Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Колоссянам 1 Колоссянам 1 глава

I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 — 2:7)

А. Приветствие (1:1−3а)

Кол 1:1−3а. В начале всех своих посланий, за исключением двух самых ранних (1 и 2Фес.) и своего личного письма филиппийцам, Павел всегда представлялся как апостол. Он не был одним из 12 апостолов (Деян 1:21−26), которые ходили с Христом с самого начала Его земного служения (Деян 1:22; Лк 1:2; Ин 15:27). Однако он видел воскресшего Христа (1Кор 9:1; 1Кор 15:8−9) и получил от Него особую чудотворную силу — в знак истинности своего апостольства (2Кор 12, сравните Евр 2:3−4).

Тимофей и в этом случае находился рядом с Павлом, как это нередко бывало (2Кор 1:1; Флп 1:1; 2Фес 1:1). Отцом Тимофея был язычник (грек — Деян 16:1), но мать и бабушка его были богобоязненными еврейками (2Тим 1:5), и под их руководством он с самого детства изучал Ветхий Завет (2Тим 3:15). Познакомившись с Тимофеем в городе Листре, во время своего второго миссионерского путешествия, Павел взял с собою этого ученика, о котором благожелательно «свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян 16:2). Павел посвятил Тимофею много времени, уча и наставляя его; известны два послания апостола к нему.

Павел обращается к верующим в Колоссах как к святым и верным братиям во Христе Иисусе. Они были «святые», так как Бог отделил их для Своих целей. Это обращение созвучно с обращением к Ефесянам: «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф 1:1). Слова, которыми апостол приветствует колоссян: благодать и мир — характерны для Павла. Заметим, что если первое из этих слов — «благодать» («харис») было составной частью обычного греческого приветствия, то второе — «мир» было обычным приветствием у евреев. Павел этаким образом желал своим читателям как милостей Божиих (благодати Его), так и благополучной жизни (мира).

Б. Благодарение (1:3−8)

Кол 1:3б−4. Для Павла было характерно, вознося молитву, — постоянно благодарить Бога (Рим 1:8; 1Кор 1:14; Еф 1:6 и т. д.); правда, в послании к Галатам и во 2-м Коринфянам слова хвалы и благодарности опущены им. Здесь Павел говорит о Боге как об источнике всяческого благополучия для Его народа. Павел благодарит Бога за верующих в Него, всегда молясь о них.

В данном случае причиной благодарности было то, что апостол услышал (от Епафраса — Кол 1:7, сравните с 4:12) о вере (колоссян) во Христа Иисуса и о любви (их) ко всем святым. Так что здесь молитва представляется неким расширенным актом поклонения Богу, включавшим вознесение Ему благодарности и ходатайство перед Ним о Его святых (Мф 6:7; Деян 16:23).

Кол 1:5. Павел благодарил Бога за их веру и любовь, источником которых была надежда. Эти три духовные добродетели — вера, любовь и надежда (упование) были особенно дороги Павлу (1Кор 13:13; 1Фес 1:3) и Петру (1Пет 1:3, 5, 22). Вера соответствует состоянию души, чей взор устремлен ввысь, к Богу; любовь смотрит вокруг себя — на других; а надежда — вперед, на будущее. Вера покоится на подвиге Христа, совершенном в прошлом; любовь действует ныне, а надежда предвосхищает будущее.

И хотя «без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11:6), и «надежда не постыжает» (Рим 5:5), все же «любовь из них больше» (1Кор 13:13). Любовь колоссян простиралась на «всех святых» (Кол 1:4), т. е. на всех верующих, по-видимому, — не на тех только, которые жили в Колоссах (сравните со сказанным в 1Фес 1:7−8).

Вера и любовь проистекают из надежды на то, что Бог уготовил для христиан в будущем. Эта надежда, основанная на доверии, ведет к постоянному возрастанию веры в Него и ко все более глубокой любви к другим людям. Уверенное ожидание возвращения Христа, которое Павел называет в послании к Титу «блаженным упованием» (Тит 2:13), несомненно воздействует на образ жизни верующих (1Фес 4:13−18; 1Ин 3:3).

Надежда их устремлена к небесам, потому что Христос, подавший и дающий ее, находится там. Если бы Он не вознесся на небо (Деян 1:10−11) и не ходатайствовал бы там постоянно за верующих (Евр 7:25; 1Ин 2:1), то не имели бы они надежды (1Кор 15:16−19). Всем этим и определяется содержание истинного слова благовествования (Еф 1:13; 2Тим 2:15; Иак 1:18), как неизменно (в том числе и здесь) определяет «слово надежды» апостол Павел (сравните 1Кор 15:1−3; Рим 10:9−10).

