Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Колоссянам 2 Колоссянам 2 глава

3. «Премудрость и ведение» во Христе (2:1−5)

Кол 2:1. Павел «подвизался» и совершал труд любви (совершал подвиг — греческое слово «агоона» буквально означает «борение») не только среди тех, кого он знал лично, но и ради тех, кто не видел лица его во плоти. В этих словах содержится ясное указание на то, что не Павел основал эту и другие христианские общины в долине реки Лика. Упоминание о Лаодикии (и Иераполе), сравните 4:16 — свидетельствует о том, что ересь проникла и туда, хотя возникла она, по-видимому, сначала в Колоссах.

Кол 2:2−3. Павел называет цель, с которой совершает свой «подвиг» дабы утешились (в значении «исполнились мужества») сердца их, соединенные в любви. Без веры и убежденности, как и без подлинного единства, не может быть полного понимания (здесь «синесеос» — «способность проникновения в сущность») истины. В отношении Божией истины такое проникновение в сущность невозможно без полной отдачи Ему себя. Центром этого «разумения» является Христос.

Проникновение в сущность Божиих путей дает верующим способность познавать Христа во всей Его полноте. Христос, будучи тайной Бога, открывает Отца людям (Ин 1:18; Евр 1:2−3). Ибо в Нем сокрыты (Кол 1:26) все сокровища премудрости (софия — 1:9) и ведения. Ведение (знание) дается восприятием истины, а мудрость заключается в применении полученного знания к жизни.

Благоразумное суждение так же зависит от знания, как от мудрости зависит благоразумное поведение. Источник того и другого — только во Христе (Рим 11:33; 1Кор 12:8), Который и есть «премудрость», кажущаяся миру безумием, и одновременно — сила Божия (1Кор 1:21−25), дающая верующему «праведность, святость и искупление» (1Кор 1:30).

Кол 2:4−5. Только полное знание и мудрость Христова могут сохранить верующего от обольщения вкрадчивыми словами (фитанология — встречается в Новом Завете только здесь и означает «убедительно звучащие речи», в отношении которых подразумевается, что построены они на ложных аргументах). Истина не всегда звучит убедительно, и порой ошибочная точка зрения убеждает более. Все зависит от того, насколько полно познал человек истину и до конца проникся убежденностью в ней. Находясь духом с колоссянами, апостол радовался преобладанием благоустройства (сравните 1Кор 14:40) в их среде, видя твердость (их) веры во Христа.

И. Призыв жить во Христе (2:6−7)

Кол 2:6−7. Этими двумя стихами завершается тема, начатая в 1:15. Вот вкратце итог сказанного Павлом: Христос был превознесен Богом Отцом превыше всего сущего (1:15−20); в Нем —

а) примирение творения с Богом (1:21−23), б) откровение тайны Божией (1:24−27), в) усовершенствование верующих (1:28−29) и г) высшая мудрость (2:1−5). Поэтому христианам следует постоянно пребывать в Нем (стихи 6−7).

Жизнь христианина должна продолжаться так же, как она началась: как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем. К этому Павел призывал и других верующих (2Кор 11:4; Гал 1:6). Поскольку изначально вера их была заложена на фундаменте апостольского благовестия, он призывает их не оставлять того, что санкционировано Богом, — ради человеческого мудрствования.

Ведь, будучи укоренены во Христе в прошлом, они могут изо дня в день утверждаться в Нем и постоянно укрепляться в вере. И тогда не будут они «увлекаемы» то туда, то сюда — в зависимости от того, куда подует «ветер учения» человеческого (сравните Еф 4:14). Утверждаясь во Христе, верующие все более преуспевают в вере и исполняются благодарности Богу (сравните Кол 1:12).

II. Полемическая часть: возвышенная жизнь во Христе (2:8−23)

Вслед, за увещанием верующих продолжать пребывать во Христе (2:6−7), в Ком обитает Божественная полнота и в Ком — источник полного искупления, Павел переходит к осуждению возникшей в Колоссах ереси, которая уводит христиан от Господа.

А. «Гностики» ошибаются, отрицая Божественность Христа (2:8−10)

Кол 2:8. Павел был озабочен тем, чтобы лжеучители не увлекли колосских христиан философиею и пустым обольщением (сравните стих 4). Но он выступает здесь не против философии вообще, а против той лжефилософии, которая заявила о себе, в частности, в Колоссах, и была ни чем иным, как «пустым обольщением», будучи основана на человеческих представлениях, а не на Христе. Истинно христианская философия «пленяет всякое помышление в послушание Христу» (2Кор 10:5).

