Ездра 4 глава

Первая книга Ездры
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу, Богу Израилеву;
2 и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевёл нас сюда.
3 И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский.
4 И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении;
5 и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского.
6 А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
7 И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артаксерксу, царю Персидскому. Письмо же написано было буквами Сирийскими и на Сирийском языке.
8 Рехум советник и Шимшай писец писали одно письмо против Иерусалима к царю Артаксерксу такое:
9 «Тогда-то. Рехум советник и Шимшай писец и прочие товарищи их, — Динеи и Афарсафхеи, Тарпелеи, Апарсы, Арехьяне, Вавилоняне, Сусанцы, Даги, Еламитяне,
10 и прочие народы, которых переселил Аснафар великий и славный и поселил в городах Самарийских и в прочих городах за рекою», и прочее.
11 И вот список с письма, которое послали к нему: «Царю Артаксерксу — рабы твои, люди, живущие за рекою», и прочее.
12 «Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили.
13 Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб.
14 Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю:
15 пусть поищут в памятной книге отцов твоих, — и найдёшь в книге памятной, и узнаешь, что город сей — город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нём издавна, за что город сей и опустошён.
16 Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою».
17 Царь послал ответ Рехуму советнику и Шимшаю писцу и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: «Мир...» и прочее.
18 «Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною;
19 и от меня дано повеление, — и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нём мятежи и волнения,
20 и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины.
21 Итак, дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление.
22 И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?»
23 Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооружённою рукою остановили работу их.
24 Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского.

Комментарии МакДональда

Д. Оппозиция строительству храма (Гл. 4)

1. Во время правления Кира (4:1−5, 24)

4:1−3 Враги Иуды и Вениамина, упомянутые в стихе 1, были потомками колонистов из других стран, переселенных в землю, когда Ассирия захватила в плен северное царство. Эти колонисты вступили в смешанные браки с оставшимися в земле иудеями, и их потомки стали известны как самаряне. Они пришли к Зоровавелю и сделали вид, что хотят помогать в строительстве храма. Они тоже поклонялись Иегове, но Он был лишь одним из богов в их религиозной системе многобожия и идолопоклонничества. Поэтому иудейские вожди отказались от их предложения.

4:4−5, 24 Тогда самаряне поменяли стратегию. Сначала они попытались ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. Они также подкупали советников, чтобы те выступили против Израиля при дворе царя и не дали иудеям осуществить свои планы. Работа над храмом была остановлена.

Стих 24 хронологически следует за стихом 5. Врагам Иудеи удалось остановить работу над храмом до второго года царствования Дария.

2. Во время правления Ахашвероша (4:6)

В стихе 6 упоминается письмо, написанное в царствование Ахашвероша, в котором выдвигались обвинения против иудеев. В стихах 7−23 описывается другое письмо, написанное в дни Артаксеркса, в котором иудеев обвиняли в восстановлении города и его стен как в акте непокорности. В результате этого царь приказал прекратить работы.

(4:6) Стихи 6−23 хронологически относятся к более позднему периоду. Смотри таблицу «Хронология книг Ездры, Неемии и Есфирь».

3. Во время правления Артаксеркса (4:7−23)

Восстановление храма было завершено во время правления Дария, который правил до Ахашвероша (ст. 6) и Артаксеркса (ст. 7). Следовательно, письма, о которых говорится в стихах 6−23, были написаны после того, как храм был восстановлен. Должно быть, они касаются попыток восстановить стены Иерусалима, а не храм. Но они помещены здесь, не в хронологическом порядке, чтобы показать: враги пытались помешать вернувшимся из плена.

Фрагмент с 4:6 по 6:8 написан на Сирийском (арамейском) языке вместо древнееврейского. В Персии на этом языке писались официальные указы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.