А. Жизни не под законом (5:1−12)

1. ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНУ НЕСОВМЕСТИМО С ДЕЙСТВИЕМ БЛАГОДАТИ (5:1−2)

Гал 5:1. Этим стихом подводится итог сказанному в 4 главе, тема которой — рабство и свобода. Он же образует вступление к 5 главе. Павел объявляет Христа величайшим Освободителем, Который дарует верующим свободу от рабства. Апостол призывает галат «стоять» (сравните 1Кор 16:13; Флп 1:27; 4:1; 1Фес 3:8; 2Фес 2:15) в этой свободе, потому что, освободившись из-под ига язычества, они рискуют подпасть под иго Моисеева закона.

Гал 5:2. Взяв в качестве примера одну из грозивших им опасностей, а именно обрезание, Павел строго предупреждает тех из галат, которые склонялись к исполнению этого ветхозаветного обряда. Если они сделают это и станут таким образом надеяться на праведность по делам, то он, Павел, заявляет им: не будет вам никакой пользы от Христа.

Это не значит, что апостол осуждал обрезание как таковое — ведь он сам обрезал Тимофея (в Галатии) — для того, чтобы перед этим молодым человеком открылось более широкое поле служения (Деян 16:1−3). Но Павел решительно возражал против иудаистского учения, будто обрезание необходимо для спасения. Каждый, кто совершал обрезание по этой причине, тем самым к вере добавлял дела, а, значит, показывал, что не имеет спасающей веры во Христа.

2. ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНУ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНИКОМ (5:3).

Гал 5:3. Кроме того, что обращение к закону лишает силы благодать, оно налагает на человека совершенно новое обязательство: он должен исполнить весь закон. Закон — это некий единый комплекс, а потому всякий, кто ставит себя в зависимость от одной из его частей — ради своего оправдания, делается «должником» всего кодекса в целом, со всеми его требованиями, и подпадает под осуждение за неисполнение их (сравните с 3:10; Иак 2:10).

3. ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНУ ПРИВОДИТ К ОТПАДЕНИЮ ОТ БЛАГОДАТИ (5:4−6)

Гал 5:4. Обращение к закону и понимание обрезания как некоего похвального дела, заслуживающего награды, имеет и другие опасные последствия, о которых галатам стоило бы хорошо подумать. Всякий, стремящийся получить оправдание по закону, «остается без Христа», т. е. не живет уже в той сфере, где действует Христос. И, добавляет Павел, «отпадает от благодати». Речь здесь идет не о возможной потере спасения, потому что под словом «благодать» понимается не само спасение, а благодатный метод его.

Совершая обрезание с мыслью о необходимости его для спасения, галаты добровольно переходили из сферы действия благодати в сферу действия Моисеева закона. Ту же ошибку повторяют и в наше время те верующие, которые из церквей, где в центре проповеди ставится мысль о спасении по благодати, уходят в другие — где учат, что спасение зависит от покаяния, исповеди, веры, крещения и самой принадлежности к церкви.

Гал 5:5. В отличие от законников, истинные верующие «духом ожидают» праведности от веры (слово апекдехомета, переведенное как «ожидаем», по-гречески звучит как «страстно ожидаем»; в Новом Завете оно употреблено семь раз и всегда относится к возвращению Христа на землю — Рим 8:19, 23, 25; 1Кор 1:7; Гал 5:5; Флп 3:20; Евр 9:28, т. е. к завершению спасения по вере; сравните Рим 8:18−25).

Праведность, на которую мы надеемся, станет полным нашим достоянием (сравните 1Пет 1:3−4, 13), когда Христос снова придет на землю, потому что верующие сделаются тогда совершенно такими, какими хочет их видеть Бог. Та наша, как бы юридическая, праведность, которую мы получили при оправдании и которая является нашей внутренней характеристикой, преобразуется тогда, при прославлении, в праведность, видимую вовне. И тогда-то Бог во всеуслышание объявит всех верующих полностью приемлемыми для Него.

Гал 5:6. Для тех, кто во Христе Иисусе, спасение не зависит ни от обрезания, ни от необрезания (сравните 3:28; 6:15). Значение имеет лишь вера, действующая любовью, т. е. проявляющая себя в любви (сравните 5:13). Хотя спасение — от веры, независимо от дел, вера, которая истинна, выражается в делах любви (сравните Еф 2:10; Иак 2:14−18).

4. ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНУ МЕШАЕТ ДУХОВНОМУ РОСТУ (5:7−10)

Гал 5:7. В русском тексте — «Вы шли хорошо»; в оригинале — метафора: «вы бежали подобно добрым бегунам», т. е. становление галатийских христиан в их духовном опыте Павел уподобляет спортивному соревнованию (сравните 1Кор 9:24−26; 2Тим 4:7). Галаты хорошо начали его, но кто-то остановил их, заставив «сойти с дистанции». Хотя среди них действовало немало лжеучителей, употребление Павлом единственного числа показывает, что он имел в виду какого-то вождя законников. В результате верующие галаты перестали «покоряться истине» и думали успешно завершить «соревнования», не на веру полагаясь, а стараясь исполнить закон.

Гал 5:8−10. Ложное учение, которое начало распространяться среди галат, было не от Бога, призвавшего их (1:6). Он призвал их благодатью и в благодать. Но теперь другие голоса, соблазнив их, звали их вслед ложного Евангелия. Может быть, кому-то казалось, что апостол «сгущает краски»; обращаясь мысленно к таковым, Павел приводит поговорку (5:9), желая показать, что лжеучение действует, подобно закваске, которая, и будучи малой, «заквашивает все тесто», т. е. имеет всепроникающее действие.

Последователей такого учения может быть немного, и все-таки верующим надо быть начеку, чтобы им не увлеклась вся церковь. Приводя упомянутую поговорку, Павел мог также иметь в виду, что и небольшое как будто уклонение от истины способно разрушить всю ее стройную систему. Так, например, если считать, что обрезание необходимо для спасения, тогда все учение о благодати теряет смысл. Однако в смысле завершения дела Павел был настроен оптимистично. Он был уверен, что галаты согласятся с ним, а предводитель лжеучителей, который лично апостолу не был известен, понесет заслуженное наказание.

5. ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНУ ПРЕКРАЩАЕТ ДЕЙСТВИЕ КРЕСТА (5:11−12)

Гал 5:11. По-видимому, кто-то обвинял Павла в том, что он все еще проповедует обрезание. Конечно, до своего обращения он ревностно проповедовал и обрезание, и закон, а поэтому, «при желании», можно было и теперь объявлять его сторонником обрезания. Павел, однако, возражает на это простым вопросом: За что же гонят меня иудаисты, если я проповедую то же, что и они? Если бы это действительно было так, тогда соблазн (сравните 1Кор 1:23) креста прекратился бы, т. е. Крест и его значение исчезли бы из учения апостола. Но этого не случилось, и люди по-прежнему слышали из уст Павла Евангельскую весть, сущность которой заключалась в том, что никому не дано спастись своими собственными усилиями. Итак, Крест положил конец периоду закона, и в послушании ему, как и в обрезании, необходимость отпала.

Гал 5:12. В греческом оригинале и в англ. переводе Послания апостол, глубоко тревожившийся об утверждении в сознании верующих Евангелия благодати, употребляет более сильные выражения. Он хотел бы, чтобы иудаисты, настаивавшие с таким энтузиазмом на необходимости обрезания, подвергли бы себя полной кастрации — по примеру служителей культа языческой Богини Кибеллы в Малой Азии. Возможно, о физической их импотенции Павел говорил в переносном смысле с целью образно выразить свое горячее желание, чтобы они утратили способность «плодить» новых приверженцев своего ложного учения. Когда-то обрезание служило знаком завета, заключенного Богом с Израилем, однако, теперь оно имело не больше религиозного смысла, чем любой из многих ритуалов и обрядов, практиковавшихся язычниками.

Б. Жизнь не по принципу вседозволенности (5:13−15)

Гал 5:13−14. В 1 стихе Павел говорил о христианской свободе и предупреждал об опасности возвращения к рабскому состоянию. Здесь апостол снова напоминает своим читателям об их свободе во Христе и предостерегает их от опасности сделать эту свободу поводом к жизни по принципу вседозволенности. В частности, он призывал галат не злоупотреблять свободою для угождения плоти.

Не ложно понятая свобода, свобода ради похоти и распутства, должна быть их целью, но любовь друг к другу. Вместо того, чтобы налагать на себя узы закона или пребывать в рабстве у собственной греховной природы («плоти»; греческое слово саркс, переведенное как «плоть», встречается в Послании к Галатам семь раз: 5:13, 16−17, 19, 24; 6:8), галатам следовало бы связать себя узами взаимной любви.

Итак, показав весь ужас и всю тягостность двух форм рабства, Павел рекомендовал своим духовным детям третью, благодатную, форму его, а именно рабство взаимной любви. В подтверждение своей мысли он приводит цитату из Лев 19:18 и подчеркивает, что весь закон сводится к одной заповеди — любить ближних своих. Ту же самую истину проповедовал и Христос (Мф 22:39; Лк 10:25−28). Но Павел хотел, кроме того, показать, что любовь и есть исполнение закона. Эту мысль он более подробно развивает в Рим 13:8−10.

