От Марка 9 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
В переводе Лутковского → Комментарии Джона Райла

В переводе Лутковского

1 И сказал им: уверяю вас, что некоторые из стоящих здесь со Мною ещё при жизни своей увидят Царство Божье, пришедшее в силе.
2 И вот через шесть дней, взяв с Собою только Петра, Иакова и Иоанна, Иисус поднялся наедине с ними на высокую гору и преобразился пред ними.
3 Одежды Его вдруг ярко засияли, словно снег, и стали такими белыми, как никакой человек на земле не в силах отбелить.
4 И увидели они Илию с Моисеем, беседующих с Иисусом.
5 Петр же, обратясь к Иисусу, сказал: Равви! Как хорошо нам здесь! (Позволь), мы поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой — для Моисея, а третий — для Илии,
6 ибо не знал, что и сказать, из-за страха, объявшего его.
7 Вдруг появилось облако и покрыло их, и раздался голос из облака: это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!
8 Оглянувшись, они неожиданно увидели, что рядом с ними никого уже нет, кроме одного Иисуса.
9 И когда они спускались с горы, Он повелел им, чтобы они до тех пор никому не рассказывали о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 Они же спрашивали друг у друга: что это значит — воскреснуть из мертвых? И запомнили слова Его.
11 А у Него они спросили: почему же книжники и фарисеи говорят, что прежде должен придти Илия?
12 И Он отвечал им: если они говорят, что Илия придет прежде и обратит всех, то разве не написано о Сыне Человеческом, что Он претерпит много страданий и унижений?
13 Но говорю вам: Илия уже приходил, и они обошлись с ним так, как сочли нужным, подобно тому, что написано о нём.1
14 Когда же возвратился Он к ученикам, то увидел около них большую толпу и книжников, которые спорили с ними.
15 А все люди, едва только увидели Его, побежали навстречу, радостно приветствуя Его.
16 И спрашивает Он у книжников: о чём вы спорите с ними?
17 А один человек из толпы отвечает Ему: Учитель! Привел я к Тебе сына своего, одержимого духом нечистым.
18 Где бы дух ни застиг его, повергает его на землю, и он испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет. И обратился я к ученикам Твоим, чтобы они изгнали его, но они не смогли изгнать его.
19 Он же сказал им в ответ: о народ, неверующий и развращенный! До каких пор Я буду с вами? До каких пор Мне терпеть вас? Приведите его ко Мне! (Втор 32:5,20)
20 И привели его к Нему. Едва увидев Иисуса, дух так сотряс одержимого, что тот упал и стал кататься по земле, испуская пену.
21 И спросил Он у отца его: давно ли это с ним? И тот ответил: с детства.
22 Уж сколько раз дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Но если Ты можешь хоть сколько-нибудь помочь нам, Господи, то сжалься над нами!
23 Иисус же сказал ему: если ты можешь хоть сколько-нибудь верить, то всё возможно верующему.
24 И тотчас отец этого отрока воскликнул со слезами: верую! Помоги же моему маловерию!
25 Увидев, что сбегается народ, Иисус повелел духу нечистому: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не возвращайся в него!
26 Возопив и сильно сотрясши одержимого, дух вышел, а отрок застыл, словно мертвый, так что многие говорили: он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, привел его в чувство, и он поднялся.
28 А когда Он вошел в дом, ученики наедине спросили Его: почему мы не в силах были изгнать его?
29 Он же сказал им: сей род ничем иным не может быть изгнан, кроме как молитвою и постом.
30 Выйдя оттуда, они отправились в Галилею, но Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал об этом,
31 потому что Он, наставляя учеников Своих, говорил им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и казнят Его, и через три дня после казни Он воскреснет.
32 Но они не понимали сказанного, а спросить Его — боялись.
33 Когда они пришли в Капернаум, то дома Он спросил у них: что это вы обсуждали в пути между собою?
34 Но они молчали, потому что в пути спорили друг с другом о том, кто из них самый главный.
35 И, сев, Он подозвал всех двенадцать и говорит им: если кто из вас хочет быть первым, пусть будет последним и слугою всем.
36 И, взяв ребенка, Он поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет (в сердце) хотя бы одного из таких младенцев во имя Моё, тот Меня примет, а кто Меня принял, тот не Меня принял, но Того, Кто послал Меня.
38 При этом Иоанн сказал Ему: Учитель! Мы встретили человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и запретили ему это, потому что он не ходит вместе с нами.
39 А Иисус сказал: не надо запрещать ему, потому что любой, кто сотворит чудо именем Моим, не сможет уже клеветать на Меня,
40 ибо кто не против нас, тот за нас.
41 И кто напоит вас хотя бы чашею воды во имя Моё, потому что вы — Христовы, уверяю вас: тот не лишится награды своей.
42 А кто введет в соблазн хотя бы одного из тех немногих, кто верует в Меня, то для него было бы значительно лучше, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и бросили в море.
43 И если соблазнит тебя рука твоя, то отруби её; лучше тебе увечному войти в Жизнь, нежели с двумя руками быть ввергнутым в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь их не угасает. (Ис 66:24)
45 И если нога твоя соблазнит тебя, то отруби её; лучше тебе хромым войти в Жизнь Вечную, нежели с двумя ногами быть брошенным в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь их не угасает.
47 И если глаз твой соблазнит тебя, то вырви его; лучше тебе одноглазому войти в Царство Божье, нежели с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь их не угасает,
49 ибо каждый огнем очищается. Каждая жертва солится солью. (Лев 2:13)
50 Соль — хорошая вещь; но если соль станет несоленой, на что она сгодится? Сохраняйте же соль в себе и мир между собою.

