Судьи 5 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами:
2 Израиль отмщён, народ показал рвение; прославьте Господа!
3 Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу, Богу Израилеву.
4 Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шёл с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду;
5 горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа, Бога Израилева.
6 Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами.
7 Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.
8 Избрали новых богов, оттого война у ворот. Виден ли был щит и копьё у сорока тысяч Израиля?
9 Сердце моё к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!
10 Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!
11 Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.
12 Воспряни, воспряни, Девора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!
13 Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых.
14 От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца.
15 И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.
16 Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие.
17 Галаад живёт спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живёт спокойно.
18 Завулон — народ, обрёкший душу свою на смерть, и Неффалим — на высотах поля.
19 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.
20 С неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарою.
21 Поток Киссон увлёк их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!
22 Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его.
23 Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.
24 Да будет благословенна между жёнами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между жёнами в шатрах да будет благословенна!
25 Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.
26 Левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.
27 К ногам её склонился, пал и лежал, к ногам её склонился, пал; где склонился, там и пал сражённый.
28 В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решётку: что долго не идёт конница его, что медлят колёса колесниц его?
29 Умные из её женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои:
30 верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
31 Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! — И покоилась земля сорок лет.

Новой Женевской Библии

5:1−32 Эта глава — песнь Деворы, славящая Господа.

5:2 Израиль отмщен, народ показал рвение. В начале своей песни Девора призывает славить Господа за избавление отечества от угнетателей.

5:4 от Сеира, когда шел с поля Едомского. Сеир представлял собой главный горный хребет, протянувшийся через Едом, откуда начинались многие завоевательные походы Израиля (Втор 33:2). Бог предстает здесь в облике могучего Воина, идущего впереди Своего народа.

5:4−5 земля тряслась... от лица Господа. Для разгрома войска Сисары Господь вызвал грозу и ливень (ст. 20) и тем самым посрамил ложную веру в языческого бога Ваала как властелина бури.

5:6−7 были пусты дороги... Не стало обитателей в селениях. Незадачливые вожди Израиля довели страну до состояния разрухи. Ничто не напоминало о тех временах, когда Сам Бог как Воин шел впереди Израиля (ст. 4−5). Дороги были заброшены, путешествовать по ним стало небезопасно из-за иноплеменных разбойников. Защитить же народ от них было некому.

5:7 мать в Израиле. Коль скоро знатные мужи не могут возродить страну, то явится женщина, чтобы стать во главе Израиля, — горькое замечание по поводу состояния Израиля в это время (4:1−24 и ком.). «Мать в Израиле», освобождающая страну от врагов, противостоит отчаявшейся матери Сисары (ст. 28).

5:8 Избрали новых богов, оттого война у ворот. Причинно-следственная связь между грехом и наказанием за него (2:11−19).

5:9 к ревнителям. См. ст. 13−23, где говорится о том, что одни колена с готовностью шли воевать, другие же делали это без всякого желания. Израильские вельможи не были настроены на патриотический лад.

5:10 Ездящие на ослицах белых. Верхом на ослах ездили представители знати; к ним, «вельможам», «начальникам» Израиля (ст. 3, 9), обращается Девора.

5:11 хвалу Господу, хвалу вождям Израиля. Букв.: «праведные дела Господа, праведные дела вождей Израиля». Бог поступил праведно, сохраняя верность завету и сокрушая врагов Своего народа: спасение, принесенное «вождями Израиля», прославляется как праведное деяние Божие (2:10).

5:15 В племенах Рувимовых большое разногласие. Уклонение колена Рувимова, «восточной части» колена Манассиина, называемой Галаадом (ст. 17), колен Данова и Асирова (ст. 17) от участия в общей борьбе свидетельствует об отсутствии единства между племенами Израиля.

5:20 звезды... сражались. Поэтический образ.

5:23 Прокляните Мероз. Этот город, местонахождение которого не установлено, был проклят за отказ участвовать в битве против Сисары.

5:24−27 Данный фрагмент песни Деворы во многом повторяет 4:18−22.

5:31 И покоилась земля сорок лет. Типичный для Книги Судей оборот, соединяющий исторические фрагменты в единое повествование.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.