Псалмы 59 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. На мелодию «Лилия соглашения».
Миктам Давида в поучение,
2 который был написан в то время, когда Давид воевал с Сирией месопотамской и цованской и когда Иоав вернулся и победил двенадцать тысяч едомских воинов в Соляной долине.
3 Ты, Боже, прогневался на нас, и, отвергнув, уничтожил. Вернись и силу дай!
4 Ты землю сотрясал, и она раскололась; наш мир разрушается словно ветхая стена. Прошу Тебя, восстанови его!
5 Народу Своему Ты послал беду, от которой нас шатает словно от вина.
6 Но для тех, кто Тебе верен, Ты знамя развернул, чтоб под укрытие они к нему бежали. Селах
7 Ради спасения тех, кого Ты возлюбил, даруй нам помощь силою Своею.
8 Из храма Своего Бог молвил:
«Я буду победителем, ликуйте! Я разделю среди Своего народа Сихем и долину Сокхов.
9 Моими будут Галаад и Манасия, Ефрем мне станет шлемом, а Иуда — скипетром Моим.
10 Чашей для омовения ног Моих станет Моав, Едом станет рабом, подносящим Мои сандалии. Я одолею филистимлян и провозглашу победу».
11 Кто меня поведёт на Едом, на этот укреплённый город?
12 Не Ты ли, Боже, отвернувшийся от нас, кто в битву с нашими войсками больше не идёт?
13 Дай помощь победить врага, так как помощь людская бесполезна.
14 Только Бог нам может силу дать, только Он поможет победить врага!

Толковая Библия Лопухина

Во Пс 59:2 ст. указывается повод написания псалма — выступление Иоава, военачальника Давида, против идумеян, закончившееся поражением последних. Этот поход состоялся после окончания первой войны с сирийцами на севере (2Цар 8:1−16), во время которой идумеяне, воспользовавшись беззащитностью южных пределов Иудеи, произвели здесь полное опустошение. Давид удручен был этим событием и написал псалом, вполне отвечающий как тогдашнему положению его военных операций, так и будущему состоянию.

Боже, Ты отринул нас, послал на народ жестокое испытание (3−5). Собери и одушеви снова боящихся Тебя и избавь их (6−8). Давид уверен в своей победе над врагами, ему подчиняются по Божественному откровенно моавитяне и идумеяне, в столицу которых введет его сам Господь, с Которым Давид и низложит всех своих врагов (9−14).

Пс 59:4. Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.

Нападения идумеян на южные пределы Иудеи изображаются Давидом как «потрясение земли», ее колебание, т. е. как угроза и опасность самому существованию Иудеи в смысле самостоятельной политической единицы. Эти опасения — не гипербола. Война на севере и сосредоточение всех военных сил для борьбы с сирийцами открывало свободный доступ идумеянам до Иерусалима, отстоявшего только на два дня пути от границ Идумеи. Беспрепятственное движение Идумеян на север сдавило бы армию Давида: с одной стороны пред ним стояли войска сирийцев, а с тыла нападали бы войска идумеян. Опасность большая, при возможном истреблении армии Давида, угрожавшая политической самостоятельности всего еврейского народа.

Пс 59:5. Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.

«Напоил нас вином изумления» — вином, смешанным с одуряющими составами, которые производят головокружение. Давид выражает здесь чувство изумления пред совершающимися событиями, свидетельствующими, по-видимому, об оставленности евреев со стороны Бога.

Пс 59:6. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,

«Даруй... знамя». Сравнение взято из военных действий, когда поднятое знамя собирает вокруг него защитников, сосредоточивает силу, а упавшее знамя — означает поражение. Смысл выражения — воодушеви и собери защитников народа против идумеян. — «Ради истины» — ради восстановления истинного, верного, обеспеченного существования Еврейского царства.

Пс 59:8. Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:

«Бог сказал во святилище Своем». Вероятно, разумеется то откровение, которое получил Давид от Господа во храме через урим и туммим первосвященника. Дальнейшие слова: «восторжествую, разделю» в дал. принадлежат Давиду и указывают, что под влиянием этого откровения у него явилась бодрость и вера в победу над врагами. Означенные слова нельзя относить к Богу, так как все содержание их говорит о военной победе и политическом возобладании над врагами, что несвойственно Богу и в чем Ему нет нужды (см. особенно ст. 10, 11, 12). «Сихем» (нынешний Наплус) находился в центре прииорданской Палестины, а долина Сокхоф — в заиорданской.

Пс 59:9. Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,

Галаад (колена Рувимово и Гадово) — Заиорданская часть Палестины, Манассия (колено Манассиино) расположен там же; Ефремове колено, называется «крепостью главы» за преобладающее влияние в Иудее по своей многочисленности; «Иуда скипетр мой», так как из него избирались цари еврейского народа. Оба последние колена находились в прииорданской области — первые колена находились на севере Палестины, а последние на юге. Таким образом здесь указываются все границы Палестины и тогдашнего царства Иудейского, чтобы показать непоколебимость царства Иудейского и бесплодность нападений врагов.

Пс 59:10. Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»

Даже больше того — власть Давида расширится подчинением и покорением моавитян и победой над идумеянами, действительно вскоре одержанными Давидом (2Цар 8:2; 10:13−19; 1Пар 18:1−6) в долине Соляной. — «Моав умывальная Чаша», чаша, которая употреблялась для омовения ног странников. Выражение показывает, что моавитяне займут по отношению к евреям подчиненное, служебное положение, что и исполнилось: они принуждены были после поражения платить евреям дань. — «На Едома простру сапог». Простирать сапог значит топтать; идумеяне были поражены Иоавом, потоптаны, унижены. — «Восклицай Мне, земля Филистимская!» — приветствуй меня, как своего владыку и земля филистимлян. Приветствие побежденными победителя могло смягчить их участь. Многочисленные войны Давида с соседними народами завершались победами, тоже было и в борьбе с филистимлянами.

Пс 59:11. Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?

Пс 59:12. Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?

Тот же Господь, Который отринул сейчас евреев, поведет Давида на идумеян, а это значит, что победа за ним.

Пс 59:14. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

«С Богом мы окажем силу» — сила Давида не в его военном искусстве, а в благоволении и покровительстве ему Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.