I. Вступление (1:1)

Соф 1:1. Слово Господне… было — с такого же вступления начинаются книги Осии, Иоиля и Михея. В нем прямо назван Божественный источник послания, полученного пророком.

Как уже говорилось во Вступлении к этим толкованиям, только в случае Софонии родословие пророка прослеживается до четвертого поколения. Повторим, что подробный характер этого родословия, включающего Езекию, которого обычно отождествляют с носившим то же имя царем иудейским, подводит многих богословов к выводу о принадлежности Софонии к царскому роду.

II. О дне суда Господнего (1:2 — 3:8)

Два главных мотива звучат в пророчестве Софонии: а) мотив гнева Божиего; день излияния его приближается: опомнитесь, покайтесь!, и б) мотив утешения; пророк возвещает, что, не отменяя суда, Бог не отменит и милостей, обещанных Им по завету: в будущем наступит время, когда Он восстановит разрушенное, пострадавшее, уничтоженное.

В этой связи обращает на себя внимание построение у Софонии пророчества о суде. Оно начинается с мрачного возвещения его над всей землей (1:2−3), и им же заканчивается (3:8). В промежутке дважды звучит у Софонии тема суда над Иудеей и/или Иерусалимом (1:4 — 2:3; 3:1−7), и одни раз — применительно к народам (2:4−15). (Мотив утешения возникает лишь в завершении книги; 3:9−20.)

А. О суде над всей землей (1:2−3)

Соф 1:2−3. Пророк весь под воздействием полученного им откровения, он одержим им, поглощен мыслью о неизмеримом значении его. И потому оно как бы внезапно срывается с его уст: Софония не заботится о смягчающем вступлении, о подготовке слушателей к получению страшного известия. Суд грядет, он грядет на всю землю! О таком же суде над миром писал и пророк Исаия (Ис 24:1−6, 19−23). Софония от общей констатации грядущего бедствия в 1:2 переходит к деталям массового истребления в 1:3. От имени Господа он говорит, что истреблены будут люди и скот, птицы и рыбы.

Некоторые обращают внимание на обратный характер перечисления здесь, по сравнению с тем, которое имеет место при описании творения в книге Бытие. Там первыми названы рыбы (Быт 1:21а), затем птицы (1:21б), потом скот и дикие звери (Быт 1:24) и наконец человек (1:26). Возможно, описываемое им истребление Софония воспринимал именно как нечто противоположное акту творения.

Нельзя, однако, не заметить, что сразу по перечислении всего и вся, подлежащего истреблению, следует фраза, ограничивающая масштабы его; это фраза о нечестивых и связанных с ними соблазнах; в сущности целью истребления являются они (рассадник и источник греха). (Сомнения в этом не оставляет и пророк Иеремия; Иер 25:31−33.) А если бы не так, то трудно было бы логически увязать сказанное тут с пророчеством об остатке в 3:9−13.

По мнению одного из отцов Церкви, Софония, в гиперболических выражениях, угрожает Иудее опустошительными войнами, которые на древнем Востоке порой огромные территории действительно обращали в зоны смерти (к примеру, 4Цар 3:19, 25).

Б. О суде над Иудеей и Иерусалимом (1:4 — 2:3)

Начав с общей, или так называемой большой, посылки (суждения) о гибели, надвигающейся на мир, пророк вслед за этим переносит все свое внимание на Иудею и Иерусалим. Это явление — когда за высказыванием или утверждением общего плана автор переходит к деталям и частностям — характерно для книг Ветхого Завета (сравните Быт 1:1 с Быт 1:2−31).

Прежде всего, пророчество Софонии в этой его части (1:4 — 2:3) явно говорит о гибели нечестивых иудеев при вторжении в Иерусалим вавилонской армии (в 586 г. до Р. Х.). Но как же в таком случае возможно, чтобы в то же самое время Софония возвещал о всеобщей гибели (1:2−3)? Не трудно ли осмыслить столь быстрый переход в его речи от событий начала 6-го века до Р. Х. к тому, что, называясь в Библии «днем Господним» (стих 14), явно подразумевает события отдаленного будущего? Ведь очевидно, что покорение халдеями Иудеи событием всемирного характера не являлось.