Ведь философия значит «любовь к мудрости», но если кто-то возлюбил мудрость, которая не есть Христос (Источник всякой мудрости и знания — Кол 2:3), то возлюбил «пустоту». О таких людях апостол говорит как о «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим 3:7). Их философия основана на мирских принципах (соответствует стихиям мира; по-гречески здесь «стоихейя» — «простейшие, вещественные принципы», может быть — «первичные духи» — Кол 2:20; Гал 4:3, 9).

То есть тут могут подразумеваться и злые духи, инспирирующие еретические представления, над которыми Христос одержал победу (2Кор 4:3−4; Еф 6:11−12). А потому любая философия, игнорирующая Христа, является не просто мирскою, но и демоническою, и Богу угодной быть не может. Христиане, утратившие бдительность, рискуют попасть в расставленные ею капканы.

Кол 2:9. Философия, построенная на тщетных человеческих рассуждениях, не может обладать «полнотою» (πλήρωμα). Ибо в Нем обитает вся полнота Божества. Значит, и человек может обрести «полноту» только во Христе. Все, что вне Его, — пустота. Как сказал философ Жан Поль Сартр: «Жизнь — это волнение на море небытия» (сравните Еккл 1:14−18). Греч, «теотетос», переведенное как «Божество», — сильно звучащее слово (в Новом Завете встречается только здесь), которым подчеркивается Божественная сущность Христа.

Выразившаяся во всей своей полноте телесно, т. е. в телесной форме, эта Божественная сущность была и остается и истинно человеческой (сравните Кол 1:22). Между тем, возникшее в первом веке еретическое учение (предтеча гностицизма) ставило под сомнение как Божественную, так и человеческую природу Христа. Державшиеся этого учения объявляли Христа ангелом, имевшим не реальное тело, а только видимость его. В противоположность им Павел утверждает здесь «полноту» Христа и как Бога и как подлинного человека (1Ин 4:1−6).

Кол 2:10. Как во Христе вся «полнота» Божества (стих 9), так и верующие имеют полноту в Нем. Ибо источник их (полноценной) жизни — в Его полноте. Через Него они сделались причастниками Божественной природы (2Пет 1:4), как сказано «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин 1:16).

Это, конечно, не означает, что верующие отождествились с Создателем, однако, во Христе они стали причастниками Его естества. Частью тела Того, Который есть глава (сравните Кол 1:18) всякого начальства и власти (сравните 1:16; 2:15), включая и те силы, которые соблазном пытались вовлечь колоссян в жизнь «по стихиям мира, а не по Христу».

Б. «Законники» ошибаются, ибо истинно то, что во Христе (2:11−17)

Кол 2:11−12. От рассмотрения богословских ошибок лжеучителей Павел переходит к их практическим ошибкам, т. е. от их «гностицизма» — к их «законничеству». Колосским язычникам, уверовавшим во Христа, не было необходимости исполнять иудейские религиозные правила и обряды, такие, как обрезание. Они уже подверглись обрезанию во Христе.

Не рукою человека (сравните Еф 2:11), но Христом было совершено это духовное обрезание, выразившееся в «сораспятии» верующих с Господом и, как следствие этого, — в совлечении с них греховного тела плоти; «обрезанием в сердце» называет это апостол в Рим 2:29. Выражение тело плоти (сравните с «плотским… умом» в Кол 2:18) надо понимать в значении «греховной природы»; она-то и была решительно устранена Христовой смертью и его воскресением. То, чем люди сделались в Адаме, — грешными, падшими, испорченными — было разрушено Христом. В Нем верующий стал «новой тварью» (2Кор 5:17). Имея в качестве своего главы Самого Иисуса Христа, он подчиняет свою жизнь Его власти и живет уже не по закону Моисея, а по Христу.

Греч, «апекдисеи», переведенное как совлечением (буквально означает «полное отделение от чего-то»); в Новом Завете встречается только здесь. Это «отделение» от своей прежней жизни или «совлечение» с себя «ветхой» грешной природы происходит в момент спасения, когда верующий погребается с Ним в крещения Духом Святым (1Кор 12:13) и совоскресает с Ним к новой жизни. Водное крещение является символом этих «погребения» и «воскресения»; погружение в воду символизирует погребение с Христом, а выход из воды — воскресение по вере в силу Бога к «новой жизни» (Рим 6:4).