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 9:1−13

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Обратите внимание, что этот отрывок очень тесно связан с концом предыдущей главы. В конце восьмой главы Наш Господь говорит о Своих страданиях и смерти, о том, что необходимо отвергнуть себя, чтобы быть Его учеником, и о том, что нужно потерять свою жизнь, чтобы обрести спасение. И сразу же после этого Христос начинает рассказывать о грядущем Царстве и славе. Он помогает принять Свои слова о кресте и отречении, обещая тем, кто последует этим словам, что увидят Его славу. И в преображении мы видим, как это Его обещание исполнилось.

Во-первых, в этом отрывке обратим внимание на то, что в преображение открылась слава, в которой окажутся верующие во время второго пришествия Христа.

Без всяких сомнений, у преображения была одна главная цель: Господь хотел показать Своим ученикам, что, несмотря на Его бедность и низкое положение в обществе, однажды Он явится в мир как Царь. Христос хотел показать, что, когда Он придет во второй раз, такие Его святые, как Моисей и Илия, будут сопровождать Его. Господь хотел напомнить ученикам, что, хотя их гонят и преследуют сейчас за Него, однажды они станут Его сопричастниками. (*Виктор Антиохийский хорошо подметил, что слава, в которую облекся наш Господь во время преображения, подобно славе, которую святые получают в день воскресения. Он писал: «Не надо думать, что форма человеческого тела будет другой в Небесном Царстве. Как Христос не изменился при Своем преображении, но лишь воссиял небесной славой, так и праведники не изменятся внешне, а уподобятся Его славному телу. Их тела лишь засияют небывалым доныне светом. Апостол Павел называл это изменением (1Кор 15:52), а евангелисты — преображением».)

У нас есть все основания благодарить Бога за это видение. Часто нам хочется оставить служение Христу, потому что крест и искушения слишком тяжелы. Мал кто на нашей стороне, но многие против нас. Люди думают, что мы несем зло. Они сторонятся нас, потому что мы верим в Евангелие и любим его. Смерть вырывает из наших рядов друзей и соратников по служению, и мы начинаем чувствовать себя еще более одинокими. Но все это искушения плоти и крови. Они очень сильны, поэтому не удивительно, что часто вера христиан слабеет и они теряют надежду.

Но преображение Христа — это действенное лекарство от сомнений. Видение на святой горе — это гарантия того, что людей Божиих ожидает слава. Распятый Спаситель однажды придет во славе и со властью. Его святые придут вместе с Ним, а сейчас они в безопасности ожидают того блаженного дня. И мы должны терпеливо ожидать его. «Когда же явится Христос, жизнь ваша и слава, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3:4).

Во-вторых, обратим внимание на слова апостола Петра, увидевшего преображенного Господа. «Равви! — сказал он. — Хорошо нам здесь быть».

Не все в этих словах мы можем одобрить. Петр не понимал, что Господь Иисус пришел в этот мир пострадать и умереть. Апостол забыл о своих братьях, которых не было с ним, и о мире, который нуждался в присутствии Христа. Петр предложил построить три кущи: Моисею, Илии и Христу и этим он показал, что не видит разницы между пророками и Господом и не понимает, насколько его Учитель выше самых великих мужей веры. Поэтому восклицание апостола достойно скорее порицания, нежели похвалы.

