I. Вступление (1:1)
Соф 1:1. Слово Господне… было — с такого же вступления начинаются книги Осии, Иоиля и Михея. В нем прямо назван Божественный источник послания, полученного пророком.
Как уже говорилось во Вступлении к этим толкованиям, только в случае Софонии родословие пророка прослеживается до четвертого поколения. Повторим, что подробный характер этого родословия, включающего Езекию, которого обычно отождествляют с носившим то же имя царем иудейским, подводит многих богословов к выводу о принадлежности Софонии к царскому роду.
II. О дне суда Господнего (1:2 — 3:8)
Два главных мотива звучат в пророчестве Софонии: а) мотив гнева Божиего; день излияния его приближается: опомнитесь, покайтесь!, и б) мотив утешения; пророк возвещает, что, не отменяя суда, Бог не отменит и милостей, обещанных Им по завету: в будущем наступит время, когда Он восстановит разрушенное, пострадавшее, уничтоженное.
В этой связи обращает на себя внимание построение у Софонии пророчества о суде. Оно начинается с мрачного возвещения его над всей землей (1:2−3), и им же заканчивается (3:8). В промежутке дважды звучит у Софонии тема суда над Иудеей и/или Иерусалимом (1:4 — 2:3; 3:1−7), и одни раз — применительно к народам (2:4−15). (Мотив утешения возникает лишь в завершении книги; 3:9−20.)
А. О суде над всей землей (1:2−3)
Соф 1:2−3. Пророк весь под воздействием полученного им откровения, он одержим им, поглощен мыслью о неизмеримом значении его. И потому оно как бы внезапно срывается с его уст: Софония не заботится о смягчающем вступлении, о подготовке слушателей к получению страшного известия. Суд грядет, он грядет на всю землю! О таком же суде над миром писал и пророк Исаия (Ис 24:1−6, 19−23). Софония от общей констатации грядущего бедствия в 1:2 переходит к деталям массового истребления в 1:3. От имени Господа он говорит, что истреблены будут люди и скот, птицы и рыбы.
Некоторые обращают внимание на обратный характер перечисления здесь, по сравнению с тем, которое имеет место при описании творения в книге Бытие. Там первыми названы рыбы (Быт 1:21а), затем птицы (1:21б), потом скот и дикие звери (Быт 1:24) и наконец человек (1:26). Возможно, описываемое им истребление Софония воспринимал именно как нечто противоположное акту творения.
Нельзя, однако, не заметить, что сразу по перечислении всего и вся, подлежащего истреблению, следует фраза, ограничивающая масштабы его; это фраза о нечестивых и связанных с ними соблазнах; в сущности целью истребления являются они (рассадник и источник греха). (Сомнения в этом не оставляет и пророк Иеремия; Иер 25:31−33.) А если бы не так, то трудно было бы логически увязать сказанное тут с пророчеством об остатке в 3:9−13.
По мнению одного из отцов Церкви, Софония, в гиперболических выражениях, угрожает Иудее опустошительными войнами, которые на древнем Востоке порой огромные территории действительно обращали в зоны смерти (к примеру, 4Цар 3:19, 25).
Б. О суде над Иудеей и Иерусалимом (1:4 — 2:3)
Начав с общей, или так называемой большой, посылки (суждения) о гибели, надвигающейся на мир, пророк вслед за этим переносит все свое внимание на Иудею и Иерусалим. Это явление — когда за высказыванием или утверждением общего плана автор переходит к деталям и частностям — характерно для книг Ветхого Завета (сравните Быт 1:1 с Быт 1:2−31).
Прежде всего, пророчество Софонии в этой его части (1:4 — 2:3) явно говорит о гибели нечестивых иудеев при вторжении в Иерусалим вавилонской армии (в 586 г. до Р. Х.). Но как же в таком случае возможно, чтобы в то же самое время Софония возвещал о всеобщей гибели (1:2−3)? Не трудно ли осмыслить столь быстрый переход в его речи от событий начала 6-го века до Р. Х. к тому, что, называясь в Библии «днем Господним» (стих 14), явно подразумевает события отдаленного будущего? Ведь очевидно, что покорение халдеями Иудеи событием всемирного характера не являлось.