Гал 5:15. Тут подчеркивается, насколько важны были взаимные проявления любви в церквах. По причине вторжения в их среду лжеучителей церковь разделилась и погрязла в горьких разногласиях. Перешедшие на сторону законников и те, кто остались верными учению Павла, угрызали и съедали друг друга. Как далеко это было от библейского идеала верующих, любовью объединенных в одно целое! Такое положение угрожало церквам разрушением, в результате чего ими была бы утрачена возможность как лично, так и сообща свидетельствовать окружавшим их людям.

В. Жизнь по Духу (5:16−26)

1. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД ГРЕХОМ (5:16−18)

Гал 5:16. Решение проблемы, о которой шла речь выше, может заключаться только в одном — поступать по духу… Глагольная форма перипатейти, переведенная как «поступайте», буквально означает «ходите». Идя по жизненному пути, христианин должен поставить себя в зависимость от живущего в нем Духа Святого, полагаясь на Его водительство и силу. Однако Дух Святой не действует автоматически в сердце верующего.

Он ждет, чтобы тот поставил себя в зависимость от Него. Христианину, отдавшемуся под контроль Духа, Бог обещает, что он никоим образом (в греческом тексте употреблено двойное подчеркнутое отрицание «оу ме») не будет исполнять вожделений плоти. Таким образом верующему, хотя полностью он и не освободится в этой жизни от греховных желаний, проистекающих из его падшей человеческой природы, нет нужды капитулировать перед ними, ибо он с помощью Духа Святого в состоянии одержать над ними победу.

Гал 5:17. Далее Павел объясняет, почему верующие должны находиться под контролем и влиянием Духа. Дело в том, что каждый христианин имеет две природы: плотскую, полученную им при рождении и унаследованную от падшего Адама, и новую природу, получаемую при рождении свыше, когда данный христианин становится «причастником Божеского естества», т. е. Божественной природы (2Пет 1:4). Обеим этим природам свойственны желания, одной — нечистые и злые, а другой — святые. То есть они друг другу противятся, и в результате верующий может не делать того, что должен был бы делать.

Но Дух Святой, когда это Ему позволяют, не дает разыгрываться в человеке злым плотским страстям. (Некоторые придерживаются той точки зрения, что верующий, становясь «новым творением», по-прежнему обладает лишь падшей человеческой природой, новой природы не получая. Другие же считают, что всякая «природа» — это своего рода «вместилище»: плотская, старая, есть вместилище желаний, направленных на служение греху и своему «я», тогда как новая природа содержит в себе желания служить Богу и праведности.)

Гал 5:18. Подводя итог, Павел подчеркивает, что благочестивая жизнь — не та, которой живут, подчиняясь закону (под законом), но та, которая направляется («водится») Духом Святым. Галатам важно было знать, что как оправдание не может быть получено по делам, так и освящение не может быть достигнуто ценой человеческих усилий. Это, конечно, не означает, что в том или другом случае христианину следует оставаться пассивным, — нет, от него требуется активная вера — вера во Христа для спасения и вера в Духа Святого для освящения.

2. ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ПОБЕДЕ НАД ГРЕХОМ (5:19−21)

Поскольку верующий и после обращения имеет ту же греховную природу, какую имел до своего спасения, он может пасть жертвой своих грехов, т. е. тех, которые порождаются его же природой, если не будет жить по Духу.

Гал 5:19. Апостол провозглашает, что Дела плоти известны, в том смысле, что скрыть их нельзя, ибо они совершаются у всех на глазах. Нижеперечисленные грехи обычно делят на четыре категории. В первую входят четыре упоминаемые в этом стихе греха. Прелюбодеяние и блуд («порнейя»), от этого слова происходит слово «порнография».

В понятие «порнейя» входили все виды незаконных половых связей. Нечистота («акатарсия») — это широкое понятие, включавшее в себя любую моральную нечистоту (в мыслях, словах и поступках) — Еф 5:3−4. Непотребство («аселгейя») — это открытое и бесстыдное проявление вышеупомянутых грехов (сравните 2Кор 12:21, где встречаем те же слова).

Гал 5:20. Идолослужение — это поклонение языческим богам, т. е. идолам, и, судя по тому, что апостол упоминает о нем сразу же после перечисления сексуальных грехов, он, вероятно, подразумевал при этом и проституцию, мужскую и женскую, которая столь часто сопутствовала языческим культам.

Волшебство — это греческое фармакейя (отсюда — современный термин «фармакология»). Дело в том, что в древние времена при поклонении злым силам часто прибегали к различным наркотическим снадобьям — для введения поклоняющихся в транс. Интересно отметить, что этот порок не будет изжит и во дни великой скорби (Откр 9:21; Откр 18:23).

