I. Приветствие (1:1−2)

1Тим 1:1. В типичном для Павла приветствии «означены» как автор письма, так и его получатель; как обычно, оно носит более или менее «ритуальный» характер. Здесь, как и в других своих посланиях, за исключением посланий к Филиппинцам, 1 и 2-го Фессалоникийцам и Филимону, Павел представляет себя как Апостола Иисуса Христа.

Самым этим термином — «апостол» — он, несомненно, пользуется в «узком» смысле его, применительно к тем людям, которые были «посланы» воскресшим Христом лично (сравните с употреблением этого слова в более широком его значении в 2Кор 8:23 — «посланники»; и в Флп 2:25 — «посланник»). Апостольство было возложено на Павла по повелению свыше (Гал 1:11 — 2:2; сравните 1Тим 2:7). В нескольких других посланиях Павел подчеркивает свое апостольское «призвание волею Божией» (1Кор 1:1; 2Кор 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1; 2Тим 1:1).

Павлу нередко приходилось отстаивать власть, данную ему как Богом Отцом, так и Богом Сыном. Его определение Бога как Спасителя нашего перекликается с ветхозаветным; в то же время оно характерно для Пастырских посланий (сравните 1Тим 2:3; 1Тим 4:10; Тит 1:3; Тит 2:16 — 3:4). Об Иисусе тут говорится как о надежде нашей — ради того, чтобы обратить особое внимание читателя на осуществление Божьего плана спасения посредством Христа (сравните Кол 1:27).

1Тим 1:2. Хотя это письмо явно предназначалось для прочтения вслух в христианских общинах Ефеса и за его пределами, как непосредственному получателю оно было адресовано Тимофею. Он был для Павла истинным сыном в вере, и это говорило, что в сердце апостола он занимал особое место. (В этом стихе в первый из 19 раз в 1-м Тимофею употребляет Павел слово пистис — «вера».) Не он, вероятно, привел Тимофея ко Христу (сравните 2Тим 1:5; 2Тим 3:15), но, по всей видимости, именно Павел рукоположил этого молодого человека в служители (2Тим 1:6); апостол в большой степени полагался на него. Благодати, милости и мира желал он ему.

II. Наставления относительно лжеучителей (1:3−20)

А. Предостережения относительно них (1:3−11)

1Тим 1:3. Не вполне ясно, уходил ли Павел в Македонию из Ефеса. Наверное, так, и перед уходом он просил Тимофея, видимо, во второй уже раз пребыть, т. е. остаться в Ефесе (Тимофей, возможно, хотел уйти оттуда вместе с Павлом). Но должен был остаться, чтобы убеждать некоторых в общине не проповедовать иного, т. е. отличного от Павлова, учения (сравните 1Тим 1:11).

1Тим 1:4. Лжеучители увлекались баснями и родословиями бесконечными (сравните 4:7). Что подразумевал под ними апостол, — неизвестно. Они могли нести на себе отпечаток гностических представлений, но скорее всего, были иудейского происхождения (сравните Тит 1:14). В любом случае духовной ценности они не имели и лишь вели к бесконечным рассуждениям, недоумениям и спорам. Всего этого следовало избегать — по той причине, что осуществлению Божьего плана они не способствовали, ибо план этот проводился в жизнь не человеческими домыслами, а посредством веры. Дискуссии же, перераставшие из одной в другую, только заводили в тупик и затемняли Божие назидание.

1Тим 1:5. В отличие от упомянутых бесцельных рассуждений, наставление Павла Тимофею имело четко выраженную цель: утверждать в среде верующих любовь от чистого сердца (сравните 2Тим 2:22), незапятнанной (доброй) совести и нелицемерной (т. е. искренней) веры (сравните 2Тим 1:5). Каждое из составляющих это чудное «трио» коренится в чистоте и честности; в целом оно порождает тот совершенный вид бескорыстной любви, которая в предельном своем выражении соответствует Божией любви.

Тогда как лжеучители движимы были пустым любопытством, наставление Павла было направлено на утверждение самой чудной из добродетелей посредством сохранения в чистоте христианского учения — ибо Божией истиной человеческое сердце очищается, тогда как заблуждения оскверняют его.

1Тим 1:6. Любовь, о которой он говорил в предыдущем стихе, апостол Павел несомненно считал целью всего христианского служения (сравните 1Кор 13:1−3). Между тем, как это ни прискорбно, некоторые из учивших в Ефесской церкви, которым полагалось бы знать это лучше других, потеряли из виду упомянутую возвышенную цель и уклонились (буквально и будет — «потеряли цель»; то же греческое слово в 1Тим 6:21; 2Тим 2:18) в пустословие.