Как же тогда увязать одно с другим? Ответов может быть несколько. Вот самый общий: в принципе каждый из случаев Божиего суда над нечестивыми жителями земли может быть назван в Библии днем Господним. Второй ответ: сказанное в стихах 2−3 и в 3:8 относится к суду не над всей землей, а только ко вторжению вавилонян в Иудею, о котором Софония говорит на языке поэтической гиперболы. Но следующий ответ будет, пожалуй, наилучшим.
В духовном восприятии Софонии разрушение Иудеи и суд над всей землей как бы слились в одно великое событие: он увидел их как две части этого события, совершающегося в «великий день Господень» (1:14). Гибель народа, к которому принадлежал и сам пророк, будет столь ужасной, что как бы явится возвещением (вводной частью) к дню гнева Божиего (стих 15; 2:2), который прольется на всю нечестивую землю. Позже эта ассоциация Божиего суда над народами и над всем миром с судом Его над Иудеей вновь возникнет у Софонии (сопоставьте 3:6 и 3:8 с 3:1−5). Суд над Иудеей явится таким образом лишь шагом в том «деле гнева», которое Бог совершает в мире и в среде Своего народа.
Ссылки на «день Господень» (раздел «Главные проблемы» во Вступлении к толкованиям на книгу Иоиля) имеются у многих пророков (Ис 2:12; 13:6, 9; Иер 46:10; Иез 13:5; 30:3; Иоиль 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Ам 5:18, 20; Авд 1:15; Зах 14:1; Мал 4:5). В некоторых из указанных стихов или в стихах, непосредственно им предшествующих, либо следующих за ними, день Господень ассоциируется с судом над всей землей (Ис 24).
1. СУДУ ПОДВЕРГНУТСЯ (1:4−13)
а. Идолопоклонники (1:4−7)
Соф 1:4. Софония возвещает своим слушателям, что Господь «прострет руку Свою» — для суда над ними — над Южным царством (Иудеей) и Иерусалимом. Казалось бы, Иерусалим был частью Иудеи. Но не случайно он назван особо: в нем как бы сконцентрировался грех всего царства. Столичный город Иудеи, центр ее государственной и народной жизни, Самим Иеговой предназначенный быть местом особым, ибо на его земле воздвигнут был единственный в мире храм истинному Богу, где Он обещал пребывать вечно, Иерусалим — в царствования нечестивых царей иудейских — не только переставал быть средоточием истинной религии, но превращался в рассадник идолослужения и разврата.
Культ Ваала будет истреблен Иеговой с места сего без остатка, возвещает пророк. Напомним, что Ваал был ханаанским божеством плодородия, которому многие в Иерусалиме поклонялись еще в дни правления судей (Суд 2:13); культ Ваала достиг расцвета в царствование Ахава (3Цар 16:32). Поклонение этому языческому богу сопряжено было с отвратительным развратом. Жертвенники Ваалу возводились нечестивым царем иудейским Манассией (2Пар 33:3, 7), но внук его — Иосия повелел разрушить их (2Пар 34:4). Однако религиозные реформы, начатые Иосией в 622 году, скоро угасли и заметного результата не имели.
Ваалу вновь стали поклоняться повсеместно (Иер 19:5; 32:35). И все-таки, записано было Софонией, наступит время, когда и следов языческого поклонения в Иудее не останется. И даже имена его служителей будут забыты. Под «жрецами и священниками» подразумеваются, согласно оригиналу, два рода служителей Ваала — те, которые не были левитами и назначались в языческие капища царями иудейскими (4Цар 23:5), и те, которые, будучи левитами, по собственному решению оставляли служение истинному Богу и становились служителями идолов.
Соф 1:5−6. Господь истребит идолов и служителей их, а также тех, которые причастны к идолопоклонству. Названы три вида его. И первым — издавна евреям известный культ небесных светил (Втор 4:19), который, однако, широкое распространение получил в Иудее со времен царей Ахаза и особенно Манассии (4Цар 21:3, 5; сравните с 4Цар 23:4−5). Культ этот не был связан со святилищами и не требовал особых служителей: его совершали на кровлях домов (Иер 19:13). Солнце, луна и звезды воспринимались поклонниками «воинства небесного» как божества, на которые можно было воздействовать.
