I. Вступление (1:1−10)
А. Приветствие (1:1−5)
Гал 1:1. Начало послания одновременно является и типичным и нетипичным. Хотя в приветствии, обычном по своему характеру, автор, как всегда, представляет себя и называет тех, к кому обращается, в нем совершенно отсутствуют привычные читателю выражения благодарности и хвалы Богу за верующих, к которым послание адресовано.
Далее, после первых же слов, внимание читателя внезапно привлекается к проблеме, вызвавшей особую озабоченность Павла, — к тому, что достоверность его апостольства ставилась под сомнение. Хотя он и не был одним из первых двенадцати апостолов Христа, Павел заявляет, что как апостол он равен им. Понятие «апостолос» подразумевает право на власть, и словом этим обозначается человек, который вправе говорить от имени Бога — как Его представитель.
Павел получил апостольство не от людей (избранный не человеками), то есть апостолом его назначила не какая-либо официальная инстанция — не руководители, к примеру, в Иерусалиме или Антиохии. И не чрез человека (какого-то одного) получил он его — ни даже через Ананию, который помогал ему в Дамаске (Деян 9:10−17), ни через Варнаву, сыгравшего, так сказать, стратегическую роль, ибо открыл перед Павлом дверь к благовествованию как в Иерусалиме, так и в Антиохии (Деян 9:27; Деян 11:25−26).
Нет, Павел смело заявляет, что призыв к нему был обращен с неба — непосредственно Богом Отцом и воскресшим Иисусом Христом. Интересно отметить, что это единственное во всем послании упоминание о воскресении Христа. Им подчеркивается важность этого события для апостольского служения Павла: он был призван Господом не в дни Его земного служения, а после того, как совершилось Его воскресение, и это в глазах Павла имело особое значение.
Гал 1:2. Апостол посылал это письмо не только от себя, но и от своих сотрудников, которых называет находящиеся со мною братия (непосредственного участия в написании послания они, конечно, не принимали). Этими сотрудниками, возможно, были Варнава, а также пророки и учителя, вместе с которыми апостол трудился в Антиохии (Деян 13:1). Упоминанием о них подчеркивается тот факт, что учение, изложенное в этом послании, исповедовал не только сам Павел, — на нем стояли и другие верующие.
Послание направлялось церквам Галатийским, т. е. это было письмо, предназначенное тем церквам, которые были, вероятно, основаны Павлом во время его первого миссионерского путешествия и находились в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии (Писидийской).
Гал 1:3. К традиционному для греков и евреев приветствию — благодать вам и мир — Павел всегда прибегал в своих посланиях, в надежде на то, что эти благословения послужат верующим поддержкой в их повседневной жизни. Ибо благодать и мир исходят от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
Гал 1:4−5. Свое приветствие Павел завершает торжественной констатацией подвига, совершенного Иисусом Христом на голгофском кресте, и освобождающей силы креста — это и явится другой важной темой послания. Христос отдал Себя Самого за грехи наши (сравните 1Тим 2:6; Тит 2:14; 1Пет 3:18). Его смерть была добровольной и привела к завершению вражды между людьми и Богом, ибо удовлетворила те требования праведности, которые Бог предъявляет грешникам. Благодаря ей, стало возможным искупление человечества.
Одной из целей голгофского подвига Христа было избавить нас от настоящего лукавого века. Евангелие — это весть об освобождении. Оно несет верующему грешнику освобождение от силы воздействия на него современной мировой системы, которая преодолевается силою живущего в нем Иисуса Христа, — и происходит это так же верно и неизбежно, как верно и неизбежно освобождение его от грядущего осуждения в вечности. Не намекает ли здесь Павел на то, что ветхозаветный закон, который так усиленно навязывали галатам иудаисты, не мог бы совершить столь великого избавления?
