Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

От Луки 5 Добрая весть по Луки 5 глава

1 Однажды, когда Йешуа стоял на берегу озера Кинерет, а люди теснились вокруг него, чтобы услышать слово Божье,

Озера Кинерет, Галилейского моря (см. ком. к Мат. 4:18).

2 он заметил две лодки, приставшие к берегу, оставленные рыбаками, которые чинили сети. 3 Войдя в лодку, принадлежавшую Шимону, он попросил его отплыть немного от берега. Затем он сел и учил народ из лодки. 4 Закончив говорить, он обратился к Шимону: "Отплыви туда, где поглубже, и забрось сеть для ловли". 5 Шимон ответил: "Мы трудились всю ночь, раби, и ничего не поймали! Но если ты так говоришь, я заброшу сеть".

Раби, греч. эпистатес, «надзиратель, управляющий, руководитель, надсмотрщик, ревизор, контролёр, лидер, глава, начальник»; этимологическое значение — «тот, кто надзирает». Синодальный перевод употребляет слово «наставник». По утверждению «Теологического словаря Нового Завета» Эпке в издании Киттеля (том 2, с. 622−623), это слово используется в Новом Завете только Лукой (здесь, 8:24, 45; 9:33, 49; 17:13). Оно переводит др.-евр. раби, которое остальные авторы синоптических Евангелий транслитерируют.

6 Они сделали так и поймали столько рыбы, что сеть стала рваться. 7 Тогда они подали знак своим товарищам, находившимся в другой лодке, чтобы пришли и помогли им; те пришли и наполнили обе лодки так, что они начали тонуть. 8 Когда Шимон Кефа увидел такое, он упал подле колен Йешуа и сказал: "Отойди от меня, господин, потому что я грешник!"

В стихах 3−5 Лука называет его просто Шимон, но здесь указывает, что это Шимон Кефа (Шимон Камень; ком. к Мат. 4:18, 16:18 и ком.) упал подле колен Йешуа. Нет ли в этом иронии?

ГосподЙн. См. ком. к Мат. 1:20, к 7:21 и к 8:1−4.

9 Так как при виде пойманного количества рыбы его и всех бывших с ним охватило изумление, 10 также и Яакова и Йоханана, товарищей Шимона. "Не бойся, — сказал Йешуа Шимону, — впредь ты будешь ловить людей!" 11 И как только они вытащили лодки на берег, то всё оставили и пошли за ним. 12 Однажды, когда Йешуа находился в одном городе, к нему подошёл человек, вся кожа которого была покрыта отталкивающими язвами. Увидев Йешуа, он пал ниц и умолял его: "Господин, если хочешь, можешь очистить меня". 13 Йешуа протянул руку и дотронулся до него, говоря: "Да, хочу! Очистись!" В тот же миг кожная болезнь оставила его. 14 3атем Йешуа предупредил его, чтобы он никому не рассказывал. "Лучше, для свидетельства людям, пойди к когену, принеси жертву за своё очищение, которую заповедал Моше".

Стихи 12−14. См. Мат. 8:1−4 и ком.

15 Но весть о Йешуа продолжала распространяться ещё быстрее, так что стали собираться огромные толпы людей, чтобы послушать и излечиться от своих болезней. 16 Однако он имел обыкновение уходить в отдаленные места, чтобы молиться. 17 Однажды, когда Йешуа учил, при этом присутствовали прушим и учителя Торы, пришедшие из разных сёл Галиля и Йегуды, а также из Йерушалаима; и с ним была сила Адоная, чтобы исцелять больных.

Прушим. См. ком. к Мат. 3:7

Учителя Торы. См. ком. к Мат. 2:4

18 Пришли какие-то люди и принесли на носилках парализованного человека. Они хотели внести его внутрь и положить перед Йешуа, 19 но не могли войти с ним из-за толпы. Тогда они поднялись на крышу и опустили его на подстилке через кровлю в середину собрания, прямо перед Йешуа. 20 Когда Йешуа увидел их веру, он сказал: "Друг, прощены тебе твои грехи". 21 Учителя Торы и прушим стали размышлять: "Кто этот человек, что говорит такие богохульства? Кто кроме Бога может простить грех?" 22 Но Йешуа, зная, о чём они думают, ответил: "Почему вы размышляете так в своих сердцах? 23 Что легче сказать? Твои грехи прощены тебе'? Или: 'Встань и ходи'? 24 Но смотрите! Я докажу вам, что Сын Человеческий имеет на земле полномочия прощать грехи". Затем он сказал парализованному: "Говорю тебе: встань, подними свою подстилку и иди домой!" 25 Тут же на глазах у всех он поднялся, поднял то, на чём лежал, и пошёл домой, восхваляя Бога. 26 Всех их охватило изумление, и они произнесли браху Богу, будучи преисполнены благоговейного страха, и говорили: "Сегодня мы видели необычайное".

Произнесли браху Богу. Буквально: «они прославили Бога».

Многие евреи, которым знакома концепция брахи (ком. к Мат. 9:8), благословения, произносимого над вином (ком. к Мат. 36:27−29) и хлебом (ком. к Мат. 14:19), могут, тем не менее, оставаться в неведении о том, что во времена составления Талмуда (V век) раввины определили формулы для десятков благословений, которые нужно было произносить по разному поводу. Вот некоторые примеры (в современном их виде):

При вдыхании аромата благоухающих трав, растений или цветов: «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, создавший ароматные травы!»