Как же тогда увязать одно с другим? Ответов может быть несколько. Вот самый общий: в принципе каждый из случаев Божиего суда над нечестивыми жителями земли может быть назван в Библии днем Господним. Второй ответ: сказанное в стихах 2−3 и в 3:8 относится к суду не над всей землей, а только ко вторжению вавилонян в Иудею, о котором Софония говорит на языке поэтической гиперболы. Но следующий ответ будет, пожалуй, наилучшим.

В духовном восприятии Софонии разрушение Иудеи и суд над всей землей как бы слились в одно великое событие: он увидел их как две части этого события, совершающегося в «великий день Господень» (1:14). Гибель народа, к которому принадлежал и сам пророк, будет столь ужасной, что как бы явится возвещением (вводной частью) к дню гнева Божиего (стих 15; 2:2), который прольется на всю нечестивую землю. Позже эта ассоциация Божиего суда над народами и над всем миром с судом Его над Иудеей вновь возникнет у Софонии (сопоставьте 3:6 и 3:8 с 3:1−5). Суд над Иудеей явится таким образом лишь шагом в том «деле гнева», которое Бог совершает в мире и в среде Своего народа.

Ссылки на «день Господень» (раздел «Главные проблемы» во Вступлении к толкованиям на книгу Иоиля) имеются у многих пророков (Ис 2:12; 13:6, 9; Иер 46:10; Иез 13:5; 30:3; Иоиль 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Ам 5:18, 20; Авд 1:15; Зах 14:1; Мал 4:5). В некоторых из указанных стихов или в стихах, непосредственно им предшествующих, либо следующих за ними, день Господень ассоциируется с судом над всей землей (Ис 24).

1. СУДУ ПОДВЕРГНУТСЯ (1:4−13)

а. Идолопоклонники (1:4−7)

Соф 1:4. Софония возвещает своим слушателям, что Господь «прострет руку Свою» — для суда над ними — над Южным царством (Иудеей) и Иерусалимом. Казалось бы, Иерусалим был частью Иудеи. Но не случайно он назван особо: в нем как бы сконцентрировался грех всего царства. Столичный город Иудеи, центр ее государственной и народной жизни, Самим Иеговой предназначенный быть местом особым, ибо на его земле воздвигнут был единственный в мире храм истинному Богу, где Он обещал пребывать вечно, Иерусалим — в царствования нечестивых царей иудейских — не только переставал быть средоточием истинной религии, но превращался в рассадник идолослужения и разврата.

Культ Ваала будет истреблен Иеговой с места сего без остатка, возвещает пророк. Напомним, что Ваал был ханаанским божеством плодородия, которому многие в Иерусалиме поклонялись еще в дни правления судей (Суд 2:13); культ Ваала достиг расцвета в царствование Ахава (3Цар 16:32). Поклонение этому языческому богу сопряжено было с отвратительным развратом. Жертвенники Ваалу возводились нечестивым царем иудейским Манассией (2Пар 33:3, 7), но внук его — Иосия повелел разрушить их (2Пар 34:4). Однако религиозные реформы, начатые Иосией в 622 году, скоро угасли и заметного результата не имели.

Ваалу вновь стали поклоняться повсеместно (Иер 19:5; 32:35). И все-таки, записано было Софонией, наступит время, когда и следов языческого поклонения в Иудее не останется. И даже имена его служителей будут забыты. Под «жрецами и священниками» подразумеваются, согласно оригиналу, два рода служителей Ваала — те, которые не были левитами и назначались в языческие капища царями иудейскими (4Цар 23:5), и те, которые, будучи левитами, по собственному решению оставляли служение истинному Богу и становились служителями идолов.

Соф 1:5−6. Господь истребит идолов и служителей их, а также тех, которые причастны к идолопоклонству. Названы три вида его. И первым — издавна евреям известный культ небесных светил (Втор 4:19), который, однако, широкое распространение получил в Иудее со времен царей Ахаза и особенно Манассии (4Цар 21:3, 5; сравните с 4Цар 23:4−5). Культ этот не был связан со святилищами и не требовал особых служителей: его совершали на кровлях домов (Иер 19:13). Солнце, луна и звезды воспринимались поклонниками «воинства небесного» как божества, на которые можно было воздействовать.

