Иакова 2 глава

Соборное послание апостола Иакова
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Толкования Августина

Стих 2

Да не будет, конечно, того, чтобы в святилище Твоем богачей принимали впереди бедняков, а знатных впереди незнатных: ведь Ты же избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — 1Кор 1:27−28).

Стих 4

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный — более образованный и более благочестивый — терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

Послания 167. Cl. 0262, 167.44.5.605.13.

Стих 5

Итак, избирая, Он творит людей богатыми верою и наследниками Царства. Правильно говорится, что Он избрал в них то, что Сам сотворил, для чего и избрал их.

О предопределении святых. Cl. 0354, 986.13.

Стих 10

Неужели тот, кто совершил кражу, или, скажем, тот, кто сказал богатому: сядь здесь, а бедному: ты стань там (См. 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — Иак 2:3), виновен и в убийстве, и в прелюбодеянии, и в святотатстве? А если это не так, каким же образом кто согрешает в одном, тот становится виновным во всем? Или то, что ты сказал о богатом и о бедном, не имеет отношения ко всему тому, из чего кто согрешит в чем-нибудь одном, тот станет виновным во всем?

Послания 167. С1. 0262, 167.44.1.589.3.

Стих 13

Само волеизъявление наказывается мучением — либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера1 имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

Примечания

  • 1 — См. 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Мф 7:2, 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Мк 4:24, 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк 6:38 — Прим. ред.

Послания 102. Cl. 0262, 102.34.2.27.568.8.

Стих 14

Иаков, конечно, устрашил их ради их спасения, чтобы они не считали себя верными только вследствие своей веры, живя при этом во зле.

Стих 17

Я также не понимаю, зачем Господь сказал: "Если хочешь прийти к вечной жизни, соблюди заповеди" (Цитата неточная — см. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф 19:17), и затем напомнил те из них, которые связаны с нравственным поведением, если, даже не соблюдая их, можно прийти к (вечной) жизни благодаря одной только вере, которая "без дел мертва".

Стих 19

Ибо те, кто верит и поступает согласно истинной вере, живы, а не мертвы; те же, кто не верит или верит подобно демонам, трепеща [для верящих в Бога, но не любящих Его, Он предсталяется некоей внешней грозной силой — Прим. ред.] и ведя при этом дурную жизнь, исповедуя Сына Божьего, но любви не имея, должны считаться скорее мертвыми.

Неужели же и они Бога узрят? Узрят чистые сердцем (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8), а кто назовет нечистых духов чистыми сердцем? Однако и они веруют и трепещут.

Стих 21

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Стих 23

То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера — и великое дело.

Проповеди 2. Cl. 0284, 2.41.224.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.