Своим искупительным подвигом Христос исполнил волю Божию (Гал 1:4 сравните с Евр 10:7−10). Далее: послушание Спасителя принесло Богу славу (Гал 1:5; сравните Ин 17:1). И благодаря делу искупления, совершаемому Им во времени, искупленные святые будут прославлять Бога во веки веков. Таким образом, коснувшись уже в первых стихах послания тех двух моментов, которые, как он понимал, имели жизненно важное значение, Павел в самом его начале намечает направления предстоящего ему сражения: он утверждает истинность своего апостольства и провозглашает, что основой спасения человека является подвиг Христов, а никак не дела людские.
Б. Обличение (1:6−10)
Бросается в глаза, что в этом послании нет обычных для Павла благодарений Богу за своих читателей. Зато апостол не скрывает своего гневного удивления отступничеством галатов. И выражает его с еще большей силой, чем в начале своего первого послания к коринфянам, ибо тем, несмотря на их нравственное падение, апостол все-таки высказывал похвалу. А здесь, столкнувшись с богословским отступничеством, Павел не выражает и благодарности Богу, подчеркивая тем самым, что доктринальное отпадение — вещь более серьезная, чем согрешения против нравственности.
Гал 1:6−7. Павел выражает свое удивление почти непостижимым для него оборотом событий: галатские верующие совершали «дезертирство» (именно так сказано по гречески), покидая открытую им истину. И что не в последнюю очередь изумляло апостола, — это быстрота их отступления (так скоро переходите) — «так скоро» после того, как он посетил их в последний раз, или «так скоро» после того, как начали среди них свою вероломную деятельность лжеучители.
Галаты отворачивались не просто от одной богословской системы, предпочтя ей другую, — они отворачивались от Самого Бога: от призвавшего их благодатью Христовою (благодать Христова и есть основная тема данного послания). При этом они подпадали под воздействие «иного благовествования», т. е. ложного (по-английски сказано: «которое и не благовествование вовсе»).
Павел настаивал на том, что учение законников, утверждавших, что для спасения, помимо веры, необходимы еще и дела, не соответствует его благовествованию, которым галаты были спасены. На деле иудаисты пытались исказить благовествование Христово. Павел знал, что в то самое время, как он писал это послание, лжеучители пребывали за работой, «смущая» галат своим учением (Деян 15:24; Деян 20:29−30).
Гал 1:8. С целью подчеркнуть тот факт, что подлинное Евангелие благодати Божией не подлежит изменению, Павел ссылается на гипотетический случай. Если бы он сам (призванный Богом апостол) или даже Ангел с неба (т. е. небесный посланник) изменил бы смысл благовествования (ситуация в высшей степени невероятная), то да будет таковому анафема, т. е. осуждение в вечности.
Гал 1:9. На первый взгляд может показаться, что апостол повторяет сказанное им же выше, однако, на деле он развивает и подтверждает то, что они с Варнавой говорили галатам прежде, предупреждая их о Божием суде, — когда проповедовали у них впервые. Будучи ревностным блюстителем чистоты Евангелия благодати, Павел повторяет снова: кто благовествует вам не то (что и делали лжеучители), тот да подвергнется вечному Божиему осуждению. Не трудно понять, почему реакция Павла в этом случае была столь непримиримой.
Ведь иудаисты в сущности оспаривали совершенное на голгофском кресте, потому что, если для спасения необходимы и дела самого человека, то дела, совершенного Христом, — недостаточно (2:21). Далее: слишком большая опасность крылась в этом для погибающих людей: ведь если евангельская весть извращается, то неясным становится и путь спасения, а, значит, люди рискуют вечной погибелью.
Гал 1:10. Очевидно, иудаисты обвиняли Павла в том, что, проповедуя свободу от закона, он желал угодить язычникам, добиться их расположения. Однако, весь тон этого послания и особенно резкие слова, только что произнесенные им, едва ли были рассчитаны на обретение людского «благоволения». Человекоугодники не станут призывать проклятия на проповедующих ложные учения. В самом деле, если бы Павел стремился людям угождать, то оставался бы ревностным фарисеем и проповедником Закона и не сделался бы рабом Христовым. Апостол и в других местах утверждает, что цель его — в угождении Богу, а не людям (6:12; 1Фес 2:4).