Кол 1:6. Павел благодарит Бога за то, что Евангелие проповедуется во всем мире. Здесь явная гипербола, как и в стихе 23, где сказано, что Евангелие было «возвещено всей твари поднебесной» (сравните Рим 1:8). Посредством гиперболы он хотел подчеркнуть универсальность Благой Божией вести, но также и практический характер ее подчеркивает Павел, говоря: и приносит плод и возрастает.

Как дерево, приносящее плоды, одновременно увеличивается в своих размерах, так и Евангелие производит духовный «плод» в жизни верующих («плод Духа» в Гал 5:22−23; и «плод праведности» в Флп 1:11) и как бы разрастается, распространяясь все далее по миру, оказывая влияние на все новых и новых людей (о «принесении плода» и «возрастании» говорится и в Кол 1:10). Ереси, как та, что возникла в Колоссах, появляются в отдельных местах и наносят вред; истина же — универсальна и полезна.

Один из безошибочных признаков подлинного Евангелия — в том, что оно возвещает благодать Божию во всей ее истинности. Именно так надо читать окончание 6 стиха. Всегда находятся люди, проповедующие «иное благовествование», которое на деле благовествованием не является (Гал 1:6−7). Не является потому, что к Божией благодати они «подключают» те или иные человеческие дела, либо объявляют, что за счет этих дел возрастает действенность веры. В основе же истинного благовествования — лишь Божия благодать, и только она (Рим 11:6; Еф 2:8−9; Тит 3:5−7).

Кол 1:7. Колоссяне научились Евангелию от Епафраса, который, по-видимому, основал церковь в их городе (4:12). Павел называет его возлюбленным сотрудником и верным (у колоссян) служителем Христовым, — явно противопоставляя его тем, кто в этой и в других церквах в сущности подрывали веру в детях Божиих (2Кор 11:15; 2Пет 2:1−3, 12−19). Схоже называл Павел и Тихика: «верным служителем и сотрудником в Господе» (Кол 4:7).

Епафрас одно время находился вместе с Павлом в Риме, судя по тому, что в письме к Филимону апостол называет его «узник вместе со мною» (Флм 1:23). Собственно, «Епафрас» — это краткая форма от Епафродита; ссылки на «Епафродита» находим в Флп 2:25 и 4:18. Речь в обоих посланиях могла идти как об одном и том же человеке, так и о разных лицах, т. к. обе формы этого имени имели тогда широкое распространение.

Епафрас, по словам Павла, служил «для колоссян» (для вас), вероятно, как сотрудник и представитель апостола (сравните Флп 2:25; Флп 4:18). Сам Павел в Колоссах, насколько известно, не бывал (Кол 2:1). Но если Епафрас и был послан в этот город Павлом, служителем он был в первую очередь Христовым.

Кол 1:8. Епафрас не только донес до колоссян благую весть о Христе, но и явился к бывшему тогда в заключении Павлу с добрым известием об их любви в духе ко Христу. Те колоссяне, которые, узнав о Христе, уверовали в Него, полюбили Его «в духе». Ибо верующие постоянно находятся в Духе, а Дух — в них (Рим 8:9). Значит, и источником любви колоссян ко всем святым (Кол 1:4 сравните со стих 5) был живший в них Святой Дух.

В. Прошение о колоссянах (1:9−14)

Кол 1:9. Посему, т. е. по той причине, что Павел услышал от Епафраса хорошие новости о колоссянах, не переставал апостол молиться о них. Выражение «непрестанная молитва» (мы… не перестаем молиться о вас — сравните 1Фес 5:17) не следует, конечно, понимать буквально; Павел, в частности, имел в виду, что в своих повседневных молитвах никогда не забывал и о колоссянах (сравните Деян 20:31; Еф 1:16). «Молитва» («молиться») соответствует понятию более общему, а под «прошением» («просить») подразумевается какая-то конкретная просьба.

Так, главной просьбой Павла относительно колоссян было, чтобы (они) исполнились познанием воли Его. В этой фразе два ключевых слова: «исполнились» (пяероо) и «познание» (епигносис) — употреблено также в стихе 10 и в 3:10). Первое слово подразумевает предельное наполнение, а второе — полное, глубокое понимание. Такое познание воли Божией не может быть от плотского разума (который «надмевает», 1Кор 8:1), оно дается лишь Духом Святым, Который просвещает в верующем внутреннего его человека (1Кор 2:5−6, 13), и Словом Божиим.

