Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

От Луки 13 Добрая весть по Луки 13 глава

1 В это же время какие-то люди пришли рассказать Йешуа о галилеянах, которых Пилат убил в тот момент, когда они приносили в жертву животных.

Буквально «галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами». Эти стихи служат примером жестокости Пилата (см. Мат 27:2 и ком., 16−24 и ком.).

2 Он ответил им так: "Неужели вы думаете, что эти люди так страшно погибли, потому что были самыми большими грешниками в Галиле? 3 Нет, говорю вам. Если же вы не обратитесь от своих грехов к Богу, все вы погибнете так же, как они! 4 А как насчёт тех восемнадцати, которые погибли, когда на них упала башня в Шилоахе? Вы думаете, они были виновнее всех остальных, живущих в Йерушалаиме? 5 Нет, говорю вам. Если же вы не отвернётесь от своих грехов, вы все погибнете подобным образом".

Если же вы не обратитесь от своих грехов к Богу (покаетесь, сделаете тшуву, ком. к Мат. 3:2), все вы погибнете так же, как они. «Плохая Весть» (Рим. 1:18 — 2:8 и ком.) уже сообщена. Добрая Весть подразумевается. Как в те времена, так и в наши дни люди не хотят думать о собственных злых делах; они сосредоточивают внимание на событиях, происходящих в мире, чтобы отвлечься от своих грехов. Новости — успокаивающий наркотик для людей. Большинство из нас не в силах каким-то заметным образом влиять на события в мире, но все мы можем волноваться и критиковать грехи других, вместо того чтобы обратить внимание на собственную жизнь и собственные грехи.

6 3атем Йешуа привёл такой пример: "У одного человека в винограднике росла смоковница, и он пришёл за плодами, но не обнаружил их. 7 Тогда он сказал виноградарю: 'Вот, я уже третий год прихожу искать плоды на этом дереве, но ничего не нахожу. Сруби его — оно только землю занимает". 8 Но тот ответил: 'Господин, оставь дерево ещё на один год. Я его окопаю и удобрю почву вокруг него. 9 Если на следующий год оно будет плодоносить — хорошо; если нет — тогда срубишь его'".

В стихах 6−9, Йешуа показывает, насколько терпелив Бог по отношению к сбившемуся с пути человечеству. Тем не менее, в Танахе, а также в Мат. 21:18−22 используется сравнение со смоковницей, символизирующей еврейский народ, от которого ожидалось, что он будет плодоносить (ст. 9) своей праведной жизнью и распространением Божьей истины другим народам мира (Исайя 49:6). Итак, закончился ли «еще один год»? Срублен ли, оставлен ли Богом еврейский народ? Конечно нет! (Иеремия 31:34−37) Да запретит Господь! (Рим. 11:1−2, 11−12).

Некоторые евреи, поверившие в Мессию Йешуа и сохранившие единство с ним, приносят плод (Йн. 15:1−8, также «растительная» метафора, но в данном случае это виноградная лоза); в то время как Бог терпеливо хранит весь еврейский народ до тех пор, пока «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:26).

10 В Шабат Йешуа учил в одной из синагог. 11 Подошла женщина, которую бывший в ней нечистый дух восемнадцать лет назад сделал калекой: она была сгорблена и не могла выпрямиться. 12 Увидев её, Йешуа позвал её и сказал ей: "Женщина, ты освободилась от своего недуга!" 13 Он возложил на неё руки, и в тот же миг она выпрямилась и стала воздавать Богу хвалу. 14 Но начальник синагоги, возмущённый тем, что Йешуа исцелил в Шабат, громко сказал собранию: "Есть шесть дней в неделю, в которые можно работать — поэтому приходите исцеляться в эти дни, но не в Шабат! 15 Однако Господь ответил ему: "Лицемеры! Разве каждый из вас в Шабат не отвязывает своего вола или осла от стойла и не ведёт поить? 16 Эту женщину, дочь Аврагама, Противник держал связанной восемнадцать лет! Разве не следовало освободить её от этого рабства в Шабат? 17 Сказав это, Йешуа пристыдил тех, кто не одобрял его, но остальные были очень рады тем чудесным делам, которые он совершал.

Об исцелении в Шабат см. ком. к 6:9.

18 Тогда он продолжил говорить: "На что похоже Божье Царство? С чем нам сравнить его? 19 Оно подобно горчичному семени, которое человек взял и посадил в своём саду, и оно выросло и стало деревом, и птицы, летающие вокруг, свили гнёзда в его ветвях".

Горчичное семя всегда остаётся маленьким (Мат. 13:31−32 и ком.), оно никогда не становится деревом. Однако, благодаря особому вмешательству Бога, первые будут последними, а последние — первыми (ст. 30). Бог может сделать так, что куст горчицы вырастет и станет большим; подобным же образом он может прославить не принятого и униженного Мессию (Исайя 53:1−12, Псалом 117:22−23, Фил. 2:6−11).