II. Автобиографическая часть: защита Павлом его апостольства (1:11 — 2:21)
Далее Павел более подробно и аргументированно отвечает на вызов, брошенный ему как апостолу. Не был ли он самозванцем? Отнюдь. Ссылаясь на факты своей биографии, Павел провозглашает: а) он уже был апостолом прежде, чем встретился с другими апостолами; б) когда он встретился с ними, то был ими принят как равный; в) он даже счел необходимым обличить Петра, признанного главу всех апостолов.
А. Он был независим от других апостолов (1:11−24)
1. БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ПАВЛА ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ ОТКРОВЕНИЯ (1:11−12)
Гал 1:11−12. Прежде всего Павел указывает на то, что его Евангелие не является человеческим. Религии же, изобретенные людьми, ставят в центр человеческие заслуги и дела и рассматривают их как условие получения спасения. Но благовествование Павла было иным. Далее апостол подчеркивает, что оно исходит не из человеческих источников (ибо он принял его не от человека). Хотя он и слышал когда-то проповедь Стефана и был в непосредственных контактах с Ананией и Варнавой, познанием духовных истин он не им обязан.
Наконец, Павел утверждает, что Евангелие, проповедуемое им, он постиг не в процессе обучения. Хотя именно таким путем восприняли это Евангелие галаты (Павел учил их), сам он принял его иначе, а именно чрез откровение Иисуса Христа. И это было наивысшем удостоверением. Как же могли галаты ставить под сомнение его апостольскую власть и содержание его благовествования? И как решались они уклоняться от истины, полученной через Божественное откровение?
2. СОБЫТИЯ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ ОБРАЩЕНИЮ ПАВЛА (1:13−14)
Гал 1:13−14. Обращаясь к истории своей жизни, Павел не оставляет сомнения в том, что не от людей научился своему благовествованию. Свои отношения с христианской Церковью апостол прослеживает, начиная со времени, предшествовавшего его обращению: тогда они выражались лишь в форме фанатичного преследования им Церкви. Стоя перед царем Иродом Агриппою II, Павел в кратких словах поведал ему, как яростно гнал последователей Христа (Деян 26:9−11). К тому же, будучи фарисеем, он ревностно стремился преуспеть в иудаизме.
И в своем рвении превосходил многих своих сверстников — иудеев. Он любил закон и был, по его словам, неумеренным ревнителем отеческих преданий. Несомненно Павел много времени проводил за изучением Закона Моисея и сопутствующих ему раввинских традиций. Так кто же мог обвинить его в недостаточном знакомстве с доктринами иудаизма, когда он знал их лучше, чем сами иудаисты?
3. СОБЫТИЯ ВО ВРЕМЯ ЕГО ОБРАЩЕНИЯ (1:15−16а)
Гал 1:15−16а. Какой разительный контраст с тем, что сказано в стихах 13−14! Случившееся произошло потому, что Сам Бог вмешался в жизнь Савла Тарсянина: Когда же Бог. Нигде это не описано более впечатляюще, чем в 9 главе Деяний Апостолов. Здесь же Павел лишь перечисляет те три вещи, которые Бог сделал для него. Во-первых, Он избрал его от утробы матери. Павел сознавал, что Бог провидя «отделил» его для Себя еще прежде, нежели он родился, и что вся его жизнь до обращения была своего рода подготовкою к его будущему служению в роли проповедника Евангелия благодати Божией.
Во-вторых, Бог призвал Павла благодатью Своею. Подразумевается время спасения Павла. Он ответил на этот потрясший его Божий призыв и принял Иисуса Христа как своего Спасителя. В Рим 8:30 Павел перечисляет в их последовательности действия Бога в деле спасения: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». В-третьих, Бог благоволил открыть Сына Своего в Павле.
Ему, слепому, каким он был относительно Божественной природы Иисуса Христа и считавшему Назарянина обманщиком, Бог дал увидеть Христа, когда Савл шел в Дамаск, а позже — через внутреннее откровение донес до него все значение Личности и дела Спасителя. Целью этого откровения было подготовить Павла к благовествованию Христа язычникам.
