, у кого все дела и намерения чисты,
кто не поклоняется ложным кумирам
и не дает обещаний, не думая их исполнять,2
5 тот обретет благословение ГОСПОДНЕ,
оправдание3 от Бога, Спасителя своего.
6 Только такие4 и стремятся к Нему
и желают быть в присутствии Твоем,5 Бог Иакова.
7 Все вы, стерегущие врата, поднимите свои головы,
поднимитесь и вы, двери вечные охраняющие,
чтобы войти мог Царь славы!
8 Кто же этот Царь славы?
ГОСПОДЬ, могущественный и сильный,
ГОСПОДЬ, побеждающий6 в битве!
9 Все вы, стерегущие врата, поднимите свои головы,
поднимитесь и вы, двери вечные охраняющие,
чтобы войти мог Царь славы!
10 Кто Он, этот Царь славы?
ГОСПОДЬ Воинств,7
Он — Царь славы!

Толковая Библия Лопухина

По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с псалмом 14 (ср. Пс 23:3−4 с Пс 14:1, 3) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» (Пс 23:7, 9).

Дополнение к надписанию — «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней (1−2). Вблизи Бога на Сионе может поэтому обитать тот, кто чист мыслями, делами и словами, кто ищет Его (3−5). Ворота города! Поднимите верхи ваши, чтобы сделать свободным вход Господу, Который идет через вас! Он — царь славы, сильный в брани, Он — Господь сил (6−10)!

Пс 23:1. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

Пс 23:2. ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

Так как Господь — Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках». Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии.

Пс 23:4. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], -

Обитать вблизи Господа на горе Сион достоин тот, кто не совершал дурного внешнего поступка («руки неповинны»), кто чист и мыслями («сердце чисто») и кто не грешил словом: не давал ложных клятв и ложно не призывал Бога.

Пс 23:6. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

Такими, достойными обитания на Сионе, Давид считает «ищущих лица Твоего». Ближайшим образом сюда относятся евреи, как единственные носители и служители Иеговы.

Пс 23:7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс 23:8. Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

«Поднимите, врата, верхи ваши». Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам «Царь славы». Этот Царь славы есть Господь сил, «сильный в брани», Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В этом стихе автор поэтически описывает творческие дела Бога, проявившиеся в обуздании хаоса, который здесь символически представлен морем.
4  [2] — Букв.: у кого невинные руки и чистое сердце, кто не возносит души своей ко лжи (или: идолу) и не клянется, чтобы обмануть…
5  [3] — Или: праведность, т. е. будет признан праведным.
6  [4] — Букв.: таков род.
6  [5] — Букв.: что ищут лица Твоего.
8  [6] — Букв.: сильный.
10  [7] — Евр. Яхве Цеваот.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.