1Тим 1:7. Более конкретно проблема с этими лжеучителями состояла, как это часто бывает, в потребности выпячивать свое «я». Эти люди претендовали на положение уважаемых законоучителей, не будучи к этому способны. Однако, не желая признать свою несостоятельность, они продолжали говорить и утверждать то, в чем нимало не разбирались.

1Тим 1:8. Апостол хотел, чтобы его правильно поняли. Он не стремился принизить закон, который рассматривал как «святой, праведный и добрый» (Рим 7:12). Здесь он подчеркивает, что закон добр, если употреблять его должным образом (законно). Что осуждал Павел, так это неверный, законнический подход к нему; правильное же отношение к закону он приветствовал (Гал 3:19, 24).

1Тим 1:9−10. Назначение закона было в том, чтобы показать людям их греховность. А значит тем, кто признали свой грех и обратились ко Христу, закон не был нужен. Таковые более не находились под ним, но должны были ходить в Духе (Гал 5:13−26). Нуждались в законе те, кто все еще не сознавали своей греховности.

Павел приводит впечатляющий список примеров, сознательно, по-видимому, основываясь на Десяти заповедях (сравните Исх 20:3−17). Начинается это перечисление с шести определений (три по два), которые применимы к нарушителям тех заповедей, что были записаны на первой скрижали Десятисловия, т. е. к тем, которые согрешали непосредственно против Бога; это: 1) беззаконные и непокоривые; 2) нечестивые и грешники; 3) развратные и оскверненные.

Далее Павел подразумевает нарушителей первых Пяти заповедей, записанных на второй скрижали: оскорбители отца и матери нарушали пятую, а убийцы — шестую заповедь. Блудники и мужеложники нарушали седьмую заповедь, которой запрещался любой грех, связанный с половыми отношениями. Под человекохищниками понимались похитители людей, совершавшие худший вид воровства, и, значит, здесь могло иметься в виду нарушение восьмой заповеди (Исх 21:16; Втор 24:7). Ясно, что лжецы в клятвопреступники нарушали девятую заповедь.

В этом перечислении не подразумевались лишь нарушители десятой заповеди («Не пожелай»); сравните, однако, с Рим 7:7. Свой «список» апостол завершает всеобъемлющей ссылкой на всякое поведение, противное здравому учению (сравните 2Тим 1:13), включая, конечно, и поведение самих лжеучителей. Слово «дидаскалиа» переведенное как «учение», встречаем в этом послании 7 раз: 1:10; 4:1, б, 13, 16; 5:17; 6:1.

1Тим 1:11. Мерилом того, что было «здравым учением», и что таковым не являлось, для Павла было, конечно, славное благовестие о Христе блаженного (т. е. благословенного) Бога, которое Он вверил Своему апостолу (сравните 1Фес 2:4; Тит 1:3) и которое тот проповедовал в Ефесе (Деян 20:17−27).

Б. Павел о своем опыте благодати (1:12−17)

1Тим 1:12. Видимо, мысль о собственной греховности в сочетании с мыслью о благовестии, доверенном ему, вызвала в Павле сильный прилив благодарности. Не случайно стих этот начинается со слова «благодарю». Чувство благодарности рождалось в апостоле от сознания, что Бог в милости Своей дал ему необходимую силу (сравните Флп 4:13) и, признав его заслуживающим доверия, удостоил высшего служения.

1Тим 1:13. Апостол ведь знал, что был хулитель и гонитель и обидчик; говоря так, он не преувеличивал ради красного словца (Деян 22:4−5, 19−20; Деян 26:9−11). И все-таки он был помилован, потому что (так) поступал по неведению, в неверие. Гнев Божий вызывает сознательная непокорность (к примеру, Чис 15:22−31; Евр 10:26). Но к невежественным и заблуждающимся Бог мягок (Евр 5:2). Когда-то немецкий философ Ницше сказал: «Если бы мне сумели доказать, что Бог существует, я бы еще менее поверил в Него». Но неверию Павла несвойственно было подобное упрямство.

1Тим 1:14. Потому и стал он объектом милости Божией, а не гнева Его. Божия благодать далеко превзошла масштабы серьезного греха, в котором был повинен Павел. Бог излил на него в изобилии веру и любовь во Христе (примерно так передан этот стих по-английски). Все, в чем имел он недостаток, дано ему было сверх меры благодатью Господа. Здесь, возможно, подразумевается та сила для служения Христу, о которой апостол говорит в 12 стихе.

