Евреям 9 глава

Послание Евреям
Русского Библейского Центра → Толкования Августина

Русского Библейского Центра

1 Помимо всего прочего, первый договор содержал требования к порядку богослужения и устройству соборного святилища.
2 Поставили скинию: впереди светильник и трапеза с жертвенным хлебом — «Свято место».
3 А за второй завесой была уже скиния, называемая «Святая святых».
4 Там располагался золотой алтарь для каждения и ковчег договора, обшитый со всех сторон золотом, и в нем золотой сосуд с манной, жезл Аарона расцветший и скрижали договора.
5 А над ковчегом — херувимы Божьей славы, замыкающие пространство очищения. Сейчас подробно говорить об этом не с руки.
6 Такая последовательность означает, что в первую скинию священники могут в силу необходимости входить для богослужения сколько угодно,
7 А во вторую — только раз в году один архиерей и обязательно с кровью. Он приносит ее за грехи по неведению от себя и от народа.
8 Так Святой Дух дает знать, что доступ к святилищу еще не открыт. И понятно, почему продолжает действовать первая скиния:
9 В ней — иносказание нынешнего времени, когда приношение даров и жертв никак не способствует очищению совести грешника.
10 Приношение еды и питья, различные омовения по настоянию плоти — в порядке вещей лишь до начала нового, лучшего времени.
11 Христос, Архиерей новых благ и скинии величайшей и совершенной, нерукотворной, то есть творения нездешнего,
12 Не с кровью козлов и быков, а со Своей Кровью вошел однажды навсегда в святилище и приобрел вечное искупление.
13 И если кровь быков и козлов с пеплом телицы святым окроплением очищает тело от скверны,
14 То тем более Кровь Христа, который силой вечного Духа принес Себя, непорочного, Богу, очистит нашу совесть от тщеты мертвых дел для служения Живому Богу.
15 На то Он и Посредник нового договора, чтобы Его смерть ради искупления от грехов, совершенных при первом договоре, призванным к вечному наследию Божьим людям обеспечила обещанное.
16 Где есть завещание, там, конечно, подразумевается смерть завещателя,
17 Потому что завещание вступает в силу лишь после его смерти. Но оно недействительно, пока завещатель жив.
18 Поэтому и первый договор утверждался не без крови.
19 Оповестив народ о положениях Закона, Моисей взял алую шерсть и иссоп и кровью быков и козлов с водой окропил и Книгу, и народ.
20 И сказал: «Это кровь договора, которым обязал вас Бог».
21 Он кровью окропил также и скинию, и всю богослужебную утварь.
22 Кровью по Закону очищается, можно сказать, все. Без пролития крови не будет прощения.
23 Очищение небесных отображений так и должно происходить. Но собственно небесное начало требует жертв исключительных.
24 Христос вошел не в наше рукотворное святилище, вторичное по отношению к подлинному, а в самое небо, и за нас предстал перед Божьим ликом.
25 Кроме того, в отличие от ежегодных в святилище приношений чужой крови архиереем, Он не приносит Себя многократно,
26 А не то бы Ему пришлось с сотворения мира и страдать многократно. Нет. Он всего лишь раз явился к завершению веков и в обмен на Себя устранил грех.
27 И, как человеку предстоит лишь раз умереть, а потом — Суд,
28 Так и Христос один раз сделался жертвой, понес грехи людей, а во второй раз — ради спасения тех, кто Его ждет, — явится безотносительно греха.

Толкования Августина

Стих 15

Как говорит к евреям апостол: Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя1 , и тем самым утверждает, что смертью за нас Христа был утвержден новый завет, в подобие которого был ветхий завет, в котором прообразом смерти завещателя выступало жертвенное животное. Если же спрашивается, каким образом, по словам апостола, мы дети и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Рим 8:17), поскольку ведь право наследования подтверждается смертью предшественника, и нет никакого другого понимания о наследовании, ответ по словам того же апостола тот, что Самому умершему мы стали наследниками, ибо мы были названы сыновьями Его: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Мф 9:15). Наследниками Его мы названы, поскольку оставил нам во владение мир Церкви, и обладание им по вере в промысел Божий, которой располагаем в этой жизни.

О различных вопросах 75, Сl.0289,75.2

Примечания

  • 1 — У Августина буквально: «завещание скрепляется смертью завещателя». — Прим. пер.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.