Но, отметив все это, обратите внимание все же на то, какой радостью наполнило сердце Петра преображение Господа **. Восклицание Петра «Хорошо нам здесь быть!» показывает, какое утешение может принести истинному верующему созерцание грядущей славы. Посмотрите в будущее и попытайтесь представить, какую радость испытают святые, когда встретятся со своим Господом во время Его второго пришествия, чтобы больше никогда не расставаться. Хватило нескольких минут, чтобы сердце апостола Петра захлестнуло горячей волной радости. Апостолу было так приятно видеть этих двух святых во славе, что он захотел продлить свое блаженство. Как же тогда будем чувствовать себя мы, когда наш Господь в последний день появится со Своими святыми? Что воскликнем мы, когда Он не только явится пред нами, но и пригласит разделить с Ним славу? На эти вопросы не сможет ответить ни один человек, потому что сейчас мы не можем представить, какое блаженство ожидает нас в тот великий день. Петру было позволено немного вкусить той радости, которую мы испытаем во всей полноте. Мы от всего сердца и в полный голос скажем: «Хорошо нам здесь быть!»

(**Приведем здесь слова Брентия, который описывает, насколько славным событием было преображение. Он сумел высказать многое в немногих словах.

«Ни на одном синоде не присутствовали столь почетные представители. Ни одно собрание не было столь прославлено, ибо на горе Преображения присутствовали Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Там были также Моисей и Илия, главные пророки. Там были Петр, Иаков и Иоанн, главные апостолы».)

И наконец, в этом отрывке мы находим свидетельство тому, что Христос — давно обещанный Мессия. Во-первых, это подтвердили Моисей и Илия. Первый как представитель закона, а другой — пророков. Их появление свидетельствовало о том, что Иисус — это Тот, о ком они давно предсказывали. Через несколько мгновений Моисей и Илия исчезли, оставив Христа одного, показав тем самым, что они были только свидетелями, слугами, которые уступили место пришедшему Господину. Во-вторых, с небес прозвучал голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Голос Бога Отца, который прозвучал при крещении Иисуса, раздался и, при преображении нашего Господа. И в первом, и во втором случае Бог сказал, что Иисус — Его возлюбленный Сын. Кроме того, провозглашая Христа Своим Сыном при преображении, Бог Отец добавил: «Его слушайте».

Все произошедшее произвело на учеников неизгладимое впечатление. Преображение еще раз показало, что как хозяин дома выше своих слуг, так Господь намного выше апостолов и всех пророков. Оно еще раз напомнило ученикам, что Христу нужно верить, за Ним нужно следовать, Ему нужно повиноваться и Его нужно слушать.

Все истинно верующие должны помнить последние слова Бога Отца. Христиане должны слушать Христа. Он их великий Учитель, поэтому, если они хотят быть мудрыми, они должны учиться у Него. Он есть Свет миру, поэтому если они не хотят ошибаться, они должны следовать за Ним. Он есть Глава Церкви, поэтому если они хотят быть живыми членами этого мистического тела, они должны взирать на Него. Не важно, что говорят люди, не важно, что говорят служители, не важно, что говорит Церковь, — важно то, что говорит Христос. Только Его слушайте. Только за Ним следуйте. Только к Нему прилепляйтесь. Только на Него смотрите. Только Он никогда не подведет, не оставит и не обманет. Блажен тот, кто на собственном опыте познал, что значат слова: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за мной. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:27−28).

(*Явление Илии, ставшее впоследствии предметом беседы между Иисусом Христом и Его учениками, весьма загадочно.

