Стих 9
Сама печаль, в замену которой в душе мудрого стоики ничего не могли придумать, употребляется в добрую сторону, особенно у наших писателей. Апостол, например, хвалит коринфян за то, что они опечалились ради Бога.Но может некто сказать, что апостол доволен ими за то, что печалью они выражали свое раскаяние, а такого рода печалью может быть только печаль согрешивших.
О граде Божием 14.8, CCSL 48:425.
Стих 10
Тот, кто печалится ради Бога, печалится от раскаяния в своих грехах. Печаль о собственной несправедливости производит справедливость. Во-первых, пусть не нравится тебе то, что ты из себя представляешь, чтобы стать тебе таким, каким ты не являешься. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. Покаяние ко спасению, говорит он. Но какому спасению? Тому, в котором не раскаиваются. А что это означает? То, что ты не будешь уже раскаиваться. Ибо мы вели жизнь, в которой нам нужно было раскаиваться: мы вели жизнь, заставлявшую нас раскаиваться. И мы не способны перейти в ту жизнь, в которой нет раскаяния, иначе, как через раскаяние за неправедную жизнь. Неужели, братья, вы найдете навоз в просеянной пшенице? Между тем такого блеска, такого вида, такого великолепия пшеница достигает с помощью навоза — такая мерзость стала путем к великолепию... Итак, братья мои, как я сказал, подходящее место для навоза приносит плод, неподходящее ведет к нечистоте... Навоз в нужном месте, он здесь не напрасно, он несет плоды. Это действительно время плодотворной печали: мы можем оплакивать нашу смертность, обилие искушений, зломышления грешников, коварство страстей, борьбу вожделений с добрыми помыслами. Давайте печалиться, давайте об этом грустить!
Проповеди 254.2−4, RB 79:64−65.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на 2-е послание Коринфянам, 7 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.