Иакова 2 глава

Послание Иакова
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Братья! Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы не должна быть пристрастной.
2 Когда придет к вам туда, где вы собираетесь, человек с золотым перстнем, в богатой одежде и придет в смердящих обносках бедняк,
3 И вы, встречая по одежке, скажете богатому: «Вот место получше. Садись», а бедняку скажете: «Стой где стоишь» или «Сиди у меня в ногах», —
4 То не ставите ли вы у себя одних выше других и не судьи ли вы с превратными суждениями?
5 Подумайте, дорогие братья! Разве не бедных мира одарил Бог богатством веры и избрал наследниками Царства, которое Он обещал тем, кто Его любит?
6 А вы унизили бедного. Не богатеи ли вас притесняют, не они ли таскают вас по судам?
7 Не они ли срамят ваше доброе имя и прозвание?
8 Конечно, если вы по Писанию исполняете державный закон «Люби ближнего, как самого себя», то хорошо делаете.
9 А вот пристрастным отношением грех совершаете и перед Законом делаетесь преступниками.
10 Кто подчиняется всему Закону и согрешит хоть в чем-нибудь — виновен сразу во всем.
11 Тот, кто сказал «Не сотвори измены жене», сказал и «Не убий». И убийца, будь он хоть каким верным супругом, — перед Законом только преступник.
12 Говорите и делайте все с оглядкой, что будете судимы по закону свободы.
13 Кто без милосердия, тому суд без милости. А на милосердие суда нет.
14 Что проку, братья, если кто говорит, что у него есть вера, а дела не делает? Может ли такая вера спасти его?
15 Если брат или сестра разуты-раздеты и нуждаются в насущном хлебе,
16 А кто-нибудь из вас скажет им: «Ступайте с миром. Тепла вам да сытости!» — и пойдут несолоно хлебавши, то что проку?
17 Так и вера, если остается без доброго дела — сама по себе мертва.
18 Мне могут возразить: это, мол, разные вещи. А я не вижу веры, если нет добрых дел. Зато веру в добрых делах видно сразу.
19 Ты веришь, что Бог один. Правильно делаешь. И бесы верят — и трепещут.
20 Но как тебе не знать, никчемный человек, что вера без дел пуста?
21 Не делами ли оправдался наш отец Авраам, когда сына своего Исаака возложил на жертвенник?
22 Нельзя не видеть, что всеми его делами двигала вера и дела сообщили вере совершенство.
23 Исполнилось слово Писания: «Поверил Авраам Богу — и зачлось ему за праведность», — и он наречен другом Божьим.
24 Как ни посмотри, человек оправдывается делами, а не одной только верой.
25 В том же смысле и Рахав проститутка не делами ли оправдалась, когда приютила у себя лазутчиков и отослала их другой дорогой?
26 Как мертво тело без духа, так и вера без дела мертва.

Толкования Августина

Стих 2

Да не будет, конечно, того, чтобы в святилище Твоем богачей принимали впереди бедняков, а знатных впереди незнатных: ведь Ты же избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — 1Кор 1:27−28).

Стих 4

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный — более образованный и более благочестивый — терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

Послания 167. Cl. 0262, 167.44.5.605.13.

Стих 5

Итак, избирая, Он творит людей богатыми верою и наследниками Царства. Правильно говорится, что Он избрал в них то, что Сам сотворил, для чего и избрал их.

О предопределении святых. Cl. 0354, 986.13.

Стих 10

Неужели тот, кто совершил кражу, или, скажем, тот, кто сказал богатому: сядь здесь, а бедному: ты стань там (См. 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — Иак 2:3), виновен и в убийстве, и в прелюбодеянии, и в святотатстве? А если это не так, каким же образом кто согрешает в одном, тот становится виновным во всем? Или то, что ты сказал о богатом и о бедном, не имеет отношения ко всему тому, из чего кто согрешит в чем-нибудь одном, тот станет виновным во всем?

Послания 167. С1. 0262, 167.44.1.589.3.

Стих 13

Само волеизъявление наказывается мучением — либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера1 имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

Примечания

  • 1 — См. 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Мф 7:2, 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мк 4:24, 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк 6:38 — Прим. ред.

Послания 102. Cl. 0262, 102.34.2.27.568.8.

Стих 14

Иаков, конечно, устрашил их ради их спасения, чтобы они не считали себя верными только вследствие своей веры, живя при этом во зле.

Стих 17

Я также не понимаю, зачем Господь сказал: "Если хочешь прийти к вечной жизни, соблюди заповеди" (Цитата неточная — см. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф 19:17), и затем напомнил те из них, которые связаны с нравственным поведением, если, даже не соблюдая их, можно прийти к (вечной) жизни благодаря одной только вере, которая "без дел мертва".

Стих 19

Ибо те, кто верит и поступает согласно истинной вере, живы, а не мертвы; те же, кто не верит или верит подобно демонам, трепеща [для верящих в Бога, но не любящих Его, Он предсталяется некоей внешней грозной силой — Прим. ред.] и ведя при этом дурную жизнь, исповедуя Сына Божьего, но любви не имея, должны считаться скорее мертвыми.

Неужели же и они Бога узрят? Узрят чистые сердцем (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8), а кто назовет нечистых духов чистыми сердцем? Однако и они веруют и трепещут.

Стих 21

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Стих 23

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Проповеди 2. Cl. 0284, 2.41.224.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.