Причастниками второго вида идолопоклонства названы те, которые пытались сочетать поклонение Иегове с поклонением Молоху (евр. слово, переданное по-русски как царем, подразумевает именно Молоха, верховное божество аммонитян; 3Цар 11:33, где Молох назван Милхомом). Речь таким образом о людях раздвоенного религиозного сознания, о тех, кто исповедывал одну из форм религиозного синкретизма. (Напомним, что аммонитяне (Соф 2:8−9) жили на востоке от Мертвого моря.) По словам пророка Иеремии, современника Софонии, евреи приносили в жертву Молоху детей (Иер 32:35; сравните с 4Цар 16:3; 21:6). В ветхозаветном сознании «клясться кем-либо» тождественно было поклонению тому, кем клялись.

Третьими, вызывавшими гнев Божий (стих 6), Софония называет отступников от Господа, не искавших Его и не вопрошавших о Нем. Под вторыми и третьими в стихе 6 понимаются люди, равнодушные к Богу и к религии. Настроения религиозного индифферентизма были, очевидно, естественной реакцией на распространение в ней множества культов (которое особенно усилилось при Манассии). Конечным результатом этого процесса могло быть и, вероятно, было полное неверие какой-то части населения.

Соф 1:7. Умолкни в благоговейном ужасе пред лицем Господа Бога, ибо близок день Господень! — восклицает пророк. Прекратите взывать к Ваалу и к звездам и клясться Молохом, потому что скоро, очень скоро начнет действовать Иегова, единственный истинный Бог. Наступает Его день! (В Ветхом Завете это, повторим, период времени, когда после лет или десятилетий долготерпения в отношении нарушителей правды Его на земле Господь являет Себя грозным Властителем и Судией.) Люди, может быть, забыли о Нем, но Он о них не забыл. Он приготовил нечестивых к жертвенному закланию (подразумевается Иудея), для которого освятил (т. е. отделил — так в еврейском тексте) исполнителей (вавилонские полчища).

б. Князья и принцы (1:8)

Соф 1:8. Первыми объектами гнева Божиего пророк назвал идолопоклонников. И сразу вслед за ними тех, кто более всего виновны были в нравственном развращении народа, а именно тех, которые составляли высшие классы иудейского общества. Под «князьями» надо понимать представителей царской администрации (Иер 36:12); фразу сыновей царя понимают как буквально (т. е. в значении «сыновей царя Иосии»), так и более расширительно (что представляется более правильным) — в том смысле, что речь тут идет об аристократах царского рода.

Но главный смысл стиха сосредоточен в последней части его (всех, одевающихся в одежду иноплеменников), и он — как бы ни толковать слово «сыновья» — не меняется. Заключается же он в том, что высшие классы общества на протяжении долгих десятилетий охвачены были пагубным увлечением «иностранными» — ассирийскими, вавилонскими, египетскими — культурой и модами (последними — особенно богатые женщины; Ис 13:16−23).

Это увлечение, естественно, вело к активному заимствованию иудеями и чуждых им духовных ценностей (включавших — что было для народа, избранного Богом, особенно пагубно — религиозно-нравственные представления и атрибуты богослужения). Потому-то и обличали эти заимствования столь страстно истинные еврейские пророки всех времен, что в их глазах они ассоциировались с идолопоклонством. Внешние новшества свидетельствовали для них о внутреннем разложении!

Заметим, что в историческом плане сыновьям царя Иосии (не зависимо от того, только ли они подразумеваются в стихе 8) действительно уготована была горькая участь. Так, Иоахаз оставался на троне лишь три месяца, после чего был уведен фараоном Нехао II в Египет (4Цар 23:31−34). Нечестивый Иоаким, другой сын Иосии, царствовавший относительно долго — 11 лет (4Цар 23:36), сделался вассалом Навуходоносора; при нем Иудея постоянно подвергалась нападениям со стороны соседних народов (4Цар 24:1−2). Всего три месяца царствовал сын Иоакима — Иехония (в 597 г. до Р. Х.) и был пленен вавилонянами (4Цар 24:8−16). А 11 лет спустя последний иудейский царь Седекия, тоже сын Иосии, был ослеплен по приказу Навуходоносора и отправлен в Вавилон (4Цар 24:18 — 25:7).