Воля Божия, как открыта она в Библии, постигается верующими благодаря служению Святого Духа, обучающего их. Апостол просил в своих молитвах, чтобы колоссяне «исполнились познанием» во всякой премудрости (София — встречается в этом послании шесть раз: 1:9, 28; 2:3, 23; 3:16; 4:5; в последнем случае это слово переведено как «благоразумно»), т. е. чтобы им давалась от Бога способность — Иак 1:5; 3:15 — реализовывать это познание в практической жизни и разумении (синесеи — слово встречается также в Кол 2:2) духовном; тут речь идет об умении четко анализировать и принимать решения, применяя полученные познания в различных обстоятельствах.

В противоположность этому, лжеучители манили верующих тем, что имело лишь «вид мудрости» (2:23), а на деле опутывало их разум и самую жизнь сетью законнических установлений. Тогда как истинно духовные мудрость и разумение дают человеку, как чувство освобождения, так и чувство уверенности (Еф 4:14). «Познание» — как термин, выражающий понимание, разумение, обладание сведениями, и — «мудрость» часто встречаются в Священном Писании друг подле друга (Исх 31:3; Втор 4:6; Ис 11:2; 1Кор 1:19). А истоком, началом того и другого, является страх Господень (Притч 1:7; Притч 9:10).

Кол 1:10. Цель упомянутой просьбы Павла была чисто практической: чтобы (колоссяне) поступали достойно Бога. Подлинное познание Христа проявляет себя в изменении характера (Еф 4:1; 1Фес 2:12), в обретении человеком «Христоподобия». Слово аксиос, переведенное как «достойно», буквально означает «в том же весе», и здесь оно употреблено в смысле «равнозначности», «тождественности». То есть христиане должны соответствовать Божиим стандартам, или быть святыми «по примеру призвавшего их Святого» (1Пет 1:15).

Всем своим достойным поведением они должны угождать Ему, другими словами, провидя Его желания, исполнять их во всех случаях своей жизни (Еф 5:10). Стремление угождать людям несовместимо со служением Иисусу Христу (Гал 1:10; Еф 6:6; Кол 3:22; 1Фес 2:4). Что касается апостола Павла, то мечтой его и главным его стремлением было угождение Богу (2Кор 5:9).

Такое стремление дает четыре результата (они выражены тут в форме деепричастий): «принесение плода» и «возрастание» (Кол 1:10), «укрепление силой» (стих 11) и «благодарение» (стих 12). Первые два взаимосвязаны: принося плод и возрастая в познании Бога. По мере того, как христианин «являет плод веры» (Мф 7:16; Гал 5:22−23), он возрастает в вере (Еф 4:13). Иначе — приходит к более глубокому познанию (эпигносис. сравните Кол 1:9) Бога. Как сказал некогда блаженный Августин: «Вера — это шаг к пониманию, а понимание — награда за веру».

Кол 1:11. Духовное укрепление — это третий результат познания Божией воли и угождения Ему. Фраза укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его включает три слова, подразумевающие «силу» в том или ином ее проявлении: «укрепляясь» (в значении «усиления» — динамауменои), «силою» (буквально — «духовной энергией» — динамеи), «по могуществу» — кратос, т. е. «сила, преодолевающая сопротивление»; в Новом Завете это слово употребляется только по отношению к Богу. Сила, даваемая человеку свыше, производит в нем всякое терпение и великодушнее.

В греческом тексте два последние слова звучат скорее как «стойкость» («выносливость») и «терпение». Примером первой из этих добродетелей стал Иов (Иак 5:11). Что касается «терпения» (соотвествующее греческое слово передано по-русски как «великодушие»), то в оригинале оно ассоциируется с мягкостью и благостью (как в 1Кор 13:4).

Стойкость и терпение в этом смысле часто дополняют друг друга (2Кор 6:4, 6; 2Тим 3:10; Иак 5:10−11). Греч, хипомоне, понимаемое как «стойкость» и буквально означающее «пребывание под», подразумевает, что, страдая, человек не падает духом, а макросимия (по-русски — «великодушие») — это (букв.) «долготерпение», и именно так это слово переведено в Кол 3:12; под ним подразумевается умение обуздывать свои чувства, сдерживаться и, значит, не воздавать в горячности злом за зло. При отсутствии стойкости человек нередко падает духом, а при отсутствии терпения или «долготерпения» — впадает в ярость, поддается желанию мстить (Притч 15:18; Притч 16:32).

