Эта книга, которая состоит всего из 21 стиха, является самой короткой в Ветхом Завете. И немногие из читающих Библию задерживают на ней внимание. Да и в Новом Завете она не цитируется. Однако, как сказал об Авдии Иероним, «это малый пророк по числу стихов, но не по мыслям». В сущности Книга Пророка Авдия заслуживает внимательного чтения и изучения, поскольку содержит в себе весьма значительную весть о правосудии Господа, проявленном в суде над Едомом. О суде над Едомом в Ветхом Завете упоминается, кстати, чаще, чем над любым другим из языческих народов (Ис 11:14; 34:5−17; 63:1−6; Иер 9:25−26; 25:17−26; 49:7−22; Плач 4:21−22; Иез 25:12−14; 35; Иоиль 3:19; Ам 1:11−12; книга Авдия и Мал 1:4).

В известном смысле книга пророка Авдия как бы представляет собой квинтэссенцию содержания всех пророческих писаний, ведь в каждом из них говорится о том, о чем в «сжатом виде» сказано у Авдия. А именно: о неотвратимом суде Божьем над отвергающими Господа язычниками, которые борются против Его народа Израиля; а также о милости Божьей по отношении к Израилю. Эта «двойная нить» вплетена во все писания как больших, так и малых пророков.

Маленькая Книга Пророка Авдия говорит о великом грехе гордыни и самомнения, чувства превосходства над другими, которое часто возникает в результате извлечения каких-то выгод из беды «других». Авдий ярко иллюстрирует в масштабе целого народа (Едома) ту истину, которая выражена в Притч 16:18: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность».

Автор

По меньшей мере 12 личностей Ветхого Завета носили имя Авдий (или Овадий), включая одного из командиров в армии царя Давида (1Пар 12:9), слугу царя Ахава (3Цар 18:3), левита, жившего в дни царя Иосии (2Пар 34:12), и одного из «вождей», возвратившегося из вавилонского изгнания вместе с Ездрой (Езд 8:9). Но нет оснований считать кого-то из них автором этой книги. Об авторе не известно ничего, кроме того, что и он носил имя Авдий, означающее «Поклоняющийся Иегове».

Время написания

Поскольку никаких сведений об авторе ее в Библии не имеется, то и дата написания книги была и остается спорной. Три предположения выдвигалось по этому поводу. Книга была написана: а) в царствование Иорама (около 892−885 гг. до Р. Х.), сына Иосафата; б) в царствование Ахаза (731−715 гг. до Р. Х.), и в) в 585 г. до Р. Х., вскоре после разрушения Иерусалима вавилонянами (586-ой год).

Большинство богословов придерживается первой или третьей точек зрения. Лишь немногие разделяют вторую точку зрения на основании 2Пар 28:17, где говорится о нападении идумеев, или едомлян, на Иудею, во время которого они многих «побили» и многих взяли в плен.

Историческая обстановка

Почти не угасавшая враждебность между едомлянами и израильтянами является одним из древнейших примеров разлада в человеческом сообществе. Прообразом этого конфликта послужила «борьба» Иакова и Исава (братьев-близнецов, что само по себе символично) во чреве их матери Ревекки (Быт 25:21−26). Годы спустя, Исав, будучи голоден, с готовностью продал право свое на первородство Иакову за «красное кушанье» (чечевичную похлебку). По этой-то причине Исав был назван «Едомом» (Быт 25:30), что означает «красный».

В названии его вторым именем сыграло роль и то обстоятельство, что из чрева матери Исав появился на свет «краснокожим» и волосатым (Быт 25:25). Когда, став взрослыми, братья «разделились», чтобы жить со своими семьями и стадами на расстоянии друг от друга, то Исав ушел в землю Сеир (Быт 36:8−9); эта территория, лежавшая на юго-востоке от Мертвого моря, изобиловала красными песчаниками.

Ее прежних обитателей, хорреев, изгнали оттуда потомки Исава, едомляне (Втор 2:12, 22). Примечательно, что в еврейском произношении слово «Сеир» звучит схоже со словом «волосатый» (евр. «исав»). Позднее «Сеир» и «гора Сеир» стали звучать как синонимы названия «Едом» (2Пар 20:10; 25:11; Иез 35:15).