Причастниками второго вида идолопоклонства названы те, которые пытались сочетать поклонение Иегове с поклонением Молоху (евр. слово, переданное по-русски как царем, подразумевает именно Молоха, верховное божество аммонитян; 3Цар 11:33, где Молох назван Милхомом). Речь таким образом о людях раздвоенного религиозного сознания, о тех, кто исповедывал одну из форм религиозного синкретизма. (Напомним, что аммонитяне (Соф 2:8−9) жили на востоке от Мертвого моря.) По словам пророка Иеремии, современника Софонии, евреи приносили в жертву Молоху детей (Иер 32:35; сравните с 4Цар 16:3; 21:6). В ветхозаветном сознании «клясться кем-либо» тождественно было поклонению тому, кем клялись.
Третьими, вызывавшими гнев Божий (стих 6), Софония называет отступников от Господа, не искавших Его и не вопрошавших о Нем. Под вторыми и третьими в стихе 6 понимаются люди, равнодушные к Богу и к религии. Настроения религиозного индифферентизма были, очевидно, естественной реакцией на распространение в ней множества культов (которое особенно усилилось при Манассии). Конечным результатом этого процесса могло быть и, вероятно, было полное неверие какой-то части населения.
Соф 1:7. Умолкни в благоговейном ужасе пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень! — восклицает пророк. Прекратите взывать к Ваалу и к звездам и клясться Молохом, потому что скоро, очень скоро начнет действовать Иегова, единственный истинный Бог. Наступает Его день! (В Ветхом Завете это, повторим, период времени, когда после лет или десятилетий долготерпения в отношении нарушителей правды Его на земле Господь являет Себя грозным Властителем и Судией.) Люди, может быть, забыли о Нем, но Он о них не забыл. Он приготовил нечестивых к жертвенному закланию (подразумевается Иудея), для которого освятил (т. е. отделил — так в еврейском тексте) исполнителей (вавилонские полчища).
б. Князья и принцы (1:8)
Соф 1:8. Первыми объектами гнева Божиего пророк назвал идолопоклонников. И сразу вслед за ними тех, кто более всего виновны были в нравственном развращении народа, а именно тех, которые составляли высшие классы иудейского общества. Под «князьями» надо понимать представителей царской администрации (Иер 36:12); фразу сыновей царя понимают как буквально (т. е. в значении «сыновей царя Иосии»), так и более расширительно (что представляется более правильным) — в том смысле, что речь тут идет об аристократах царского рода.
Но главный смысл стиха сосредоточен в последней части его (всех, одевающихся в одежду иноплеменников), и он — как бы ни толковать слово «сыновья» — не меняется. Заключается же он в том, что высшие классы общества на протяжении долгих десятилетий охвачены были пагубным увлечением «иностранными» — ассирийскими, вавилонскими, египетскими — культурой и модами (последними — особенно богатые женщины; Ис 13:16−23).
Это увлечение, естественно, вело к активному заимствованию иудеями и чуждых им духовных ценностей (включавших — что было для народа, избранного Богом, особенно пагубно — религиозно-нравственные представления и атрибуты богослужения). Потому-то и обличали эти заимствования столь страстно истинные еврейские пророки всех времен, что в их глазах они ассоциировались с идолопоклонством. Внешние новшества свидетельствовали для них о внутреннем разложении!
Заметим, что в историческом плане сыновьям царя Иосии (не зависимо от того, только ли они подразумеваются в стихе 8) действительно уготована была горькая участь. Так, Иоахаз оставался на троне лишь три месяца, после чего был уведен фараоном Нехао II в Египет (4Цар 23:31−34). Нечестивый Иоаким, другой сын Иосии, царствовавший относительно долго — 11 лет (4Цар 23:36), сделался вассалом Навуходоносора; при нем Иудея постоянно подвергалась нападениям со стороны соседних народов (4Цар 24:1−2). Всего три месяца царствовал сын Иоакима — Иехония (в 597 г. до Р. Х.) и был пленен вавилонянами (4Цар 24:8−16). А 11 лет спустя последний иудейский царь Седекия, тоже сын Иосии, был ослеплен по приказу Навуходоносора и отправлен в Вавилон (4Цар 24:18 — 25:7).
