От Иоанна 15 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 Я — истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Те ветви Мои, которые не приносят плодов, Он срезает, а те, которые приносят плоды, Он очищает, чтобы они ещё лучше плодоносили.
3 Но вы уже очищены словами, которые Я говорил вам.1
4 Так пребывайте же во Мне, и Я пребуду в вас! Без Меня вы подобны ветвям, которые сами по себе не могут плодоносить, если не будут на лозе.
5 Ведь Я — лоза, а вы — ветви; те, что пребывают во Мне и Я — в них, приносят много плодов, ибо без Меня вы ничего не можете совершить.
6 А те, что не пребывают во Мне, подобны ветвям, которые засыхают и падают на землю; такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если вы пребудете во Мне и будете поступать согласно словам Моим, то о чём бы ни просили вы в молитве, — будет дано вам.
8 И если вы, будучи Моими учениками, принесете много плодов, то тем самым вы прославите Отца Моего.
9 Я люблю вас так же, как Меня любит Отец, пребывайте же в любви Моей!
10 А в любви Моей вы пребудете, если станете поступать согласно заповедям Моим, подобно тому, как Я поступаю согласно заповедям Отца Моего и пребываю в любви Его.
11 Сказал же Я вам это, чтобы вы разделили со Мною радость Мою и чтобы радость ваша была безмерна.
12 Вот Моя заповедь вам: любите друг друга, как Я люблю вас,
13 хотя ни у кого из вас любовь не может превзойти любви Того, Кто жизнь Свою отдает за друзей Своих.2
14 Ведь вы — друзья Мои, поскольку исполняете то, что Я заповедал вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; Я именую вас друзьями, ибо Я поведал вам всё, что узнал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и посылаю вас (в мир), чтобы вы ходили и приносили плоды; вы не останетесь бесплодны, ибо то, что вы будете просить у Отца Моего, Он даст вам.
17 И вновь заповедую вам: любите друг друга.
18 Когда мир возненавидит вас, знайте, что Меня он возненавидел прежде вас.
19 Если бы вы были от мира сего, мир любил бы вас как своих; но поскольку вы не от мира сего, ибо Я взял вас из мира, мир ненавидит вас.
20 Вспомните слова, которые Я говорил вам: раб не более значителен, чем господин его. Поэтому если Меня преследуют, то и вас будут преследовать; если Моим словам не внимают, то и вашим внимать не будут.
21 Поступать же так с вами будут из-за имени Моего, ибо не знают Того, Кто послал Меня.
22 Если бы Я не приходил и не проповедовал людям, на них не было бы греха; а так — нет прощения им за грехи их,
23 ибо кто Меня ненавидит, тот ненавидит Отца Моего.
24 И если бы Я не совершал таких чудес, каких никто не совершал, на людях не было бы греха; а так — они видели их и всё-таки возненавидели Меня, (а значит), и Отца Моего.
25 Но да сбудутся слова, сказанные в Писании: безвинно они возненавидели Меня. (Пс 34:19)
26 Когда же придет Наставник, Которого Я пошлю вам от Отца: Дух Истины, Который от Отца исходит, — Он будет свидетельствовать обо Мне.
27 А также и вы будете свидетельствовать обо Мне, ибо вы с самого начала со Мною.

Новой Женевской Библии

15:1−27 Эта глава состоит из двух основных частей. В ст. 1−17 сдержатся рассуждения о виноградной лозе, а в ст. 18−27 — предостережения относительно ненависти мира к последователям Христа.

15:1−17 Единство Примирителя Христа и Его искупленного народа изображается в Писании посредством символики, в частности: 1) фундамент и здание (1Кор 3:11; Еф 2:20−22); 2) виноградная лоза и ветви (15:1−17); 3) голова и тело (1Кор 6:15, 19; 1Кор 12:12).

15:1−2 Образ виноградной лозы и ветвей является символом единства — ветви могут «жить», только питаясь соком лозы (см. ст. 3).

очищает. Убирает все лишнее и омертвевшее. Значение этого слова в данной метафоре Иисус поясняет в ст. 3.

15:7 просите, и будет вам. Эти слова Христа являются пояснением к 14:13−14. Исполнение молитвы верующего возможно, если верующий пребывает во Христе, а Христос словом Своим (и Духом) пребывает в верующем.

15:8 Тем прославится Отец Мой. Сын является славой Отца. Христос заповедает Своим ученикам прославить Отца Небесного. Это не означает, что Христос как бы перепоручил им то, что было Его уделом. Поскольку Христос верою вселяется в сердце человека и духовно там пребывает, то такой человек, составляя единство со Христом, вместе с Ним прославляет Отца.

15:9 пребудьте в любви Моей. То же, что «во Мне».

15:10 Если заповеди Мои соблюдете. Любовь Христа — не плата за послушание. Соблюдение заповедей — единственная возможность, а не условие, пребывать в любви Христа. См. ком. к 8:51.

как и Я соблюл. Христос не требует от учеников большего, чем исполнил Сам.

пребываю в Его любви. Характер, сущность любви Отца к Сыну те же, что и к любому верующему, соблюдающему заповеди Сына.

15:13 если кто положит душу свою. См. ком. к 10:17−18; 12:25. Христос в ст. 18 говорит о Своей жизни: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». В отношении людей, даже верующих, Он использует другие понятия: человек не имеет власти ни отдавать жизнь (т.е. передавать кому-либо), ни принимать ее. Человек может только «положить душу свою».

15:14 друзья Мои. Понятие дружбы предполагает равенство. Принцип дружбы тот же, что и принцип любви (см. ст. 9:10), он состоит в соблюдении заповедей.

15:15 Христос разъясняет принципиальное различие между рабом и другом, т.е. между различными уровнями духовности и посвященности Богу.

15:16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. См. 13:18; Мф 20:16; Лк 6:13; Лк 10:1; Лк 15:19; Откр 17:14.

15:17 Основная и главная заповедь.

15:20 Иисус предупреждает Своих учеников и последователей, что их ждет то же, через что прошел и Он. Уподобление Христу, если оно полное и искреннее (см. 14:20), является той причиной, которая неизменно приводит к определенным и неизменным следствиям.

15:25 Иисус, по всей видимости, имеет в виду слова из Пс 34:19 и 68:5. в законе их. Здесь в третий раз (7:19; 10:34) Иисус говорит о законе в несколько неожиданном контексте — Он самым явным образом отстраняет Себя от закона и от законников. Но поскольку Им же сказано, что Он пришел не отменять и не нарушать закон, но «исполнить» (см. ком. к 10:34), то местоимения «ваш» и «их» в сочетании со словом «закон» дают повод к размышлениям. И вывод, к которому приводят эти размышления, поражает своей невероятностью: иудеи отвергли Бога, опираясь на закон Божий! А поскольку такое в принципе невозможно, то Иисус и говорит, что закон, которым руководствовались иудеи, сохранил только букву, но дух его был ими безвозвратно утерян. См. ком. к 18:32.

15:26 Утешитель... Дух истины. Дух истины — Святой Дух. См. ком. к 15:25.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[15.1] досл.: «очищены словом» — в данном случае «логос» необходимо понимать как «учение».
[15.2] досл.: «больше той любви ни один не имеет, кроме того, кто душу свою отдает за друзей своих.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.