Йешуа использует образы из Книги Иезекииля 17:23−24, 31:6 и Книги Даниила 4:9−11, 18 (4:12−14, 21), где птицы отождествляются с народами мира. Итак, Царство Небес почитает Йешуа, отвергнутого Мессию, и народы мира находят в нём защиту.

20 И вновь он сказал: "С чем мне сравнить Божье Царство? 21 Оно как дрожжи, которые женщина смешала с мерой муки, а затем ждала, пока подойдёт всё тесто". 22 Йешуа продолжал странствовать из города в город и из деревни в деревню, уча и держа путь в Йерушалаим. 23 Кто-то спросил у него: "Неужели так мало людей спасается?" 24 Он ответил: "Старайтесь изо всех сил пройти через узкие двери, потому что говорю вам — многие захотят войти, но не смогут это сделать 25 после того, как хозяин дома встанет и закроет дверь. Вы будете стоять снаружи, стучать в двери и говорить: 'Господь! Отвори нам!' Но он ответит: 'Я не знаю ни вас, ни того, откуда вы!' 26 Тогда вы скажете: 'Мы ели и пили с тобой! Ты учил нас на улицах!' 27 но он скажет вам: 'Я не знаю, откуда вы. Уходите от меня, творящие зло!' 28 Вы будете плакать и скрежетать зубами, когда увидите Аврагама, Йицхака и Яакова и всех пророков внутри Божьего Царства, а себя выброшенными вон.

А себя выброшенными вон. Йешуа пытается вернуть к действительности тех людей, которые думают, что их собственные дела или принадлежность к еврейскому народу станут гарантией вхождения в олам габа («грядущий мир»). Для подобной надежды мало оснований не только в мессианском иудаизме, но и в традиционном. В Мишне действительно сказано: «Весь Израиль имеет долю в олам габа» (Сангедрин 10:1, более полно процитировано в ком. к Рим. 11:26а).

Но последующий материал, перечисляющий множество категорий израильтян, исключённых из грядущего мира, проясняет смысл этого утверждения: хотя все израильтяне имеют особую возможность участвовать в будущей жизни (как говорит Шауль, евреи имеют «преимущество», Рим 3:1−2, 9:4−5), они могут потерять её, не живя в соответствии со своим призванием. В то время как ни одна из форм иудаизма не даёт надежду тем людям, которые не доверяют Богу и надеются, что Бог не обратит внимания на их грехи, лишь мессианский иудаизм предлагает такую веру, которая решает проблему греха.

29 Более того, люди будут приходить с востока и запада, севера и юга, чтобы сесть за столом в Божьем Царстве. 30 И заметьте, некоторые из последних станут первыми, а некоторые первые будут последними". 31 В этот момент подошли некоторые прушим и сказали Йешуа: "Выйди и уходи отсюда, потому что Ирод хочет убить тебя!" 32 Он сказал им: "Пойдите и скажите этой лисице: 'Запомни, сегодня и завтра я изгоняю бесов и исцеляю людей, и на третий день достигну своей цели'. 33 Впрочем, мне нужно идти дальше — сегодня, завтра и послезавтра, потому что невозможно представить себе, чтобы пророк погиб вне Йерушалаима. 34 Йерушалаим! Йерушалаим! Ты убиваешь пророков! Ты побиваешь камнями посланных к тебе! Я так часто желал собрать твоих детей подобно тому, как наседка собирает цыплят под своими крыльями, но вы не захотели! 35 Вот, Бог покидает ваш дом! Говорю вам, вы больше не увидите меня до тех пор, пока не скажете: 'Благословен приходящий во имя Адоная! '"

Стихи 31−35. Некоторые толкователи полагают, что прушим пытались страхом заставить Йешуа удалиться в Иудею, чтобы Сангедрин имел возможность следить за его действиями. Можно сравнить это с попыткой Амасии, священника золотого тельца в Бейт-Эле (Вефиле), путем запугивания вынудить пророка Амоса уйти из Израиля в Иудею; ему это тоже не удалось (Амос 7:10−17). Однако необязательно давать такое мудрёное объяснение, ведь не все фарисеи желали, чтобы он удалился. Эти фарисеи, например, могли предостеречь его из заботы о нём. Фактически, некоторые из них были «недалеки от Божьего Царства» (Map. 12:34), а некоторые уверовали в Йешуа, оставаясь при этом фарисеями (Деят. 15:5), среди них был и Шауль (Деят. 23:6 и ком.).

Опасность со стороны Ирода Антипы (ком. к Мат. 14:1) была реальной. Хотя он и желал увидеть, как Йешуа творит чудеса (23:8), он считал его опасным вождем, подобным Йоханану Погружающему (Map. 6:14−16), которого он к тому времени уже казнил.

Ответ Йешуа напоминает ответ Шауля Агаву (Деят. 21:13): негативное отношение не в силах помешать ему следовать Божьему плану.

См. Мат. 23:37−39 и ком.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Евангелие от Луки благовествование, 13 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Луки 13 глава в переводах:
От Луки 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.