1 Therefore, since Christ suffered in his body, arm yourselves also with the same attitude, because whoever suffers in the body is done with sin.
12 Dear friends, do not be surprised at the fiery ordeal that has come on you to test you, as though something strange were happening to you.
“If it is hard for the righteous to be saved,
what will become of the ungodly and the sinner?”a
4:1 страдающий плотию перестает грешить. Некоторые толкователи видят здесь указание на то, что страдания полезны человеку и укрепляют его характер. Однако НЗ нигде не приписывает страданию такого благотворного действия.
4:3 Это перечисление грехов близко напоминает Рим 13:13 и Гал 5:19−21, и является убедительным доказательством того, что большинство адресатов послания происходят из языческой среды (см. 1:14, 18; Введение: Время и обстоятельства написания).
предаваясь нечистотам. Необузданным вожделениям (Рим 13:13; 2Кор 12:21; Еф 4:19).
похотям. Этим словом обозначается греховное желание, часто связанное с половой распущенностью.
4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо. Этот стих представляет дальнейшее развитие идеи всеобщего Суда Божия, выраженной в ст. 5. Некоторые толкователи усматривали связь этого места с 3:19−20, но вряд ли это так.
подвергшись суду по человеку плотию. Хотя Христос Своей смертью и воскресением победил телесную смерть (Рим 6:9), эта победа еще не проявилась в полной мере в жизни народа Божия, и телесная смерть продолжает быть реальностью (Рим 6:5−8).
4:7 близок всему конец. Неопределенность новозаветного учения о близости Второго пришествия Христова (Иак 5:8−9; Рим 13:11−12; 1Фес 5:1−4) проистекает из того факта, что Божие и человеческое видение времени различны (ср. 2Пет 3:8−9). В новозаветной перспективе весь период между воскресением Христовым и Его Вторым пришествием видится как «последние дни» (1:20; Деян 2:17).
4:8 любовь покрывает множество грехов. См. статью «Любовь».
4:9 Будьте страннолюбивы. Это — один из плодов любви (ст. 8). Здесь могут подразумеваться самые различные ситуации, при которых требуется проявить гостеприимство: бездомность в результате преследования, деловые поездки христиан, странствующие миссионеры (3Ин 1:5−8; Рим 12:13).
4:10 Служите друг другу, каждый тем даром. См. Рим 12:3−8.
4:13 радуйтесь. Ср. 1:6−7.
но как вы участвуете в Христовых страданиях. Христианин причастен к совершенному Христом искуплению и, уподобляясь Христу и в единстве с Ним, также претерпевает страдания (ст. 14:16; Рим 8:17; 2Кор 1:5; Флп 1:29; Кол 1:24).
4:17 Ибо время начаться суду с дома Божия. Петр подчеркивает, что страдания народа Божия — во власти Божией (1:6−7). Цель такого суда, возможно, очищение (Мал 3:1−5; Евр 12:1−13) или укрепление веры (1:6−7).
4:18 И если праведник едва спасается. Этот стих не выражает сомнение в конечном спасении; он указывает, что Бог ведет человека к окончательному спасению путем строгого воспитания (Мф 7:14; Деян 14:22).