Кол 2:13−14. Прежде чем человек был освобожден для этой новой жизни во Христе, он был мертвым во грехах и в необрезании плоти (сравните с «земными членами» в 3:5 и с «ветхим человеком» в 3:9). Смерть означает отделение, а не полное исчезновение, и даже неспасенные люди носят в себе образ Божий (Быт 9:6; Иак 3:9); но они отделены от Бога. Лишенные духовной жизни, они, однако, продолжают жить жизнью земной. Но уверовавших Бог воскресил для духовной жизни. Он оживил (их) вместе с Ним (сравните Еф 2:1−6). Та же самая сила (сравните Кол 1:29), которая воскресила Христа из мертвых (2:12), воскрешает к духовной жизни (стих 13) уверовавших грешников.

Эта новая жизнь наступает тогда, когда Бог прощает нам все грехи, истребив бывшее о нас рукописание. Так здесь назван записанный закон, перед лицом которого все люди становятся виновными (Рим 3:19); потому Павел и пишет: которое против нас. Однако во Христе закон был исполнен (Рим 8:2), и потому надобность в нем отпала (Гал 3:25; Евр 9:12). Законники потому и были неправы, что во Христе верующие как бы делались мертвыми для закона.

Этот записанный свод правил и установлений, т. е. Закон, был подобен долговому обязательству. И поскольку люди не были в состоянии исполнить его, он превращался для них в свидетельство о банкротстве. Несостоятельные должники приравниваются, как известно, к преступникам. Однако Христос Своею смертью снял с них обвинение в преступлении: взял («рукописание») от среды и как бы пригвоздил (его) вместе с Собою ко кресту, показав тем самым, что долг уплатил Он. Так перед верующими была открыта дверь в новую жизнь.

Кол 2:15−17. Исполнив требования закона, Христос отнял силы у начальств и властей, т. е. у духов зла (1:16; 2:10), восторжествовал над ними Собою (2Кор 2:14). Не ясно ли, что в результате христиане получили освобождение от власти этих злых сил, которые в конечном счете и побуждали людей упорствовать в исполнении законнических предписаний, касающихся пищи и праздников.

Никто не вправе осуждать вас за пищу или питие — именно потому, что уверовавшие во Христа получили освобождение от требований закона — тех, которые перечислены в Лев 11; 17 и Втор 14. Что бы ни ели люди, Бог не осуждает их за это. Он прямо говорит, что можно употреблять любую пишу, потому что все сотворено Им, «дабы верные и познавшие истину, вкушали с благодарением» (1Тим 4:3).

Учения, запрещающие это, вопреки разрешению, данному Богом, апостол Павел называет «учениями бесовскими» (1Тим 4:1); колоссянам он напоминает о том, что Христос победил демонов (2:15). Эта свобода, полученная верующими, распространяется и на праздники — такие, как новомесячие или суббота (Гал 4:10). Те, кто стремились подвести христиан под ярмо закона, производили искусственное разделение между так называемыми «церемониальными» и «нравственными» установлениями его; они же утверждали (и утверждают в наши дни), что закон о субботе остается в силе.

То, что это неверно, можно видеть из следующего: 1) Заповедь о субботе — единственная из всех, не нашедшая подтверждения в Новом Завете; 2) Первые христиане — после распятия Господа и воскресения Его в первый день недели (Деян 20:7; 1Кор 16:2) — стали собираться именно в этот день, т. е. в воскресенье (Мк 16:1−2; Ин 20:1); 3) В Библии нигде не проводится разделение между «нравственными» и «церемониальными» законами (впервые оно возникло лишь в 13 веке); 4) В этом месте послания к Колоссянам апостол недвусмысленно обвиняет тех, кто требуют соблюдения субботы; 5) следуя выражению Павла, установления Моисеева закона, включая и предписание относительно субботы, были лишь тенью будущего, тело же, т. е. суть вещей, реальность — во Христе (сравните Евр 8:5; Евр 10:1). То, что Ветхий Завет предвещал, Христос исполнил (Мф 5:17; Рим 8:3−4). Тень — это только образ предмета, воспроизводящий его форму. Тот, кто нашел Христа, т. е. суть, не имеет более нужды в ветхой оболочке («тени»).