Духовной силой христианин «укрепляется» по могуществу славы Божией (в других переводах — «по славному могуществу Его»). «Слава» — это термин, выражающий совершенство. В славе Божией выражается вовне то, что присуще природе или характеру Бога, составляет внутреннюю суть Его. В Еф 1:19−20 Павел пишет о «безмерном могуществе» (по-гречески в этом месте — динамис) Бога и о «действии (енергейан) державной (кратоус) силы Его», которою Он воскресил Христа из мертвых.

Кол 1:12−13. Такая действующая в христианах сила, которая дает им терпение, не может не вызывать в них и радостного (стих 11) чувства благодарности к Богу и Отцу, от Которого исходит все доброе и совершенное (Иак 1:17). Итак, благодарение — это четвертый результат угождения Богу и вместе — один из ключевых моментов в духовной жизни верующего. Павел и в других местах призывал христиан: «За все благодарите» (1Фес 5:18); «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом» (Флп 4:6).

Еще четырежды в этом Послании (что явственнее следует из англ. перевода Библии) призывает Павел верующих благодарить Бога (3:15−17; 4:2). Радость — это тоже плод Духа Святого (Гал 5:22), доставляемый благовестием (Ис 29:19; Ин 16:20; Деян 13:52). Здесь же Павел связывает благодарение Богу с тем, что Он призвал нас к участию в наследии святых (буквально — «дал нам способность»; сравните 2Кор 3:6) — участвовать в этом наследии, т. е. в разделении тех духовных богатств Царства Божия, которые принадлежат верующим.

Хотя верующие сами по себе и не достойны этого, Бог делает их достойными вечного наследия со всеми святыми. Это «наследие» (дословно — «участок земли, полученный по жребию») напоминает о методе, каким разбивалась на племенные наделы обетованная земля при Иисусе Навине (Нав 14:2). Наследие, о котором идет речь, находится во свете (2Кор 4:6; 1Пет 2:9), то есть в некоей духовной сфере, в которую взяты верующие, избавленные от власти тьмы (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12).

Благодаря Христу они изымаются из восставшего против Бога царства тьмы (Ин 3:19−20) и отдаются под власть их праведного Царя. Христос здесь назван возлюбленным Сыном Божиим (дословно — «Сыном Его любви» — 1Ин 4:8, 16). По мнению богослова Дж. Б. Лайтфута, это означает, что Сын воплощает в Себе любовь Небесного Отца и являет ее миру. Но другой богослов — X. С. Моуль понимает это иначе, а именно, что «Сын является благословенным Объектом Божией любви… Возлюбленным Им более других». Такая точка зрения представляется более обоснованной (Еф 1:6).

Кол 1:14. Через Христа, «Возлюбленного Богом», христиане имеют искупление Кровью Его и прощение грехов (сравните с местом, параллельным этому в Еф 1:7). Греч, аполитросин, переведенное как «искупление», буквально означает «освобождение, посредством выкупа»; как «прощение» переведено греческое слово «апхесин», дословно означающее «отпущение грехов» (подразумевается — Искупителем).

Радостью по поводу этого величайшего освобождения верующие обязаны Христу, уплатившему за них огромную цену на голгофском кресте (Рим 3:24−26).

Г. Превознесение Христа (1:15−20)

От молитвы о том, чтобы колоссяне в полной мере могли познать действие искупительной силы Божией в их жизни, апостол совершает естественный переход к тому, на чем делает в этом послании главное ударение, — к несравненности Христа, превосходящего все и потому достойного всяческого превознесения. В этом разделе (стихи 15−20) Павел приводит семь определений, присущих только Христу, которыми и обусловлено Его первенство (стих 18).

Христос является: 1) образом Бога, 2) рожденным прежде всякой твари, 3) Создателем вселенной, 4) Главою Церкви, 5) Первенцем из мертвых, 6) Выразителем полноты Божией, 7) Примирителем. Нигде в другом месте Писаний не приводится одновременно столько определений Христа и Его Божественности, Христа как верховного Владыки Вселенной!

Кол 1:15. Итак, во-первых, Христос является образом Бога невидимого. То же говорится о Нем и в 2Кор 4:4. Помимо того, что это означает подобие, понятие «образа» предполагает, что кто-то или что-то представлено или явлено им. Как голова правителя, оттиснутая на монете, являет собою образ его, так и Христос есть «образ ипостаси» Отца (Евр 1:3). Сам Иисус выразил это так: «Всякий видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Следовательно, всякий, кто видел Христа, воспринимаемый зрением образ Бога невидимого, опосредствованно (не прямо) «видел» Бога. Ибо, как написал Иоанн, «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).