в. Насильники и обманщики (1:9)
Соф 1:9. Этот стих труден для понимания и толкуется по-разному. Первую его часть объясняют (чаще всего) в том смысле, что пророком подразумевался некий обычай, якобы заимствованный иудеями у филистимлян. Прямых указаний на подобное заимствование в Библии нет, но о самом обычае читаем в 1Цар 5:5.
Что касается второй части этого стиха, то ее лучше всего принять в общем плане — как предупреждение о грозном посещении Господом в… день Его всех тех, кто наполняют насилием и обманом иудейское сообщество (Ис 1:23; 3:11). Дело в том, что нет единого перевода фразы, переданной по-русски как дом Господа. В других переводах она читается как «домы господ своих» (полагают, что под «господами» понимались языческие боги).
г. Торговцы в алчности их (1:10−11)
Соф 1:10−11. Софония возвращается к описанию всеобщего бедствия в Иерусалиме (сравните со стихом 4). В виду не только лингвистических трудностей, но и недостаточности топографических данных о древнем Иерусалиме, об указанном тут «маршруте бедствия» можно судить лишь приблизительно. Врагу во всяком случае предстояло вступить в иудейскую столицу с севера, и потому пункты, названные здесь, принадлежали, очевидно, к северной ее части. «Рыбные ворота» (упоминаются и в других местах, например, в 2Пар 33:14) названы были так потому, что находились близ рыбного рынка и, следовательно, ближе других — к морю.
Исследователям остается лишь обмениваться мнениями о местонахождении других ворот, как, впрочем, и «холмов». (Вне сомнения остается только то, что речь в стихе 10 идет о северной части города.) «Холмами» могли быть названы Мориа, Сион или другие возвышенные места в городской черте. Не определено и местонахождение того, что в русском тексте названо нижней частью города, которую комментаторы склонны воспринимать как долину или лощину (может быть, отделявшую Сион от Мориа). Жителям этой долины Софония угрожает полным истреблением. В этой связи интересно, полагаем, следующее.
По-еврейски обитатели долины названы ам-кенаан, что означает «народ ханаанский», но в Библии нередко употребляется в значении «купец», «торговец» (к примеру, Ис 23:8). Это, конечно, не случайно: ведь финикийцы (наиболее известные из хананеев) были по преимуществу торговцами (Иез 17:4), торговым народом.
Известно, что в допленное время финикийцы (как и другие хананеи) свободно селились в Иерусалиме (после возвращения иудеев из Вавилона им это было запрещено; Неем 13:16; Зах 14:21). О финикийцах ли, однако, и только ли о них идет речь в стихе 11? Скорее всего и об иудеях, названных «хананеями» в нарицательном смысле, поскольку переняли от этих «торговцев», «обремененных серебром», их специфические отрицательные свойства: нечестность и страсть к наживе.
д. Равнодушные (1:12−13)
Соф 1:12−13. Вероятно, равнодушие слушателей его, не веривших в осуществление тех ужасов, о которых пророчествовал Софония, побудило пророка столь красочно описать их. Он изображает Самого Иегову обходящим со светильником все темные и потаенные места города, где могли бы скрываться жители его. Мало сомнений остается в том, что халдеи, призванные Иеговой в Иерусалим (стих 7 и толкование на него), беспощадно извлекали обитателей его из их убежищ. Но с еще большей точностью исполнилось предсказание Софонии при взятии Иерусалима римлянами. У Иосифа Флавия записано, что они вытаскивали иудейских аристократов, священнослужителей и простолюдинов из помойных ям, пещер, звериных берлог и могил, не занятых покойниками.
Выражение «сидеть на дрожжах» подразумевает духовное осквернение народа. Образ основан на том, что от вина, которое бродило слишком долго, образуется в сосудах твердая корка (винные дрожжи); жидкость при этом густеет и приобретает неприятный вкус. Вместо того, чтобы удалять из своей среды «дрожжи» повседневного осквернения, иудеи все более «затвердевали» в нем и в своем равнодушии к Богу. Равнодушие это перерастало в откровенную дерзость и в прямое неверие. Заболевшие этой болезнью стали говорить, что не Господь творит добро и попускает зло, но что и то и другое — дело случая. Доказываемое Божиими пророками, что идолы бессильны делать доброе или злое, они кощунственно приписывали истинному Богу — Иегове.