Согласно точке зрения одних комментаторов, служение Иоанна Крестителя было приходом Илии. Эти комментаторы считают, что пророчество Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господа, великого и страшного» (Мал 4:5) полностью исполнилось в служении Крестителя и ожидать появления Илии не нужно. Такой точки зрения придерживаются большинство протестантских комментаторов. Согласно точке зрения других авторов, буквальный приход Илии еще впереди. Они полагают, что Иоанн Креститель явился перед нашим Господом «в духе и силе Илии» (Лк 1:17), а слова Малахии до сих пор не исполнились. Такого взгляда придерживались практически все отцы церкви, большинство Римско-католических комментаторов и некоторые современные протестантские богословы. Если мне будет дозволено высказать свое мнение, то я скажу, что придерживаюсь второй точки зрения. Я верю, что пророк Илия явится перед вторым пришествием Господа. Мне кажется, что по этому достаточно таинственному вопросу Писание высказывается однозначно. Любое другое толкование, на мой взгляд, искажает ясный смысл таких отрывков, как Мал 4:5−6, Мф 17:11, Ин 1:21. Вполне возможно, что в первый раз Илия явился духовным образом в служении Иоанна Крестителя, а второй раз явится буквально перед концом мира, и после этого сразу же наступит великий и ужасный день нашего Господа. Но какой бы точки зрения мы ни придерживались, ясно одно: этот вопрос достаточно сложен. Однако после тщательного его изучения я пришел к выводу, что вторая точка зрения вызывает меньше противоречий. Я согласен с Августином, Иеронимом, Златоустом, Илларием, Янсением, Брентием, Альфордом и Штиером, что пророчество Малахии (4:5, 6) еще до конца не исполнилось.)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 9:14−29

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

В этих стихах, мы видим страшную картину одержимости. Спустившись с горы преображения, мы вновь оказываемся в грешном мире и видим, как дьявол плетет свои козни. Видение славы сменяется безобразной картиной одержимости. Мы расстались с Илией и Моисеем, чтобы повстречаться с неверующими книжниками. Мы оставили место, где была явлена грядущая слава тысячелетнего царства и где прозвучал голос Бога Отца, засвидетельствовавший о Своем Сыне, чтобы вновь вернуться к повседневности с ее болью и страданием. И вот мы видим страдающего мальчика, горюющего отца и горстка слабых учеников, которые не сумели изгнать беса, отступив перед дьявольской властью. Какой контраст между этими двумя событиями! Но даже он не может дать полное представление о том подвиге, который совершил Иисус Христос, спустившись на землю и добровольно оставив Свою славу. Эта смена событий является еще прекрасной иллюстрацией жизни истинных христиан. Как правило, она состоит из болезней, боли, страдания и немощи, которые лишь изредка сменяются видением славы небес.

Во-первых, в этом отрывке обратите внимание на то, как сильно зависели ученики от своего Господина.

Вот наш Господь спускается с горы и находит, подобно Моисею, Свое малое стадо в замешательстве. Христос видит, что Его девять учеников, одолеваемые книжниками, не могут изгнать беса из одержимого. Еще недавно эти же ученики «изгоняли многих бесов». Но бес в мальчике был слишком злобным, и они не могли изгнать его без Учителя. Апостолы поняли, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5). Этот урок ученики запомнили на всю свою жизнь. То, чему мы научились на собственном опыте, запоминается намного лучше, чем услышанное где-то и от кого-то. Но все же выучить этот урок для нас очень трудно. Нам сложно признать, что мы не можем ничего без Христа.

За примерами не надо далеко ходить. Человек может совершать великие дела для Евангелия, а через некоторое время низко пасть, показав этим, насколько он на самом деле слаб и немощен. Сегодня он может ревностно трудиться для Господа, а завтра отречься от Него. История знает подобные примеры. Поэтому даже самым святым христианам нечем хвалиться: они живут не своей силой. Все, что у них есть, им было дано. И стоит Господу хоть на краткое время оставить их, они сразу же понимают, что у них нет силы. Они такие же слабые и беспомощные, как Самсон с обрезанными волосами.

История с учениками должна научить нас смирению. Будем помнить каждый день и каждый час нашей жизни, что мы нуждаемся в благодати и милости Господа. Только с Ним мы можем все. Без Него — ничего. Только с Ним мы можем преодолевать величайшие испытания. Без Него любая мелочь становится непреодолимым препятствием. Давайте же каждый день с раннего утра молить Бога: «Не покинь нас! Мы не знаем, что день грядущий нам готовит. Если Ты не пребудешь с нами, то как мы сможем пойти вперед?»

Во-вторых, отметим, что даже юноши могут быть подвержены влиянию сатаны. Молодой человек, в которого вселился бес, очень сильно страдал. Марк пишет, что злой дух вселился в него, когда тот был еще ребенком.

Это важный урок для нас. Мы должны прилагать все свои усилия, чтобы приносить добро детской душе. Сатана может закабалить душу даже ребенка, поэтому мы должны обязательно рассказывать и детям о Боге. Никто не может точно сказать, с какого именно возраста ребенок становится ответственным за свои поступки. Но, возможно, это происходит намного раньше, чем думают многие. Можно сказать одно: молиться о спасении ребенка никогда не рано. Никогда не рано рассказывать ему о Боге и о Христе, объяснять, что хорошо, а что плохо. Будьте уверены, что дьявол не теряет времени. Он пытается закабалить детскую душу. Противостанем же ему. Если в сердце ребенка может вселиться дьявол, значит, и Святой Дух может вселиться в детское сердце.