И Павел писал о «невидимом» Боге (1Тим 1:17); но Христос в Себе, видимом, дал совершенное представление об этом Боге. Хотя слово «образ» (ейкон) не всегда предполагает совершенство отображения (сравните 1Кор 11:7), данный контекст требует именно такого его понимания. Упомянутое ейкон подразумевает отражение или воплощение самой сути чего-то или кого-то.

В Евр 10:1 о законе сказано как о «тени» (будущих благ), а не как о «самом образе» (вещей); «тень» противопоставляется «образу», который есть Христос (сравните Кол 2:17). Итак, превосходство Христа (Его первенство) прежде всего видно из Его особых взаимоотношений с Богом Отцом. Сын является Его совершенным подобием, дающим о Нем полное представление.

Во-вторых, превосходство Христа явствует из Его взаимоотношений с творением. Христос рожден прежде всякой твари. Хотя с грамматической точки зрения это место можно было бы перевести и как «первенец в творении», с точки зрения контекста такой перевод невозможен — по пяти причинам:

1) Цель всего этого раздела, да и книги, — показать превосходство Христа над всем. 2) Имеющиеся в разделе другие определения Христа — как Создателя всего сущего (1:16), Которым «все стоит» (1:17), и т. д., явно говорят о Его первенстве и превосходстве над творением. 3) «Первородный», Который «создал все», не мог быть частью творения, так как нельзя сотворить самого себя. («Свидетели Иеговы» в своем переводе Библии шесть раз дописали в этом тексте слово «другие» — с тем, чтобы показать, что Христос создал «все другое» творение после того, как был создан Сам! Однако в греческом тексте слова «другие» нет.) 4) Сказано, что «Первородному» поклонятся все ангелы (Евр 1:6), но ведь поклонение «твари» запрещено Богом (Исх 20:4−5). 5) Как «рожденный прежде всякой твари» переведено греческое слово «Прототакос», но если бы Христос был «первосотворенным», то здесь стояло бы слово «протоктисис».

Понятие «первородный» свидетельствует о двух вещах в отношении Христа: Он уже существовал до начала творения, и Он стоит над ним как его Властелин.

В Ветхом Завете перворожденный обладал особыми правами и привилегиями, вытекавшими из приоритета его рождения (Исх 13:2−15; Втор 21:17). В уста Иисуса, заявляющего о Себе, что Он есть «первый» (Откр 1:17), вложено слово, означающее по-гречески «абсолютное первенство». В Пс 88:28 читаем: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли».

Хотя это сказано о Давиде, но относится также и к Мессии, как это видно из Откр 1:5, где Христос назван «первенцем из мертвых» (сравните с Кол 1:18) и одновременно — «владыкою царей земных». Итак, фраза «рожденный прежде всякой твари» говорит как о приоритете Христа над всем творением (во времени), так и о Его владычестве над ним (по положению).

Кол 1:16−17. Третье определение Христа в том, что Им создано все. Все Им (греческая фраза «ди аутоу» говорит о том, что Он явился причиной творения, послужив орудием его) и для Него (ейз аутон — в Нем же и конечная цель творения) создано и Им (ен ауто) все стоит (т. е. Христос является и причиною сохранения всего сущего). Он Тот, через Которого все сущее не только обрело бытие, но и продолжает «быть».

В Новом Завете есть еще два места, параллельные этому по смыслу: «Все чрез Него начало быть» (Ин 1:3) и «чрез Которого и веки (миры) сотворил» (Евр 1:2). Отец, таким образом, является Первопричиной (Первоисточником) вселенной, а Сын — тем фактором, посредством которого она начала быть. Другими словами, Сын явился главным действующим фактором творения, и в этом смысле — «началом создания Божия» (Откр 3:14).

Сыном — Творцом создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое, т. е. вся вселенная — как материальная, так и нематериальная. Ангельская иерархия, как раскрывается она здесь, — престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — свидетельствует о высокой организованности духовного мира; и в эту-то неведомую им сферу были «втянуты» колоссяне через поклонение ангелам (Кол 2:18), тогда как царит над нею Христос, и только Он достоин поклонения (Еф 1:21; Еф 3:10; Еф 6:12; Флп 2:9−10; Кол 2:10, 15).

Кол 1:18. Четвертое определение: Он есть глава тела Церкви — помимо того, что является Господом вселенной (сравните Еф 1:22−23; 5:23). Здесь речь идет о невидимой вселенской Церкви, составляемой всеми уверовавшими во Христа, которые в момент своего уверования были крещены Духом Святым (1Кор 12:13).