Продолжая повесть свою о грядущем на иерусалимлян наказании, Софония в стихе 13 говорит об ожидающей их полной потере материального благополучия, причем говорит об этом на языке и в образах речей Моисея, предупреждавшего евреев о том же (Втор 28:20, 30, 39).
2. СЛОВО О СУДЕ (1:14−18)
а. Суд близок (1:14а)
Соф 1:14а. Потрясенный тем, что открывалось ему в духе, Софония вновь и вновь пытался пробудить своих беспечных и самодовольных сограждан (стих 12), описуя перед ними страшную опасность, которая приближается; он возвращается к теме, сформулированной в стихе 7. Великим он называет грядущий день Господа потому, что он станет днем беспощадного наказания. Мысль о том, что он близок, подчеркивается Софонией как повторением этого слова, так и фразой, следующей за ним, — и очень поспешает.
Поскольку Софония писал вскоре после 622 года до Р. Х. — года частичного духовного оживления при царе Иосии, то пророчество его и в самом деле стало поспешно исполняться. Уже в 605 году Иудея (в правление Иоакима) попала в вассальную зависимость от Вавилонии, и множество юношей ее (из числа лучших) было депортировано туда.
Восемь лет спустя (в 597 году), при столь же нечестивом, как Иоахим, преемнике его — Иехонии, Иерусалим вновь был осажден войсками Навуходоносора; в тот раз депортировано было порядка 10 тысяч иудеев. При следующем царе — Седекии Иерусалим подвергся длительной осаде халдеями, и в конце-концов летом 586 года был разрушен. (С тем, чтобы уяснить себе связь между этим событием и днем Господним, толкования в разделе Б. О суде над Иудеей и Иерусалимом (1:4 — 2:3).)
б. Суд будет страшен (1:14б−18)
Соф 1:14б−17. Пророк уже слышит голос дня Господня — победоносный крик вражеских воинов, исполнителей суда Божиего над Иудеей, — крик, знаменующий начало его. Образы, к которым прибегает Софония, и самый характер его речи, напоминают таковые у других пророков, представляющих картины суда (сравните, к примеру, с Наум 3:2 и далее и с Ис 13:3 и далее).
Это, однако, не снижает изобразительной силы и литературных достоинств того, что написано Софонией. (Естественно, как и любой другой пророческий текст Священного Писания, оно проигрывает — по сравнению с оригиналом — в любом из переводов.) Так здесь особенно выразительно звучат в оригинале (в стихе 15) парные слова, по значению очень близкие друг другу (скорбь и теснота, опустошение и разорение, тьма и мрак, облако и мгла).
Посредством их в общую ужасную картину слагаются всевозможные бедствия, обрушивающиеся на иудейский народ, в землю которого вступило вражеское войско. Иудеи оказываются в обстоятельствах крайне стесненных: они лишены всего необходимого, ибо опустошению и разорению подвергнется все вокруг. Происходящим ужасам сопутствуют грозные атмосферные явления. Густые тучи, мрак, сокрывший солнце. Тут, впрочем, природные феномены сливаются, очевидно, с действием огня и дыма, скрывающих небесное светило.
Внешние бедствия определяют внутреннее состояние людей: это скорбь, чувства подавленности и безысходности. Примечательно, что в еврейском тексте стиха 15 употреблены слова, передающие различные оттенки понятий «тьмы», «мрака», «бури», которые имеют и буквальный, физический, смысл, но вместе и символическое значение бедствий. Они, бедствия, постигнут не только Иерусалим, но и другие укрепленные города Иудеи (стих 16).
Потрясенные всем обрушившимся на них, они, согрешившие против Господа, уподобятся слепым и будут потерянно ходить, скользя в лужах крови, которой, как прахом, покроется земля их, посреди бесчисленных трупов, разбросанных повсюду, как помет. Последнее было особенно страшным для евреев не только само по себе, но и потому, что означало: тысячи и тысячи их будут лишены достойного погребения, предусмотренного законом.
Соф 1:18. Софония предупреждает сограждан, что богатства, накопленные ими, не спасут их в день гнева Господа. Ни серебром своим, ни золотом не откупиться им от беспощадных врагов, которых Сам Господь назначил (стих 7) совершить над ними суд.
Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Софонии, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.