В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что вера в сердце может соседствовать с неверием. Об этом свидетельствуют слова, которые произнес отец одержимого мальчика: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

Эти слова описывают состояние сердца многих истинных христиан. В их сердцах живут рядом надежда и страх, доверие и сомнение. Ничто не совершенно: ни его знание, ни любовь, ни смирение. Все в той или иной мере испорчено. Так же дело обстоит и с верой. Человек верит, но в его сердце остается и неверие.

Что же мы должны делать с нашей верой? Мы должны использовать ее, слабую и сомневающуюся. Не нужно ждать, пока она станет сильной и совершенной. Как и отец одержимого, используйте ее и надейтесь, что однажды она станет крепче, чем сейчас. «Верую, Господи!» — сказал он.

Что же мы должны делать с нашим неверием? Мы должны противостать ему и молиться, чтобы избавиться от него. Мы не должны позволять ему удерживать нас вдали от Христа. Нужно принести неверие к Господу, как мы приносим все свои грехи и беззакония, и воззвать к Нему, желая освобождения. Как и отец одержимого, мы должны попросить: «Господи, помоги моему неверию!»

Только на опыте мы можем убедиться, что именно так надо поступать. Блажен тот, кто испытал подобное в своей жизни. Мир ничего не знает об этой истине. Для него вера и неверие, уверенность и сомнения — все глупость. Но пусть все истинные христиане хорошенько поразмыслят об этом и признают истинность этих слов. Для христиан важно понять, что истинный верующий — это человек, который ведет духовную борьбу.

В заключение отметим, что нашему Господу полностью подвластны сатана и его слуги. Нечистый дух был так силен, что даже ученики не могли изгнать его. Но Господь сделал это в один миг. Сатана вынужден был повиноваться Его словам: «Я повелеваю тебе, выйди...».

Пусть этот отрывок утешает нас. Тот, кто за нас, могущественнее всех тех, кто против нас. Да, сатана хитер, злобен и плетет свои козни, не уставая. Но Иисус силен спасти тех, кто приходит через Него к Богу. Христос может спасти от дьявола, и от греха, и от мира. Будем же терпеливыми. Иисус все еще жив, и Он не позволит сатане похитить нас из Его руки. Иисус все еще жив, и Он вскоре придет, чтобы освободить нас от нападок лукавого. Цепь для дьявола уже готова (Откр 20:1). Он будет связан ей. «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим 16:20) (*Выражение «весь народ изумился» в пятнадцатом стихе этой главы требует некоторого пояснения. Греческое слово, использованное здесь, обозначает, что народ увидел нечто чрезвычайно необычное. Складывается впечатление, что лицо Иисуса Христа сияло славой после преображения. Возможно, оно сияло так же, как лицо Моисея, сошедшего с горы Синай.).

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 9:30−37

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Во-первых, отметим, что в этих стихах Господь Иисус Христос вновь говорит ученикам о Своей смерти и воскресении. Господь «учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении, в третий день воскреснет».

И снова ученики не поняли Его, так как им не доставало духовного разумения. Слова нашего Господа были доброй вестью, хотя казались дурной. В них была и сладость, и горечь, и жизнь, и смерть, и воскресение, и крест. Но для тех двенадцати учеников смысл слов Христа был непонятен. «Они не разумели сих слов, а спросить Его боялись». В их уме по-прежнему господствовало ошибочное представление о земном царствовании их Господа. Апостолы полагали, что земное царство Христа вскоре настанет. Предвзятость часто ослепляет даже самые зоркие глаза.

Повторяя слова о том, что Его ждет, Иисус тем самым хотел подчеркнуть всю важность этого события. Он совсем не зря напоминает нам, что должен умереть. Он хотел, чтобы мы знали, что Его смерть — эта та великая цель, ради которой Он пришел в этот мир. Христос повторяет, что Его смерть решит главную проблему: она позволит Богу оправдать грешников. Христос пришел на землю не просто для того, чтобы учить, проповедовать и совершать чудеса. Он пришел для того, чтобы пролить Свою кровь и пострадать на кресте, став заместительной жертвой за грех. Не будем же забывать об этом. Воплощение, слова и дела Христа — все это очень важно. Но главное в Его земном служении — это смерть на Голгофе.

