Псалмы 117 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Прославляйте Господа, потому что любовь Его вечна!
2 Воскликни, Израиль:
«Истинная любовь Его бесконечна!»
3 Пусть потомки Аарона воскликнут:
«Истинная любовь Его бесконечна!»
4 Скажите все, кто верует в Него:
«Истинная любовь Его бесконечна!»
5 Я был в беде и к Господу воззвал, ответил Он и освободил меня.
6 Господь со мной, поэтому мне ничего не страшно. Какое зло мне люди могут причинить?
7 Господь со мной, Он — моя помощь, поэтому я восторжествую над врагами.
8 Да, лучше верить в Бога, чем человеку доверяться.
9 И лучше в Господе найти спасение, чем предводителям великим доверяться.
10 Я был врагами окружён, но их я Господней силой одолел.
11 Был окружён я с четырёх сторон, но их я Господней силой одолел.
12 Вокруг меня они роились словно осы, но сгинули они словно сгорающий терновник. Их я Господней силой одолел.
13 Враги напали на меня, почти я уничтожен был.
14 Господь, Ты спас меня. Ты — моя сила и защита.
15 Шум праздника победного слышится в домах всех праведных. Показал Господь опять могущество Своё.
16 Победоносно рука Господняя вознесена. Вновь показал Господь могущество Своё.
17 Я не умру, я буду жить и о делах рассказывать Господних.
18 Господь меня сурово наказал, но умереть не дал мне.
19 Открой ворота праведности мне, и я войду благодарить Его и славить.
20 Ворота эти Господу принадлежат, и в них войти лишь праведные могут.
21 Возблагодарю Тебя, Господь, за то, что Ты мою молитву слышал и стал спасением моим.
22 Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным.
23 Так сделал Господь, и мы считаем это чудесным!
24 Сегодня день, который сотворил Господь, так будем счастливы сегодня!
25 Люди говорят:
«Пусть славится Господь! Он нас спасением одарил!
26 Блажен, кто во имя Господнее приходит».
Священники такой ответ держали:
«Из храма Господа тебя благословляем.
27 Господь — наш Бог, Он не отвергнет нас. Свяжи овцу и к рогам алтаря Господнего для жертвы принеси».
28 Ты — мой Господь, Тебя возблагодарю. Ты — Бог мой, поэтому Тебя я восхвалю.
29 Восславьте Господа за доброту Его. Любовь Его не ведает предела.

Толковая Библия Лопухина

Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы (Пс 117:5), освобождения от врагов (Пс 117:10−13) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства (Пс 117:22−23). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом.

Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1−4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь — мой защитник, то кого мне бояться (5−9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому — и песнь моя (11−14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15−18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19−29).

Пс 117:1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Пс 117:2. Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Пс 117:3. Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Пс 117:4. Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании.

Пс 117:5. Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

«Из тесноты» — из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» — вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону.

Пс 117:8. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

Пс 117:9. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу («князья» — предводители).

Пс 117:10. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;

Пс 117:11. обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;

Пс 117:12. окружили меня, как пчелы [сот], и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.

Пс 117:13. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

Пс 117:14. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. — «Все народы окружили меня». Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. — «Сильно толкнули меня, чтоб я упал» — всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: «Господь — сила моя и песнь».

Пс 117:15. Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!

Пс 117:16. Десница Господня высока, десница Господня творит силу!

Пс 117:17. Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: «Господь чудесно спас меня». Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость («буду жить»), чтобы всегда восхвалять Господа.

Пс 117:22. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

Пс 117:23. это — от Господа, и есть дивно в очах наших.

Пс 117:24. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

Видимое проявление Божественной помощи открывается в построении храма. Над материалом («камнем»), из которого он делался, смеялись даже строившие его, но храм все-таки был закончен. Ясно, что помогал Сам Бог, а потому будем восхвалять Господа в этот торжественный день окончания постройки. При строении второго храма, видевшие и помнившие еще первый, богатый храм Соломона, плакали при виде малых размеров и бедности материала, из которого созидался второй храм, считая это за знак отвержения евреев от Господа, что подрывало энергию строителей. Но значение храма, как религиозного центра, а потому и политически объединительного пункта, вероятно, если не сознавалось ясно, то все-таки чувствовалось многими, и ликование их при окончании постройки — понятно.

Пс 117:26. Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.

Здесь изображается процессия, идущая к храму и воспевающая: «благословен грядущий во имя Господне», на что священники отвечают: «благословляем...».

Пс 117:27. Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

Пс 117:28. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, [буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением].

Пс 117:29. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Господь явился нам — дал возможность окончить постройку храма. Писатель приглашает торжественно отпраздновать этот день обилием жертв, возлагая мяса, назначенные в жертву, на рога жертвенника, что и требовалось законом, а затем приглашает всех вообще воспевать Господа.

Образ «камня» (22 стих) Иисус Христос прилагает к Себе Самому (Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17) и к Нему же относят это выражение и другие писатели (Деян 4:11; 1Пет 2:7). Под храмом, стены которого соединяет камень, нужно разуметь церковь, основанную на Христе, Который примирил человека с Богом; разумеют и два естества в Иисусе Христе, как две стены здания объединяются на одном камне. Можно этот образ понимать и как указание, что с пришествием Христа Ветхий Завет нашел в Его жизни, учении и страданиях свое завершение, началась новая жизнь, создалось новое здание. Псалом — прообразовательный.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.