в. Насильники и обманщики (1:9)

Соф 1:9. Этот стих труден для понимания и толкуется по-разному. Первую его часть объясняют (чаще всего) в том смысле, что пророком подразумевался некий обычай, якобы заимствованный иудеями у филистимлян. Прямых указаний на подобное заимствование в Библии нет, но о самом обычае читаем в 1Цар 5:5.

Что касается второй части этого стиха, то ее лучше всего принять в общем плане — как предупреждение о грозном посещении Господом в… день Его всех тех, кто наполняют насилием и обманом иудейское сообщество (Ис 1:23; 3:11). Дело в том, что нет единого перевода фразы, переданной по-русски как дом Господа. В других переводах она читается как «домы господ своих» (полагают, что под «господами» понимались языческие боги).

г. Торговцы в алчности их (1:10−11)

Соф 1:10−11. Софония возвращается к описанию всеобщего бедствия в Иерусалиме (сравните со стихом 4). В виду не только лингвистических трудностей, но и недостаточности топографических данных о древнем Иерусалиме, об указанном тут «маршруте бедствия» можно судить лишь приблизительно. Врагу во всяком случае предстояло вступить в иудейскую столицу с севера, и потому пункты, названные здесь, принадлежали, очевидно, к северной ее части. «Рыбные ворота» (упоминаются и в других местах, например, в 2Пар 33:14) названы были так потому, что находились близ рыбного рынка и, следовательно, ближе других — к морю.

Исследователям остается лишь обмениваться мнениями о местонахождении других ворот, как, впрочем, и «холмов». (Вне сомнения остается только то, что речь в стихе 10 идет о северной части города.) «Холмами» могли быть названы Мориа, Сион или другие возвышенные места в городской черте. Не определено и местонахождение того, что в русском тексте названо нижней частью города, которую комментаторы склонны воспринимать как долину или лощину (может быть, отделявшую Сион от Мориа). Жителям этой долины Софония угрожает полным истреблением. В этой связи интересно, полагаем, следующее.

По-еврейски обитатели долины названы ам-кенаан, что означает «народ ханаанский», но в Библии нередко употребляется в значении «купец», «торговец» (к примеру, Ис 23:8). Это, конечно, не случайно: ведь финикийцы (наиболее известные из хананеев) были по преимуществу торговцами (Иез 17:4), торговым народом.

Известно, что в допленное время финикийцы (как и другие хананеи) свободно селились в Иерусалиме (после возвращения иудеев из Вавилона им это было запрещено; Неем 13:16; Зах 14:21). О финикийцах ли, однако, и только ли о них идет речь в стихе 11? Скорее всего и об иудеях, названных «хананеями» в нарицательном смысле, поскольку переняли от этих «торговцев», «обремененных серебром», их специфические отрицательные свойства: нечестность и страсть к наживе.

д. Равнодушные (1:12−13)

Соф 1:12−13. Вероятно, равнодушие слушателей его, не веривших в осуществление тех ужасов, о которых пророчествовал Софония, побудило пророка столь красочно описать их. Он изображает Самого Иегову обходящим со светильником все темные и потаенные места города, где могли бы скрываться жители его. Мало сомнений остается в том, что халдеи, призванные Иеговой в Иерусалим (стих 7 и толкование на него), беспощадно извлекали обитателей его из их убежищ. Но с еще большей точностью исполнилось предсказание Софонии при взятии Иерусалима римлянами. У Иосифа Флавия записано, что они вытаскивали иудейских аристократов, священнослужителей и простолюдинов из помойных ям, пещер, звериных берлог и могил, не занятых покойниками.

Выражение «сидеть на дрожжах» подразумевает духовное осквернение народа. Образ основан на том, что от вина, которое бродило слишком долго, образуется в сосудах твердая корка (винные дрожжи); жидкость при этом густеет и приобретает неприятный вкус. Вместо того, чтобы удалять из своей среды «дрожжи» повседневного осквернения, иудеи все более «затвердевали» в нем и в своем равнодушии к Богу. Равнодушие это перерастало в откровенную дерзость и в прямое неверие. Заболевшие этой болезнью стали говорить, что не Господь творит добро и попускает зло, но что и то и другое — дело случая. Доказываемое Божиими пророками, что идолы бессильны делать доброе или злое, они кощунственно приписывали истинному Богу — Иегове.