Во-вторых, обратим внимание в этом отрывке на тщеславие апостолов и их стремление к первенству. «Дорогою рассуждали, между собою, кто больше».

Не странно ли это? Кто бы мог подумать, что бывшие рыбаки и мытари захотят власти? Разве можно было ожидать, что бедняки, оставившие все ради Христа, будут спорить о том, какое место кто заслужил? Тем не менее это так. Об этом написано ради нашего назидания. Святой Дух специально оставил запись этого события, чтобы Церковь Христова всегда извлекала из него полезные для себя уроки. Постараемся же, чтобы так оно и было.

Нравится нам это или нет, но гордость — это грех, к которому больше всего склонна человеческая природа. Все мы родились фарисеями. Все мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Все мы считаем, что заслуживаем больше, чем имеем. Гордость — древний грех. Еще в Эдемском саду Адам и Ева впервые подумали о том, что они не имеют всего того, что, по их собственному мнению, заслуживают. Гордость — трудно распознаваемый грех. Он тайно живет в сердце и часто рядится в одежды смирения. Гордость — это тоже грех, разрушающий душу. Он не допускает покаяния, отворачивает грешника от Христа и подавляет в зародыше всякое беспокойство о духовном. Будем же беречься гордости. Из всех одежд к лицу христианина больше всего идет смирение. Но, к сожалению, его встретишь не часто.

В-третьих, заметим, что в этом отрывке наш Господь объясняет Своим ученикам, что есть истинное величие. Он говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой».

В Его словах — урок для всех нас. Эти слова говорят о том, что стандарты этого мира прямо противоположны стандартам Христа. С точки зрения мира, величие — это возможность править, а с точки зрения христианина, величие — это возможность послужить. Мир хочет получать почет и внимание, христианин же хочет больше отдавать, нежели принимать. Иными словами, великий человек в глазах Божьих — это человек, который решил служить другим людям, принося им добро (*Приведем здесь слова Августина: «Епископ — это тот, кто служит, а не тот, кого все почитают; тот, кто ищет власти, а не возможности послужить, — не епископ».).

Будем же стараться собственным примером показывать, что знаем, кто такой великий человек. Будем стремиться делать добро ближним, умерщвлять свой эгоизм и самоправедность, которых у нас в избытке. Как я могу послужить своим братьям и сестрам? Как я могу им помочь? Если вы знаете ответы на эти вопросы, действуйте незамедлительно. Все бы христиане только выиграли, если бы перестали хвалиться своими правильными богословскими убеждениями и членством в церкви и стали уделять как можно больше внимания практическому исполнению заповеди Христа. Людей, которые ради Христа хотят служить всем, став последними, мало. Но это те люди, которые творят добро, ломают предрассудки и убеждают неверующих, что христианство — это реальность. Такие люди способны потрясти мир.

И наконец, в этом отрывке Господь поощряет нас с добротой относиться к тем, кто считается последним из людей, но кто верует в Него. Иисус преподает нам урок особым образом. Он взял дитя к Себе на руки и сказал Своим ученикам: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, то не Меня принимает, но Пославшего Меня».

Эти стихи продолжают тему, которую мы затронули выше. Для мира учение Христа кажется полной глупостью. Мир признает только власть, богатство и силу. Но Сын Божий призывает нас заботиться о самых слабых овцах Его стада. Он подкрепляет Свой призыв удивительными словами, которые часто читают и слушают без рассуждения. Христос говорит: «Принять одно из таких детей во имя Мое — значит принять Меня, а принять Меня — значит принять Бога».

Какое утешение содержится в этих словах для всех, кто занимается благотворительностью! Эти слова должны ободрить и тех, кто трудится, чтобы помочь обездоленным, кто собирает вместе детей-сирот и вырывает заблудшие души из плена греха, как головешки из костра. Для всех этих людей слова Христа — огромное утешение. Труд христиан нелегок, и часто его не ценят по достоинству. Мир может насмехаться и издеваться над верующими. Но они знают, что Сын Божий заповедал им делать. Они делают, и Он ими доволен. Что бы ни думал мир, Иисус вознаградит своих детей в последний день.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 9:38−50

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

В этих стихах Христос объясняет, что такое терпимость в вопросах веры. Апостол Иоанн сказал Христу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами». Без сомнения, этот человек совершал доброе дело. Он боролся на одной стороне с апостолами. Но Иоанна это не удовлетворяло, потому что этот человек не делал свое дело вместе с апостолами. Поэтому Иоанн запретил ему. Но как отреагировал на это Христос? Он сказал: «Не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас».