Известно, что когда израильтяне шли в землю обетованную, то едомляне отказались пропустить их через свою территорию (Чис 20:14−21). Но Бог предостерег Израиля от ненависти к Едому, с которым он был связан узами родства (Втор 23:7). Несмотря на это взаимная неприязнь между двумя народами-братьями продолжала возрастать с веками (Иез 35:5). Цари Саул, Давид и Соломон (1Цар 14:47; 2Цар 8:13−14; 3Цар 11:17−22) — все имели проблемы с «сыновьями Едома»; упомянем в этой связи и военачальника Давида, Иоава (3Цар 11:16).

Из ветхозаветной истории известно, что Иосафат, царь иудейский, и Иорам, царь израильский, в свое время выступили в союзе с Едомом против Моава (4Цар 3). Но в царствование того же Иосафата Едом напал на Иудею в союзе с аммонитянами и моавитянами. Однако, эта война закончилась тем, что аммонитяне и моавитяне перебили едомлян (2Пар 20:1−2, 10−11, 22−26).

В правление Иорама, сына Иосафата, Едом восстал против Иудеи и короновал собственного царя (4Цар 8:20−22; 2Пар 21:8). Позднее царь иудейский Амасия разгромил едомлян и переименовал их укрепленный город Селу в Иокфеил, что значит «усмиренный Богом» (4Цар 14:7; 2 Пар. 25:11−12). Но по прошествии времени, в царствование Ахаза, едомляне, в свою очередь, совершили успешный военный поход в Иудею, о чем читаем в 2Пар 28:17. В 586 году до Р. Х. Едом торжествовал по поводу разрушения Иерусалима вавилонянами (Пс 136:7).

В конце 6-го или начале 5-го века до Р. Х. наватеи, обитатели Северной Аравии, которые поклонялись богам и богиням плодородия, а также звездам и луне, изгнали большую часть едомлян из мест их обитания (смотрите комментарий на Авд 1:7). Но какая-то часть их, по-видимому, осталась на своей земле, чтобы с течением времени смешаться с упомянутыми арабами-наватеями.

Идумейский город Села, переименованный царем Амасией в Иокфеил, позднее стал называться Петрою (что значит «скала»). Населявшие его наватеи прославились как искусные камнерезы. Сохранились свидетельства путешественников (от начала прошлого века и позднее), которые были потрясены видом развалин этого красивейшего города древности, высеченного в скалах, сложенных разноцветным мягким песчаником.

Изгнанные наватеями едомляне осели в Идумее (греческое название южной части Иудеи) и стали называться идумеями. Позднее (примерно в 120 году до Р. Х.) они были покорены Иоанном Гирканом, Маккавеем, который заставил их совершить обрезание и принять иудаизм (о чем читаем в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия). Известно, что правивший Иудеей с 37-го по 4-ый год до Р. Х. царь Ирод Великий был идумеем (едомлянином).

Идумеи, которые были на стороне евреев в их восстании против Рима в 70 г. после Р. Х., едва ли не все были уничтожены будущим императором Титом Флавием, главнокомандующим римской армией. Очень небольшому их числу удалось спастись бегством. С тех пор едомляне сошли с исторической сцены.

План книги:

I. Весть о гибели Едома (стихи 1−9)

А. Призыв к народам разрушить Едом (стих 1)

Б. Пророчество о разрушении Едома (стихи 2−9)

1. Гордыня Едома будет унижена (стихи 2−4)

2. Богатство Едома будет разграблено, и люди его будут истреблены (стихи 5−9)

II. О преступлениях Едома (стихи 10−14)

А. О преступном отношении Едома к

Израилю (стихи 10−12) Б. О преступных действиях едомлян против евреев (стихи 13−14)

III. О суде Божием над врагами Израиля (стихи 15−16)

IV. О Божиих благословениях, грядущих на народ Израиля (стихи 17−21)

А. О спасении Израиля (стихи 17−18)

Б. О территориях, которые отойдут к Израилю в будущем (стихи 19−20)

В. Об установлении Царства Господа (стих 21)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Авдия, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.