Продолжая повесть свою о грядущем на иерусалимлян наказании, Софония в стихе 13 говорит об ожидающей их полной потере материального благополучия, причем говорит об этом на языке и в образах речей Моисея, предупреждавшего евреев о том же (Втор 28:20, 30, 39).

2. СЛОВО О СУДЕ (1:14−18)

а. Суд близок (1:14а)

Соф 1:14а. Потрясенный тем, что открывалось ему в духе, Софония вновь и вновь пытался пробудить своих беспечных и самодовольных сограждан (стих 12), описуя перед ними страшную опасность, которая приближается; он возвращается к теме, сформулированной в стихе 7. Великим он называет грядущий день Господа потому, что он станет днем беспощадного наказания. Мысль о том, что он близок, подчеркивается Софонией как повторением этого слова, так и фразой, следующей за ним, — и очень поспешает.

Поскольку Софония писал вскоре после 622 года до Р. Х. — года частичного духовного оживления при царе Иосии, то пророчество его и в самом деле стало поспешно исполняться. Уже в 605 году Иудея (в правление Иоакима) попала в вассальную зависимость от Вавилонии, и множество юношей ее (из числа лучших) было депортировано туда.

Восемь лет спустя (в 597 году), при столь же нечестивом, как Иоахим, преемнике его — Иехонии, Иерусалим вновь был осажден войсками Навуходоносора; в тот раз депортировано было порядка 10 тысяч иудеев. При следующем царе — Седекии Иерусалим подвергся длительной осаде халдеями, и в конце-концов летом 586 года был разрушен. (С тем, чтобы уяснить себе связь между этим событием и днем Господним, толкования в разделе Б. О суде над Иудеей и Иерусалимом (1:4 — 2:3).)

б. Суд будет страшен (1:14б−18)

Соф 1:14б−17. Пророк уже слышит голос дня Господня — победоносный крик вражеских воинов, исполнителей суда Божиего над Иудеей, — крик, знаменующий начало его. Образы, к которым прибегает Софония, и самый характер его речи, напоминают таковые у других пророков, представляющих картины суда (сравните, к примеру, с Наум 3:2 и далее и с Ис 13:3 и далее).

Это, однако, не снижает изобразительной силы и литературных достоинств того, что написано Софонией. (Естественно, как и любой другой пророческий текст Священного Писания, оно проигрывает — по сравнению с оригиналом — в любом из переводов.) Так здесь особенно выразительно звучат в оригинале (в стихе 15) парные слова, по значению очень близкие друг другу (скорбь и теснота, опустошение и разорение, тьма и мрак, облако и мгла).

Посредством их в общую ужасную картину слагаются всевозможные бедствия, обрушивающиеся на иудейский народ, в землю которого вступило вражеское войско. Иудеи оказываются в обстоятельствах крайне стесненных: они лишены всего необходимого, ибо опустошению и разорению подвергнется все вокруг. Происходящим ужасам сопутствуют грозные атмосферные явления. Густые тучи, мрак, сокрывший солнце. Тут, впрочем, природные феномены сливаются, очевидно, с действием огня и дыма, скрывающих небесное светило.

Внешние бедствия определяют внутреннее состояние людей: это скорбь, чувства подавленности и безысходности. Примечательно, что в еврейском тексте стиха 15 употреблены слова, передающие различные оттенки понятий «тьмы», «мрака», «бури», которые имеют и буквальный, физический, смысл, но вместе и символическое значение бедствий. Они, бедствия, постигнут не только Иерусалим, но и другие укрепленные города Иудеи (стих 16).

Потрясенные всем обрушившимся на них, они, согрешившие против Господа, уподобятся слепым и будут потерянно ходить, скользя в лужах крови, которой, как прахом, покроется земля их, посреди бесчисленных трупов, разбросанных повсюду, как помет. Последнее было особенно страшным для евреев не только само по себе, но и потому, что означало: тысячи и тысячи их будут лишены достойного погребения, предусмотренного законом.

Соф 1:18. Софония предупреждает сограждан, что богатства, накопленные ими, не спасут их в день гнева Господа. Ни серебром своим, ни золотом не откупиться им от беспощадных врагов, которых Сам Господь назначил (стих 7) совершить над ними суд.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Софонии, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.