Эта работа Духа началась в день Пятидесятницы (Деян 1:5; Деян 2:1−2; Деян 11:15−16). В «теле» Христовом нет «ни иудея, ни еллина» (Гал 3:28), но все, составляющее его, есть новая тварь в Боге (Еф 2:15). Церковь — «это тайна… которая не была возвещена прежним поколениям» (Еф 3:4−5 сравните с Рим 16:25−26; Кол 1:26).

Пятое определение: Христос есть начаток, первенец из мертвых (сравните Откр 1:5).

Он был первым, Кто воскрес в бессмертном теле (1Кор 15:20), и на этом основании возглавил, как Родоначальник ее, совершенно новую группу в человечестве, принципиально иного, так сказать, ранга и звания. Кроме того, воскресение Христа ознаменовало Его победу над смертью (Евр 2:14; 1Ин 3:8). Он сделался «первенцем из умерших» в том смысле, что воскрес, чтобы (в отличие от других) никогда более не умирать. «И открылся Сыном Божиим в силе… чрез воскресение из мертвых» (Рим 1:4). То есть явил в Себе эту «силу жизни не престающей» (Евр 7:16), действием которой живет вечно.

Цель всего этого в том, чтобы иметь Ему во всем первенство. Христос поставлен над творением. Он превосходит все. Тот самый вечный логос — «Слово» (Ин 1:1), которое «стало плотию» (Ин 1:14), и «смирило Себя» (Флп 2:8), было затем превознесено Отцом «превыше всего», и дано Ему имя «выше всякого имени» (Флп 2:9).

Кол 1:19. Шестым признаком, определяющим превосходство Христа, является то, что в Нем обитает всякая полнота. Позже Павел скажет: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (2:9). Этот же стих (Кол 1:19) содержит одну из самых исчерпывающих в Новом Завете характеристик Божественности Иисуса Христа (сравните Евр 1:8). «Полнота» (плерома) — одно из ключевых слов в послании к Колоссянам — употреблено апостолом в 1:19 и в 2:9 (однокорневой глагол плероо встречаем в 1:9, 25; 2:10 и 4:17). В Новом Завете понятие «полноты» применяется к целому ряду вещей, включая и самое бытие Бога (Еф 3:19), а также время (Гал 4:4) и благодать во Христе (Ин 1:16). О совершенной полноте Божества здесь сказано, что Отцу было угодно, чтобы она обитала (катоикесаи — «неизменно пребывала») во Христе.

Кол 1:20. Седьмое определение превосходства Христа состоит в том, что Он есть Примиритель. Бог пожелал посредством Его примирить с Собою все. Под словом «Все» подразумеваются добрые ангелы и не искупленные люди, поскольку тут сказано только о земном и небесном. Находящийся же в «преисподней» (Флп 2:10) примирению не подлежат. Относительно восстановления Богом природы комментарий на Рим 8:19−21, а относительно примирения с Ним грешников — комментарий на Рим 5:10−11 и на 2Кор 5:17−20. Важно отметить, что Бог примиряет людей с Собою, а не Сам примиряется с людьми.

Ибо человечество по своему выбору оставило Бога и нуждается в возвращении к Нему. Заметим, что во 2Кор 5:19 говорится о примирении в юридическом смысле слова, в каковом «мир» и получает возможность спасения через смерть Христа. В другом месте Павел писал о «многих» (т. е. о тех, кто удостоятся обильной Божией благодати), которые сделаются праведными благодаря крестной смерти Христа (Рим 5:19). Умиротворив… Кровью креста Его означает, что кровь Господня, пролитая на кресте, побудит бывших врагов Божиих (Рим 5:10; Кол 1:21) стать по вере Его друзьями и Его детьми (Еф 2:11−19).

Д. Примирение во Христе (1:21−23)

Кол 1:21. Сказав о седьмой «ипостаси» Христа как Примирителя, Павел разрабатывает эту тему. Необходимость в примирении возникла по причине отчуждения или отпадения людей от Бога, Который есть Источник жизни (Еф 2:12; Еф 4:18). До своего обращения и колоссяне были врагами Богу по своей наклонности (расположению) к злым делам, что проявлялось и в поведении их, т. е. внешне (сравните Гал 5:19), а не только было «внутренним» признаком их. Не по причине своего греховного поведения люди противятся Богу — они грешат потому, что в сердце Своем враждебны Ему.

Кол 1:22. Примирение грешников с Богом происходит в теле плоти (т. е. в физическом теле) Христа, смертью Его. Те колоссяне, которые впали в ересь и держались гностической тенденции с уклоном в учение древнегреческого философа Платона, не признавали за Христом ни истинно человеческого, ни подлинно Божественного начала. Между тем, как объяснял апостол Иоанн, исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1Ин 4:2) было необходимо.