1Тим 1:15. Причина перехода Павла к теме о себе, начатой в 12. Стих, выясняется здесь: переход этот вызван был желанием засвидетельствовать о цели воплощения Христа Иисуса; Он пришел в мир не для того только, чтобы подать пример или показать, что тревожится о людях. Целью Его было спасти грешников из их бедственного духовного состояния. (Павел подчеркивает при этом, что среди грешников он — первый, т. е. наихудший.) Апостол хотел, чтобы относительно цели Господа никто не заблуждался. Сказанное им на этот счет — верно и всякого принятия достойно. (Схожие обороты встречаем в посланиях Павла еще четыре раза: 1Тим 3:1; 1Тим 4:9; 2Тим 2:11; Тит 3:8.)

1Тим 1:16. В сущности Бог для того и спас Павла, чтобы на его примере явить грешникам план их спасения. Будучи «первым из грешников» (сравните с другими отзывами Павла о себе в 1Кор 15:9 и в Еф 3:8), апостол являл собой крайний пример. И если у Бога хватило милости и долготерпения по отношению к нему, то хватит их и для любого другого человека. Все, кто последуют за Ним, да имеют этот пример перед собою. Первый из грешников стал святым; один из злейших врагов Божиих стал одним из вернейших слуг Его. В широком диапазоне между этими двумя крайностями найдется место для всех грешников.

1Тим 1:17. Созерцание Божией благодати, в собственном случае побуждает Павла к провозглашению типичного для него славословия, которое исполнено благоговейности и любви к Господу. В образе Царя веков — превознесение Бога над всеми приливами и отливами человеческой истории. Нетленный (в значении «бессмертный») и невидимый — два основных атрибута Бога, которые свидетельствуют о Его вечности и духовной природе. Словом единый подчеркивается Его уникальность, в типично еврейской монотеистической манере. Только этот Бог достоин чести и славы во веки. Аминь (сравните 6:16).

В. «Завещание» Павла Тимофею (1:18−20)

1Тим 1:18. После короткого отступления (стихи 12−17), касавшегося его лично, Павел возвращается к конкретным проблемам, стоявшим перед Тимофеем, с которых, собственно, и начинает это письмо (стих 3). Преподаю тебе, т. е. наставляю тебя; подразумевается, относительно лжеучений и тех, кто их распространяет (о чем упоминалось в стихе 3). Апостол «наставлял» своего молодого ученика сообразно с бывшими о нем пророчествами (касательно призвания Тимофея на служение и пригодности его к этому). Когда и кем были эти пророчества изречены, остается только гадать.

В 6:12 содержится намек на них; таким образом, напрашивается вывод, что благодаря упомянутым пророчествам Павел утвердился в своем убеждении, что Тимофей — добрый воин, способный успешно бороться против заблуждений, проникших в Ефесскую церковь. И самого Тимофея, надо думать, пророчества относительно него должны были вдохновлять в борьбе и служении.

1Тим 1:19. Если в Еф 6:10−17 Павел детально описывает предметы христианского вооружения для ведения духовной войны, то тут он говорит только о двух из них: о вере и доброй совести. Они всегда, кажется, упоминаются рядом (сравните 1Тим 1:3; 1Тим 3:9). Сильный в одном силен и в другом. И, напротив, за поражением в одном следует поражение в другом.

Так, некоторые, отвергнувши (здесь сильно звучащее греческое слово «апотео», буквально означающее «оттолкнуть прочь»; в Новом Завете это слово употреблено еще в двух местах: в Деян 7:27 и в Рим 11:1−2) добрую совесть, потерпели поражение (фигурально выражаясь — «кораблекрушение») в вере. Богословские заблуждения нередко коренятся в нравственном падении.

1Тим 1:20. Двое являли печальный тому пример в Ефесе. Именей (сравните 2Тим 2:17) и Александр. Трудно сказать, об одном и том же ли человеке, носившем это имя, говорится здесь, в Деян 19:33 и в 2Тим 4:14. Возможно, это были разные люди. Двоих, упоминаемых им тут богохульников, апостол Павел постановил предать сатане. Это, возможно, означало отлучение их от церкви (сравните 1Кор 5:1−5) и обречение, таким образом, на пребывание в той духовной сфере, которая контролируется сатаной (2Кор 4:4).

Ибо Павел рассматривал христианскую общину как сферу, в которой верующие имеют небесную защиту и вне которой они терпят ущерб, порой весьма ощутимый, болезненный (сравните 1Кор 5:5). Так или иначе, мера, примененная Павлом по отношению к двум отступникам, была направлена на их исправление. Стремлением не покарать, но исцелить руководствовался апостол.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Тимофею, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Тимофею 1 глава в переводах:
1 Тимофею 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.