В словах Христа содержится золотое правило, которое, к сожалению, мы часто забываем. Во всех деноминациях верующие склонны думать, что только в их церкви может делаться доброе. Некоторые не могут себе даже представить, что христиане из других церквей и деноминаций тоже могут служить Христу, только несколько иначе. Зачастую люди творят идола из собственной церкви, собственного поклонения и служения Господу, не желая видеть достоинств у других. Они уподобляются Иисусу Навину, который хотел помешать Елдаду и Модаду пророчествовать. «Господин мой Моисей! Запрети им!» — кричал Иисус Навин (Числ 11:28).

В истории Церкви так много черных страниц именно по причине нетерпимости. Очень часто одни христиане преследовали других христиан по тем же несущественным причинам, по которым апостол Иоанн заставлял замолчать человека, изгонявшего бесов. Такие верующие говорили своим братьям: «Или следуйте за нами, или не служите Христу вовсе».

Будем же остерегаться нетерпимости. Хотя мы склонны проявлять ее, будем терпимы к тем, кто творит добро, и будем благодарны им за это. Пусть в нашей голове даже и мысли не возникнет запретить кому-то служить Христу лишь потому, что он не принимает наших планов и действует сам по себе. Возможно, вы думаете, что другие верующие заблуждаются в чем-то. Вам кажется, что если бы они присоединились к вам, то вместе вы смогли бы сделать для Христа намного больше, чем поодиночке. Может быть, вы считаете, что религиозные разделения — большое зло. Но несмотря на все это, вы должны радоваться, если козни сатаны рушатся, а души спасаются. Борется ли ваш ближний против сатаны? Служит ли искренне Христу? Если да, то пусть лучше работа будет сделана руками других, чем она вовсе не будет сделана. Блажен тот, кто думает так, как Моисей: «О, если бы все в народе Господнем были пророками» (Числ 11:29) и как апостол Павел: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп 1:18) *.

(*Интересны замечания Квеснела по поводу этого отрывка, особенно если мы вспомним, что он был католиком. Квеснел писал: «То, что сделал апостол Иоанн, является примером ревности о деле Христа не по разумению. И самый святой человек может поддаться искушению соперничать с другим. Все мы склонны путать свои интересы с интересами Бога, прикрывая свои неблаговидные поступки славой Его имени. Проповедник может думать, что его единственная цель — убедить людей следовать за Христом. Но на самом деле он хочет, чтобы люди следовали только за ним... В Церкви Христовой делается многое без позволения Христа, но и это Господь использует, чтобы установить Свое Царство.

И если нам даже кажется, что тот или иной человек делает что-то не так, мы не должны запрещать ему действовать, если его труд приносит добро. Сам Бог разрешил ему делать то, что он делает, так как только Бог может дать человеку желание и способность делать добро».)

Во-вторых, из этого отрывка мы видим, что нужно отказаться от всего, что мешает душе получить спасение. Если рука, нога или глаз соблазняют, нужно отрезать руку или ногу и вырвать глаз. Если даже самое дорогое препятствует нашему спасению, мы должны отказаться от него, и неважно, насколько велика будет эта жертва.

На первый взгляд, это правило слишком сурово. Но Христос ничего не делает и не говорит просто так. Поступать согласно этому правилу жизненно необходимо, потому что пренебрежение им — верная дорога в ад. Наша плоть — неиссякаемый источник искушений и соблазнов. Она с радостью совершает злое, не желая делать доброе. Рука, нога, глаз будут нашими верными слугами, если мы будем правильно ими руководить. Если же мы не будем ежедневно следить за ними, они введут нас в грех.

Решите для себя всегда следовать на практике правилу нашего Господа. Рассматривайте его как совет мудрого врача, заботливого отца и верного друга. И как бы ни насмехались над вами окружающие, считая вас чрезмерно строгими к себе, постоянно распинайте свою плоть со страстями и похотями. Откажитесь от наслаждений и развлечений, чтобы не навлечь на себя осуждение Бога. Идите по следам Иова, который говорил: «Завет положил я с глазами моими...» (Иов 31:1). Помните слова апостола Павла: «...усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:27).