Ибо духи не умирают, а «без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). Для того, чтобы искупить людей, Христос Сам должен был стать истинным Человеком (1Тим 2:5; Евр 2:17). Другими словами, непременными факторами их спасения были реальное физическое тело Христа и Его реальная смерть (сравните Рим 7:4; Евр 10:10).

Итак, цель смерти Христа носила искупительный характер и состояла в том, чтобы представить вас святыми… Тут может подразумеваться как полная юридическая «неподсудность» уверовавшего человека, так и его внутреннее совершенство. В конечном счете Божие предвидение в отношении как верующих, так и смерти Христа, заключалось в том, что эта смерть станет основанием для юридического оправдания верующих (Рим 3:21−26), их поступательного освящения (Рим 6−7) и в конце-концов — прославления (Рим 8). Как писал Павел в Послании к Ефесянам: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтоб мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф 1:4).

Христиане — непорочны (амомоус; сравните Еф 1:4 и Флп 2:15; сравните с Еф 5:27, где сказано: «без порока») во Христе, и, кроме того, — неповинны (в смысле — «освобождены от вины»). Это последнее слово (аненклетоус) встречается в греческом тексте Нового Завета пять раз и только в посланиях апостола Павла (здесь, а также в 1Кор 1:8; 1Тим 3:10; Тит 1:6−7; правда, в русском тексте оно в трех последних случаях переведено как «беспорочны» и «непорочен»).

Под этими словами апостол понимает тех, кого не в чем обвинить. Сатана, как известно, «клеветник братий наших» (Откр 12:10), т. е. он постоянно выдвигает обвинения против верующих, однако, Христос является их «Ходатаем» (1Ин 2:1) или Защитником перед Отцом Небесным. Таким образом благодаря Христу верующие подлежат освобождению от вины (Рим 8:33). Виновные становятся в Нем невиновными, и осужденные получают освобождение.

Кол 1:23. Такое примирение во Христе становится возможным только по твердой вере — если только пребываете в вере. Вера колоссян была построена (подобно зданию) на твердом основании (сравните 1Кор 7:37; 1Кор 15:58), а потому Павел не сомневался, что они не ослабеют в ней. Смысловое ударение в этой фразе скорее стоит на надежде благовествования — да «не отпадают» колоссяне от уверенного ожидания исполнения того, что обещано в этом Евангелии примирения не только им, но и всему миру — всей твари поднебесной.

Здесь, конечно, образное выражение, указывающее на универсальность Евангелия (благовествования), и не предполагающее, что каждый человек на Земле слышал благовестие Павла. Подобный же речевой прием находим в Деян 2:5, где подразумеваются многочисленные люди из разных стран; очевидно, что там не было, к примеру, никого из Южной или Северной Америки (сравните Быт 41:57; Рим 1:8).

Е. Откровение тайны Христовой (1:24−27)

Кол 1:24. Примирение во Христе иудеев и язычников, соединенных в одном теле, — тайна, открываемая только в Сыне Божием. Павел радовался тому, что мог пострадать за них и тем восполнить недостаточность собственных скорбей, по сравнению со скорбями Христовыми. Апостол не имел, конечно, в виду, что Христос недостаточно пострадал на кресте (Рим 3:21−26; Евр 10:10−14). И речь тут не идет о спасении, но — о служении. Спасение дается лишь страданиями Христа (1Пет 1:11; 1Пет 5:1; Евр 2:9).

Однако возможность пострадать за Спасителя — привилегия верующих (2Тим 3:11; 1Пет 3:13−14; 1Пет 5:9; Евр 10:32). Слово флипсис, переведенное как «скорбей» — и нигде не употребляемое в Новом Завете по отношению к смерти Христа — означает «переживания», «трудные обстоятельства» или «несчастья» всего этого было немало в жизни Павла; 2Кор 11:23−29.

То есть это слово применялось обычно к житейским переживаниям, а не к страданиям, сопутствующим смерти. Христос и сегодня скорбит, когда христиане страдают за Него. Некогда Он обратился с вопросом к Савлу (ставшему впоследствии Павлом): «Что ты гонишь Меня?» (Деян 9:4). Поскольку Церковь — тело Христа, то Он страдает, когда страдает она. И вот ради тела Христова Павел добровольно и с радостью принимал страдания (Флп 1:29).