В книге Деяний Апостолов подробно описано его служение не-еврейскому миру в процессе миссионерских путешествий. Он стал известен как апостол язычников (Деян 9:15; Деян 13:46−47; Деян 26:20; Рим 11:13; Рим 15:16; Еф 3:8; 1Тим 2:7). Павел подчеркивал, что как обращением своим, так и полномочиями на служение, он обязан только Богу, и никому из людей. Да и как иначе можно было объяснить столь чудесное превращение гонителя в проповедника?
4. СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОБРАЩЕНИЯ (1:16б−24)
Гал 1:16б−17. Итак, Павел подчеркнуто заявил, что содержание своего благовестия он не у людей почерпнул, будь-то прежде его обращения или в момент оного. Теперь же он утверждает, что и после обращения под воздействием людей не находился. Хотя Павел и общался с другими верующими после того, как обратился ко Христу, по вопросам доктрины он ни с кем из людей (с плотью и кровью) не советовался. Если бы у него возникли какие-то сомнения относительно Евангелия, он вполне мог бы пойти в Иерусалим, чтобы побеседовать с апостолами, но он этого не сделал.
А вместо этого, сразу же пошел в Аравию. Едва ли за тем, чтобы проповедовать в этом пустынном месте Евангелие; скорее всего Павел хотел остаться наедине с Господом, чтобы «брать уроки» непосредственно у Него, размышлять и получать дальнейшие откровения. Этот ревностный приверженец и исследователь Закона теперь пытался осмыслить свое обращение и понять на основании Ветхого Завета, Кто же Такой Иисус Христос (Лк 24:27). Результатом пребывания Павла в Аравии стала система христианского богословия, которую апостол изложил в Послании к Римлянам.
Мысль Павла ясна. Не в сотрудничестве с людьми разработал он систему своего богословия, но самостоятельно — ища руководства Бога и получая его.
Гал 1:18−20. В подкрепление сказанного прежде Павел сообщает, что после его обращения прошло три года — время, проведенное им в Аравии и Дамаске (стих 17) — прежде, чем он пошел в Иерусалим. Стал бы он ждать так долго, если бы нуждался в богословском наставлении со стороны учеников? Когда же он пошел в Иерусалим, то пошел для того, чтобы познакомиться (видеться) с Петром, т. е. с личным визитом, который продолжался всего пятнадцать дней. Ушел оттуда Павел потому, что на жизнь его готовилось покушение (Деян 9:29).
И хотя время, проведенное им в Иерусалиме, несомненно имело для Павла важное значение — ведь он лично узнал знаменитого апостола, — нет никаких указаний на то, что Петр наставлял Павла по богословским вопросам или как апостол оказал ему поддержку в его служении. Из остальных апостолов Павел встретился только с Иаковом («братом Господним»), который был тогда руководителем Иерусалимской церкви (Деян 12:17). Чтобы подчеркнуть правдивость только что сказанного им — несомненно по причине обвинений его со стороны иудаистов, что, мол, в неверном свете представляет свои взаимоотношения с другими апостолами, Павел облекает свои слова в форму клятвы, призывая Бога в Свидетели, что говорит правду.
Гал 1:21−22. После непродолжительного визита в Иерусалим Павел долгое время трудился в Сирии и Киликии, почему и не был известен церквам в Иудее (Деян 9:30; Деян 11:25). На это свое служение он не был уполномочен апостолами, и по причине расстояния, отделявшего его от Иерусалима, не мог подчиняться им или находиться под их контролем.
Гал 1:23−24. К этому времени церкви в Иудее успели почти забыть о Павле. Единственно, о чем они незадолго перед тем услышали, было, что тот, кто некогда гнал их церковь, теперь благовествует веру, которую прежде истреблял. Проповедь Павла, конечно, включала и доктрину об оправдании по вере, безотносительно к обрезанию и делам. И вот, услышав об этом, иудейские верующие прославляли за Павла Бога. Что же до лжеучителей, то для них это сообщение было подобно разорвавшейся бомбе. Ведь верующие евреи в Иудее с радостью исповедовали то же самое Евангелие, которое иудаисты старались дискредитировать.
Толкование Далласской семинарии на послание к Галатам, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.