При виде радуги; «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, помнящий союз [с Ноахом], и верный союзу Своему, и выполняющий Свои обещания!» Ссылка на Книгу Бытия 9:8−17.

При виде необыкновенно красивых людей, деревьев и полей; «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, в мире Которого существует подобное!»

При виде необычных, странно выглядящих людей и животных; «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, создавший столь различные творения!»

При слышании необычайно добрых вестей, предвещающих благо для слышащего и для других: «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, добрый и творящий добро!»

При употреблении в пищу свежих фруктов первый раз в сезоне, при покупке новой дорогой одежды, при исполнении ежегодной мицвы (например, празднование Пасхи или Хануки): «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!»

Из всех традиционных брахот, известных мне, более всего поражает мое воображение следующая:

При виде шестисот тысяч и более евреев вместе: «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, Кому открыто тайное!»

Подобные благословения произносятся в связи со многими другими событиями и явлениями, обычными и необычными, хорошими и плохими (см. ком. ко 2 Тим. 4:8). Хотя нам известно, что формулы благословений появились до Йешуа, остается неясным, какие традиции существовали в первом веке (как в случае с чтением Торы, 4:16−17 и ком.), и поэтому невозможно узнать, насколько глубоко осознание дел Божьих преломлялось через призму брахот, подобных тем, что находятся в Талмуде и в сегодняшнем иудаизме. Но можно легко предположить, что, когда Йешуа исцелил паралитика и при всём народе простил ему грехи, изумление людей и последовавшее за ним прославление Бога приняли уже имеющиеся еврейские формы.

Можно предположить, что кто-то посчитал правильным произнести шестое благословение молитвы Амида, которое заканчивается словами «Благословен Ты, Адонай, милосердный и всепрощающий», или восьмое, заканчивающееся словами «Благословен Ты, Адонай, исцеляющий больных в народе Своём Израиле».

Кроме того, я уверен, что было место и для спонтанного прославления. Может быть, один или два человека изобрели новые брахот вроде следующей: «Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Царь вселенной, исцеляющий неисцелимых», на которую, как мне подсказывает моё воображение, столпившийся народ ответил бы с восторгом «Амен» (Мат. 5:18 и ком.) среди выкриков и рукоплесканий.

27 После этого Йешуа вышел и увидел сборщика налогов по имени Леви, сидевшего в своей палатке для сбора налогов, и сказал ему: "Следуй за мной!"

Сборщика налогов по имени Леви, он же Матитьягу (Мат. 9:9). В Map. 2:14 он назван Леви Бен-Халфай (Левин, сын Алфея). Этот Халфай, очевидно, не тот Халфай, который был отцом Яакова (Мат. 10:3, Map. 3:18. Лук. 6:15, Деят. 1:13). Так как в то время, как и сейчас, были нередки случаи, когда люди имели больше одного имени, неудивительно, что в нескольких списках посланников (Мат. 10:2−4, Map. 3:16−19, Лук. 6:14−16, Деят. 1:13) мы находим несовпадающие имена. Имя Леви говорит о том, что он, скорее всего, был потомком Леви, сына Яакова, то есть принадлежал колену, которое занималось работой, связанной с Храмом.

Ещё одним представителем этого колена, уверовавшим в Йешуа, был Бар-Наба (Деят. 4:36). Книга Деяний 6:7 доводит до нашего сведения, что «огромное число коганим покорялось вере» (коганим, или священники — клан внутри колена Леви). В современном иудаизме коганим и левиты всё ещё сохраняют за собой определенные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей остальных евреев. Например, при чтении Торы в ортодоксальной синагоге первым читает коген, вторым — левит, в третьем по седьмое чтении может принимать участие любой еврейский мужчина.

28 Тот поднялся, оставил всё и пошёл за ним. 29 Леви устроил у себя дома праздничный обед в честь Йешуа, и за столом с ним находилось множество сборщиков налогов и других людей. 30 Прушим и учителя Торы негодовали на талмидим, говоря им: "Почему вы едите и пьёте со сборщиками налогов и грешниками?"

Талмидим, ученики. См. ком. к Мат. 5:1.

С грешниками. См. ком. к Мат. 9:10.

31 Но Йешуа ответил им: "Во враче нуждаются не здоровые, а больные. 32 Я пришёл не для того, чтобы призвать 'праведных', но чтобы призвать грешников оставить грехи и возвратиться к Богу". 33 Затем они сказали ему: "Талмидим Йоханана постоянно постятся и молятся, также и талмидим прушим; а твои едят и пьют".

Постятся. См. ком. к 18:12.

34 Йешуа ответил им: "Разве можно заставлять поститься гостей на свадьбе, пока жених всё ещё с ними? 35 Придёт время, когда у них заберут жениха, и когда он настанет, они будут поститься". 36 Затем он пояснил это примером: "Никто не отрывает лоскут от новой одежды и не пришивает к старой, иначе не только новая одежда порвётся, но и лоскут от новой одежды не подойдёт к старой. 37 Также никто не вливает молодое вино в старые мехи; а если сделает так, молодое вино прорвёт мехи и выльется, и мехи также станут негодными. 38 Напротив, молодое вино следует вливать в только что изготовленные мехи.

Только что изготовленные мехи. См. ком. к Мат. 9:17.

39 Кроме того, выпив старого вина, люди не захотят молодого, потому что скажут: старое вино очень хорошее".

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Евангелие от Луки благовествование, 5 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Луки 5 глава в переводах:
От Луки 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.