Библия » Толкования Августина

Песня Песней 4 глава

Стих 1

Это назначение того, чтобы ничего не совершали мы в раздвоении сердца, вынув из нашего глаза бревно зависти, злобы, лицемерия, чтобы мы обрели такое зрение, при котором удалялся бы сучок из глаза нашего брата1 . Ведь будем мы тогда углядывать его в глазах голубиных (Ср. 1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; Песн. 4:1), каковые изречения присваивает невесте Христовой, которую избрал себе Бог, славной Церкви, ни пятна или морщины2 не имеющей, то есть чистой в своей простоте.

Примечания

  • 1 – См. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Мф. 7:3-5; 41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Лк. 6:41-42.

    Ср. 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф. 5:27. Синодальный пер.: пятна, или порока. Латинское ruga обозначает только морщину, тогда как исходное греческое слово rutis имеет именно два смысла – «морщина» и «порок». – Прим. С. Акишина.

Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа 19.66 Сl. 0274, 2.66.1504.

Стих 2

Между тем, читатели нерассудительные, читая ненадлежащим образом, по тому самому часто обманываются, встречая в Писании множество темноты и неясности, неправильно поставляя один смысл вместо другого, а в некоторых местах вовсе не находя никакого смысла. Такой мрак представляют в себе для таковых людей некоторые неясные места Писания. Не сомневаюсь, что Промысел, допустив некоторую темноту в Писании, имел при сем мудрую цель – дабы трудностью в изыскании точного смысла его смирить гордость человеческую, и чтобы наш рассудок предостеречь от пресыщенности – этот рассудок, который, по большей части, почитает неважным то, что легко можно открыть. Доказательством последнего может служить следующий пример: скажите слушателю, что весьма святы и совершенны те люди, коих жизнь и нравственность служат для Христовой Церкви к отсечению суеверия у людей, приходящих к ней из иноверия, и чрез подражание добрым делам оных святых человеков, делающихся действительными членами ее тела, те люди, кои, как благие и верные рабы истинного Бога, сложив с себя заботы мирские, пришли ко святой купели Крещения, и, отродившись в ней наитием Св. Духа, постоянно дают потом плод сугубой любви, т. е. любви к Богу и к ближнему, скажите все это слушателю, и вы увидите, что ваша речь не много понравится ему. Но изъясните ту же самую мысль не совсем ясным местом из Песни песней, где о Церкви, похваляемой, как некая прекрасная жена, сказано: «зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними»; такое изъяснение более понравится. Отчего же это? Неужели мысль, выраженная подобиями и сравнениями, научает слушателя другому чему, нежели та же мысль, выраженная самыми ясными и собственными словами? Совсем нет; а между тем, не знаю почему, на святых взираю я с большею приятностью, когда вижу, что они, как будто зубы Церкви, отделяют и освобождают людей от заблуждения, и, смягчивши жестокость их, обращают их в тело Церкви, как бы принятую и пережеванную пищу. Равным образом, особенно приятными представляются мне святые, когда я взираю на них, как на агнцев остриженных, заботы света сбросивших с себя, как агнчую волну, восходящих из купели, т. е. от Св. Крещения, двоеплодных, т. е. исполняющих две заповеди о любви; и несть неродящих в них, т. е. лишенных святого плода любви.

Источник: Христианская наука, 2.7

***

Что значит зубы твои (6 Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; Песн. 6:6)? Это, стало быть, зубы Церкви, посредством которых Церковь вещает. Каковы твои зубы? Как стадо выстриженных овец (2 зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; Песн. 4:2). А почему выстриженных? Поскольку оставили нажитое в мире сем. Разве не острижены те овцы, о которых я незадолго говорил, которые сделались остриженными по призыву Бога, сказавшего: Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Мф. 19:21). Исполнили они этот призыв; пришли остриженными. А что тебе сказано по поводу тех, кто крестились, веруя в Христа? Выходящих из купальни (2 зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; Песн. 4:2), – то есть выходящих после очищения. У каждой пара ягнят (Там же). Что за пара ягнят? Те две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф. 22:40).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов 95.9 Сl. 0283, SL39.94.11.21.

Стих 8

Остается нам саму веру, от которой берет свое начало всякая праведность, почему и говорится Церкви в Песни песней: Приди и пройди от начала веры, остается, говорю, саму веру отнести не к человеческому решению, которое превозносят эти [еретики], и не к каким-либо предшествующим заслугам, поскольку от нее берут начало какие бы то ни было добрые заслуги, но признать, что [эта вера] безвозмездный дар Божий, если хотим мы мыслить об истинной благодати, то есть о подаваемой без заслуг, поскольку, как читаем мы в том же [апостольском] Послании: Бог каждому уделил меру веры (3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Рим. 12:3). Ведь добрые дела совершаются человеком, а вера действует в человеке, и без этой веры эти дела никаким человеком не могут совершаться. Ибо все, что не по вере, – грех 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. Рим. 14:23.

Источник: Письмо 194, к Сиксту, ч.9

Стих 10

Можно понимать это же самое и применительно к Церкви, принимая, пожалуй, за своего рода предварительные пророческие указания будущего. Так, под раем можем понимать саму Церковь, как о ней говорится в Песне Песней (См. 10 О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Песн. 4:10), под четырьмя райскими реками – четыре Евангелия, под плодоносными деревьями – святых, под их плодами – дела их, под деревом жизни – Святого святых, то есть Христа.

Августин Иппонский, О граде Божьем 13.21 Сl. 0313, SL48.13.21.22.

***

Я полагаю, достаточно мы показали, и из канонических Писаний, и из писем самого Киприана, что люди скверного поведения, неподвижные к лучшему, могут иметь отношение к крещению – и производить его, и принимать. И что таковые не принадлежат к святой Божьей Церкви, хотя по видимости внутри нее пребывают, поскольку они корыстолюбцы, грабители, заимодавцы, завистники, недоброжелатели и тому подобное, а она – единственная голубица (9 но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Песн. 6:9), целомудренная и чистая, невеста без пятна или морщины (Ср. 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф. 5:27), запертый сад, запечатанный источник, сад с гранатовыми яблоками (12 Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:13 рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, Песн. 4:12-13), и все то иное, что сходным образом о ней говорят.

Августин Иппонский, О крещении 7.1.99 Сl. 0332, 7.1.99.370.8.

Стих 12

Раем называется Церковь, как читаем в Песни Песней: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник».

Источник: О книге Бытия буквально, 11.25

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на песнь песней Соломона, 4 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.