И наконец, в этом отрывке утверждается, что будущее наказание реально, ужасно и вечно. Три раза наш Господь говорит о страшных мучениях ада. Три раза Он повторяет, что огонь там не угасает.

Какой ужас должны вызывать эти слова! Они не требуют толкования — над ними надо просто задуматься. Их должны помнить все, исповедующие себя христианами. И неважно, аллегоричны слова Христа или нет. Очевидно одно: червь и огонь — это символы, обозначающие реальность. Существует ад, причем вечный.

Скрывая от людей истину о существовании ада, вы не оказываете им милость. Люди должны знать об этом ужасном месте, ведь реальность ада — это одна из главных христианских истин. Наш любящий Господь неоднократно говорил об аде. Апостол Иоанн в Откровении часто описывал его. И сегодня христиане не должны стыдиться своей веры в реальность ада. Если бы Христос не был бесконечно милостив ко всем верующим в Него, можно было бы уклоняться от этой ужасной темы. Если бы драгоценная кровь Христа не могла омыть от всякого греха, тогда можно было бы не говорить о грядущем гневе. Но Бог милостив к каждому, кто взывает к Нему во имя Христа. Любой грех может быть омыт. Поэтому будем смело провозглашать, что существует ад. Будем убеждать людей спасаться от грядущего гнева, пока есть еще время. Имея страх Господень, будем вразумлять людей (2Кор 5:11). Невозможно сказать о Христе слишком много. Но возможно сказать слишком мало об аде.

Пусть же слова Господа: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» постоянно звучат в вашем сердце. Удостоверьтесь в том, что вы имеете спасающую благодать Духа Святого, который освящает, очищает и хранит вашего внутреннего человека. Блюдите полученное от Господа и молитесь о том, чтобы Бог удержал вас от безразличия и греха. В противном случае вы обязательно упадете, опорочив тем самым веру и сделав себя несчастными. Живите в мире друг с другом, не стремитесь к величию и господству, но облекайтесь в смирение и любовь ко всем возлюбившим Христа. Помните, что, исполняя все это, вы получаете великую награду *.

(*Последний стих из рассматриваемого отрывка ставит в тупик всех комментаторов. Я имею в виду слова: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». Что значат эти слова и как они связаны с контекстом, сказать трудно. Все известные на сегодняшний день толкования не дают им удовлетворительного объяснения. Нужно признать, что этот узел в толковании Писания еще не распутан.

1. Некоторые считают, что Господь говорит здесь только о нечестивцах и об их будущем наказании, то есть Господь имеет в виду следующее: «Каждая потерянная душа осолится огнем адским, как осаливалась всякая жертва, приносимая по закону Моисея».

2. Некоторые думают, что наш Господь здесь говорит только о праведниках и об их очищающих огненных испытаниях в жизни, то есть Господь имеет в виду следующее: «Как осаливается всякая жертва, так каждый Мой истинный ученик осолится, пройдя через огонь испытаний». Другие полагают, что огонь — это не испытания, а действие Святого Духа.

3. Некоторые считают, что в первой части стиха наш Господь говорит о всех членах Своей Церкви: и о плохих, и о хороших, имея в виду то же, что имел в виду св. Павел, когда говорил: «Огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1Кор 3:13). Вторая же часть стиха, с их точки зрения, описывает охраняющее воздействие благодати на сердце истинных верующих. Согласно этому мнению, Господь имел в виду следующее: «Каждый в конце концов осолится и будет испытан огнем в последний день. Каждый, кто предоставил себя в жертву живую Богу, осолится благодатью и будет сохранен от смерти и тления».

4. Некоторые думают, что в первой части стиха наш Господь говорит о нечестивцах, а во второй — о праведниках. Таким образом, смысл этого стиха, с их точки зрения, следующий: «Каждый нечестивец осолится огнем и будет наказан вечным наказанием. Тот же, кто предоставил себя в жертву живую Богу, то есть благочестивый человек, осолится благодатью, которая сохранит его от смерти и даст вечное спасение».

У меня нет своей точки зрения по этому вопросу, и я не намерен комментировать ни одно из толкований, приведенных выше. На каждое из них можно привести множество возражений. Преодолимы ли эти возражения — решать богословам. Вполне вероятно, что они не достигнут полного согласия между собой до тех пор, пока не придет Господь. С моей точки зрения, в данный момент этот стих — «глубины Божии», которые пока мы постичь не можем.)

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[9.1] «написано о Нем» — то есть о Сыне Человеческом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.