Аввакум 2 глава

Книга пророка Аввакума
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?
2 И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать,
3 ибо видение относится ещё к определённому времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.
4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, — надолго ли? — и обременяет себя залогами!»
7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?
8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нём.
9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!
10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
11 Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им:
12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?
14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
15 Горе тебе, который подаёшь ближнему твоему питьё с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!
16 Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.
17 Ибо злодейство твоё на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашённых животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нём.
18 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение?
19 Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет.
20 А Господь — во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его!

Комментарии МакДональда

IV. БОГ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО УНИЧТОЖИТ НЕЧЕСТИВЫХ ХАЛДЕЕВ, А ПРАВЕДНЫХ ИУДЕЕВ СПАСЕТ (Гл. 2)

А. Аввакум в ожидании ответа (2:1)

В ожидании ответа от Господа, Аввакум удалился на свою сторожевую башню. Он хотел побыть один, чтобы взглянуть на происходящее с точки зрения Бога. В этом заключен важнейший урок для современных христиан. Всем нам жизненно необходимо ежедневное общение с Богом, как бы мы его ни называли — «тихим временем», «молитвенным часом» или еще как-нибудь.

Б. Повеление записать ответ и верить, что Бог исполнит обещанное (2:2, 3)

2:2 «Запиши видение» — повелел Господь пророку (отвечая на его вопрос), чтобы читающий легко мог прочитать и убедиться в истинности написанного, когда Вавилон падет, а Иудея возродится.

2:3 Э. Дж. Поллок отмечает, что этот стих касается главной надежды иудеев: придет Мессия, Который покорит Своих врагов, установит Свое царство, уничтожив все, что оскорбляет Его святость, и утвердит Свое славное правление, сделав Израиль главой всех народов, так как Сам будет главой иудейской нации. Автор послания к евреям цитируя стих 3 в Евр 10:37, заменяет средний род («видение... сбудется») мужским («Грядущий придет»). В новозаветном контексте эти слова отражают надежду христиан: восхищение церкви.

В. Праведные будут жить верой, а нечестивые халдеи погибнут (2:4)

Вавилонский царь погибнет, так как его душа возгордилась — благочестивый же остаток Израиля верой жив будет. Последняя фраза этого стиха трижды цитируется в Новом Завете. Ее можно разделить на три части: «праведный» (на праведности делается акцент в Рим 1:17), «своей верой» (на вере делается акцент в Гал 3:11) и «жив будет» (на спасении делается акцент в Евр 10:38). Эту фразу («праведный своей верой жив будет») также можно перевести как «оправданный будет жить верою».

Г. Перечень грехов халдеев (2:5−19)

1. Неутолимая жажда завоеваний (2:5−8)

2:5 Употребление вина было национальным грехом вавилонян. Навуходоносор, разумеется также грешил этим. Кейл пишет, что эта пагубная привычка халдеев «подтверждается многими древними древними авторами... всем известно (Дан 5), что Вавилон был захвачен, когда Валтасар с приближенными пьянствовали на развязной пирушке». Вдобавок к этому, вавилоняне отличались неутолимой жаждой завоеваний.

2:6−8 Со стиха 6 начинается полная сарказма песнь, в которой пять раз провозглашается горе Вавилону. Первое «горе» связано с неуемной агрессией, постоянным стремлением к новым завоеваниям. Покоренные Навуходоносором многие народы будут насмехаться над поверженным царем, который добыл богатства неправедным путем. Теперь уже они будут терзать и грабить Вавилон, как некогда делал он.

2. Жадность и гордость (2:9−11)

Второе «горе» провозглашено Навуходоносору за его жадность и гордость. Он пытался обезопасить свою династию от руки несчастья, но его неправедные приобретения и зверства станут свидетельствовать против него.

3. Обогащение через кровопролитие (2:12−14)

Третье «горе» объявлено царю из-за его мании величия и кровавой политики. Выстроенный рабами Вавилон ожидает бесславный конец — он станет достоянием огня, и вся земля узнает, что Иегова — истинный Бог.

Несомненно, придет день, когда весь мир признает единого истинного Бога. Это славное время предсказано в форме знаменитого поэтического сравнения: «Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (2:14).

4. Развращение окружающих народов (2:15−17)

Четвертое «горе» провозглашено Навуходоносору за его бесстыдство и дьявольское наслаждение, которое он испытывает, развращая другие народы. Ему также предъявлено обвинение в разрушении Иерусалима и опустошении Иудеи. Другими словами, Навуходоносор был виновен в «пропаганде» насилия и сексуальной распущенности (включая различные формы извращений) — во всем том, что рекламирует современное телевидение и пресса.

5. Идолопоклонство (2:18−19)

Пятое и последнее «горе» в саркастических тонах осуждает царя за идолопоклонство, в котором погряз Вавилон — какая польза от золотого или серебряного истукана, в котором нет дыхания?

Д. Затишье перед бурей (2:20)

В некоторых церквях этот стих используется в качестве замечательной музыкальной вставки, цель которой — призвать собрание к тишине во время слушания проповеди. К сожалению, контекст противоречит «такому удачному тексту», так как провозглашает о Божьем намерении свершить Свой суд. Именно в ожидании грозных событий, должна молчать вся земля перед лицом Его.

Примечания:

 
Синодальный перевод
16 десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.