Кол 1:25−26. Он был посланным Богом служителем истины, т. е. слова Божия. Лжеучители, проповедовавшие ересь в Колоссах, хвалились тем, что получили «полноту» познания в результате своих мистических переживаний. Но Павел заявляет, что полнота тайны — только во Христе. Под «тайной» он понимает то, что ранее было сокрыто, и теперь колосские еретики считали ею некое тайное учение, могущее стать достоянием лишь избранных и остающееся недоступным людской массе.

Тайна, хранившаяся до времени во Христе, т. е. Церковь, в ветхозаветное время не была известна, будучи сокрытою от веков и родов. И только ныне, пишет Павел, открылась она святым Его. В дни Ветхого Завета тайна не могла быть открыта потому, что Церковь есть тело Христово, возникающее в результате Его смерти на кресте. Сам Иисус, будучи на земле, еще говорил о Церкви в будущем времени (Мф 16:16−18).

А поскольку она как тело Его соединяется воедино посредством крещения Духом Святым (1Кор 12:13), то днем ее рождения стал день, когда это крещение свершилось (Деян 1:5; 2). Вскоре после этого осознал и Савл, что Церковь, это мистическое тело Христа, уже существует, а он — ее гонитель (Деян 9:4; сравните Гал 1:13).

«Тайна» Церкви не означала, однако, что до прихода Христа на землю спасение и благословение язычников не было предусмотрено (Лк 2:29−32; Ам 9:11−12). Нет, она заключалась не в том, что язычники будут спасены, а в том, каким образом они могут стать «сонаследниками» (Еф 3:6) иудеев, обладающими такими же, как те, правами, и как будет уничтожена разделявшая их преграда (Еф 2:12−14).

В Ветхом Завете язычники, уверовавшие в Бога и принявшие иудаизм, все-таки оставались людьми «второго сорта», по сравнению с евреями. Тот особый союз между людьми, в котором нет «ни иудея, ни еллина» (3:28), не мог возникнуть прежде, чем умер Христос и Дух Святой сошел на землю для крещения верующих в одно «новое тело».

Кол 1:27. Бог благоволил показать, т. е. открыть тайну новозаветным святым — открыть им свою извечную цель во всем богатстве славы (т. е. Божественном сиянии). Удивительно, что на этот раз откровение было дано язычникам — тогда как в прежние времена особых Божиих откровений удостаивались лишь евреи (Рим 2:17; 3:1−2; 9:4). Теперь же те, которые были «некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф 2:13).

Тем, которые ранее «не имели надежды и были погибающими», твердая надежда — Сам Христос, Который в них (Христос в вас, т. е. в язычниках — Кол 1:27). По богатству Божией славы Он Колоссянам 1:28 — 2:7 поселяется во всех верующих, подавая им надежду на будущую славу (упование славы). Верующие, таким образом, во Христе (2Кор 5:17; Еф 1:4), а Христос — в них (сравните Рим 8:10; 2Кор 13:5). И разделение славы с Ним — это то, что ожидает их в грядущем (Кол 3:4; Рим 5:2; Рим 8:18, 30; 2Кор 4:17; Гал 5:5; 1Пет 5:10, сравните также с Рим 8:24).

Ж. Совершенствование во Христе (1:28−29)

Кол 1:28−29. Проповедуя этого Христа, ныне обитающего и в верующих язычниках, апостол вразумлял всякого человека в научал всякой премудрости (сравните 3:16). Необходимость в этом несомненно возникла и по причине еретического учения о Христе, распространявшегося в Колоссах. «Вразумлять» в этих условиях надо было, соблюдая мудрость (сравните 4:5−6), — ведь Павел не хотел, чтобы кто-нибудь из колоссян запутался в сетях еретиков, но стремился каждого из них представить совершенным во Христе Иисусе (сравните Иак 1:4).

То есть не хотел и того, чтобы они оставались духовными младенцами (1Кор 3:1−2), а желал видеть их духовно зрелыми (Евр 5:11−14). И в других случаях молился апостол о полном освящении верующих (1Фес 5:23). Благовестие, полученное им, он тоже проповедовал во всей его «полноте», движимый желанием, чтобы христиане достигли «полноты» жизни, обещанной им Христом «жизни с избытком» (Ин 10:10). Для чего и трудился Павел со всею силою, которую давал ему Бог. Изнурительным был этот труд (1Кор 15:10, 58; Гал 4:11; 1Фес 1:3) — добиваться духовной зрелости верующих, и только благодаря могущественно действовавшей в апостоле силе Христовой был он успешен в нем.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Колоссянам, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Колоссянам 1 глава в переводах:
Колоссянам 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.