В. Исповедующие мистические учения неправы — первенство во всем имеет Христос (2:18−19)

Кол 2:18. В англ. переводе Библии здесь звучит дополнительная мысль, а именно, что «обольщающие» христиан, т. е. увлекающие их в сторону от Господа, к «тени» закона, лишают их предназначенной им духовной награды. Как судья в спортивных соревнованиях лишает приза того, кто свернул с беговой дорожки, так будут лишены награды и те, кто уйдут в сторону от Христа (1 Кор. 3:10−15). Некоторые еретики, соблазняющие верующих, носят маску напускного (по-русски «самовольного») смиренномудрия, и именно о таковых писал Павел Тимофею как об «имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся» (2Тим 3:5), потому что сила благочестия — во Христе (Рим 8:3−4).

Именно потому, что благочестие законников не было искренним, оно не препятствовало им в их служении Ангелам, под предлогом, что Богу они служить недостойны, а ангелы, мол, посредники между Ним и людьми. Между тем, Писанием служение ангелам запрещено (Исх 20:3−4; сравните с Откр 22:8−9). Законничество как учение само инспирировалось падшими ангелами (1Тим 4:1), теми «примитивными духами», которые сопутствуют «вещественным началам мира» (Гал 4:3), или примитивным, дохристианским, началам познания мира; они-то и пытаются склонять христиан к мистическим медитациям и действиям, чтобы через это ввергнуть их в рабство, сделав зависимыми от себя. Согласно другим переводам — лжеучители «пытаются вникать в то, что видели» (подразумевается — в видениях), заносясь (безрассудно надмеваясь) на этом основании. Виной тому их плотской, т. е. греховный ум.

Кол 2:19. Хотя верующий в мистические силы и поддерживающий контакты с ними полагает, что тем самым достигает «высшей реальности», на деле он лишь теряет связь с Главою (Христом), Который один дает «телу» расти возрастом Божиим (сравните Ин 15:1−5). Истинная духовность дается не этим и не согласованием своего существования с законами и установлениями, которые всего только «тень», но соединением с Жизнью, которая и есть реальность.

Не будучи скреплено жизненными связями (духовными «сухожилиями» и «мускулами»; по-русски — составами и связями) с Главой, тело Христово не может расти. Сам Иисус выражает эту мысль, прибегав к образу виноградной лозы: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5)

Г. Неправы проповедующие аскетизм — истинный «иммунитет» ко греху — во Христе (2:20−23)

Кол 2:20−21. Законничеству и мистицизму (идеологии и практике их) сопутствовали Колосянам 2:22 — 3:2 философия и практика аскетизма, выражавшиеся в псевдодуховной системе запретов: Не прикасайся, не вкушая, не дотрагивайся. Своего рода законничество проявилось уже в том преувеличении, с каким Ева передала змею слова Бога: «и не прикасайтесь к ним (плодам дерева познания добра и зла), чтобы вам не умереть» (Быт 3:3; сравните с Быт 2:16−17). Потребность в аскетизме произрастает из чувства вины, из сознания своей греховности.

Но Христос смертью Своею «упразднил» человеческий грех (Кол 2:13−14). А поэтому, если верующие со Христом умерли для стихий мира (сравните толкование на стих 8), то больше не должны покоряться им по велению плоти. Только тот, кто остается «живым для греха» (Рим 6:2−7), вынужден подчиняться ему. Мирские живут по мирским правилам, включая тех, кто в показном своем смирении и ложном благочестии дерзают вступать в контакты с ангельскими силами. Но подлинная духовность выражается в жизни, направляемой силою Духа Святого, в единстве со Христом, Которым верующий умер для греха. Ибо мы знаем, что «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (Рим 6:6).

Кол 2:22−23. Какой же смысл верующим держаться — по заповедям и учению человеческому — запретов касательно пищи и питания, т. е. всего того, что истлевает от употребления? Аскетизм — это не более чем придуманная людьми система правил (часто основанная на вырванных из контекста местах из Моисеева закона). Форма аскетизма, проповедовавшаяся колосскими лжеучителями, вырастала таким образом из законничества.

А показательным примером его в новозаветное время являлись настоятельные предписания обрезания, которое евреям было вменено Богом как знак веры (Рим 4:11), тогда как «законники» пытались утвердить его как условие получения благодати (Гал 2:21). Следование такого рода придуманной людьми религиозной практике только имело вид мудрости (софше — сравните Кол 1:9; Кол 2:3); изнурение же тела и небрежение о нем никакой духовной ценности, по убеждению апостола, не имели.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Колоссянам, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Колоссянам 2 глава в переводах:
Колоссянам 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.