Затем идет перечисление социальных зол (количество и порядок их не вполне совпадают в русской и английской Библиях). Вражда (по-гречески — эхтраи; форма множественного числа, в котором стоит это слово в оригинале, по-видимому, означает, что Павел в первую очередь подразумевал тут враждебные чувства, которые питали друг к другу различные группы людей.

Ссоры (эрис) — это естественный результат враждебной настроенности одних по отношению к другим, и несомненно в них была одна из проблем галатской церкви. Зависть (зелос) — присуща греховному эгоцентричному типу людей (два эти слова — эрис и зелос встречаем также в Рим 13:13). Гневом (тимои) или взрывами его нередко завершаются вспышки тлеющей зависти.

Следующее слово в англ. тексте не «распри», как в русском, а тщеславные амбиции (которые нередко служат причиной распрей); по гречески «эритеиаи», буквально обозначающее «превознесение себя», которое проявляется в стремлении добиться главенствующего положения, «подмяв под себя» других (сравните Флп 2:3). К возникновению разногласий (дихостасиай) и ересей (хайресейс) приводят ссоры людей по причине различных мнений, либо несхожего отношения к тем или иным личностям (причина болезненных распрей между несогласными).

Гал 5:21. По-видимому, словами ненависть и убийство на русский язык переведено греческое слово «фтонои», которое по-английски передано как «зависть» (в несколько иной тональности, чем «зависть», упомянутая выше); тут подразумевается злобное чувство, неправедное желание завладеть тем, что принадлежит другому. Таким образом, ответственной за нарушение добрых взаимоотношений в семьях, церквах и в обществе оказывается греховная человеческая натура.

В четвертую группу злых дел входят два греха, связанных с употреблением алкоголя. Под пьянством (метаи) подразумевается чрезмерное потребление людьми крепких спиртных напитков. Под бесчинством (комои), по-видимому, понимались разгульные попойки, как правило, ассоциировавшиеся с поклонением богу вина Бахусу. Желая показать, что этот длинный перечень далеко не исчерпывает присущее людям зло, а лишь включает некоторые его виды, Павел добавляет и тому подобное.

Затем апостол официально предупреждает галат, как уже делал это ранее, когда был с ними, что поступающие так, т. е. погрязшие в этих и подобных им плотских грехах, будущего Царства Божия не наследуют. Это не означает, что христианин может потерять спасение, если впадет в какой-то плотской грех, однако, человек, постоянно живущий такой растленной жизнью, свидетельствует о себе, что он дитятею Божиим не является.

3. ЧТО ДАЕТ СИЛУ ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД ГРЕХОМ (5:22−23)

Гал 5:22−23. Каким контрастом служат эти стихи предыдущим! Как следует из 16 стиха, верующий уже не находится в рабской зависимости от вожделений плоти. Но силой Духа Святого ему дана способность проявлять в своей жизни те девять прекрасных качеств, которые перечислены ниже. Важно, однако, отметить, что эти качества (плод) — не от самого человека, но их производит Дух Святой, действующий в верующем, который пребывает в живом единении со Христом (сравните Ин 15:1−8).

Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют некое единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. В конечном смысле этот «плод» означает жизнь, в которой живет в верующем Сам Христос. И он же показывает, каким образом Христос формируется в верующем (сравните 2Кор 3:18; Флп 1:21).

Первые три качества отражают состояние души человека, и источник их в Боге. Любовь (агапе) названа первою, поскольку она является основой всех прочих добродетелей. Бог есть любовь, и Он любит мир (1Ин 4:8; Ин 3:16). Именно такого рода самоотверженную любовь, что послала Христа на смерть за грешников, являют в своей жизни верующие, которые действительно находятся под контролем Духа Святого. Радость (χαρά, = хара) — это глубокое и неизбывное внутреннее ликование, обещанное тем, кто пребывает во Христе (Ин 15:11).

Она не зависит от внешних обстоятельств, поскольку основана на осознании того факта, что все находится под властью всемогущего Бога (Рим 8:28). Мир (ейрене) — это также дар Иисуса Христа (Ин 14:27). Под ним понимается состояние безмятежности и внутреннего покоя даже перед лицом неблагоприятных для верующего обстоятельств; подобное состояние не вмещается в понимание обычного человека (Флп 4:7).

Следующая «триада» добродетелей направлена на других людей, подкрепляемая любовью, радостью и миром, живущими в христианине. Долготерпение (макротимия) — это умение не поддаваться раздражению (сравните Кол 1:11; Кол 3:12). Обладающему этим свойством не присуще лелеять планы мести, даже если его тяжело обидели. Благость (крестотес) — это благожелательность в действии, какую Бог явил по отношению к людям.

Поскольку Бог — добр и благ к грешникам (Рим 2:4; Еф 2:7), христианин тоже должен проявлять упомянутую добродетель в своей жизни (сравните 2Кор 6:6; Кол 3:12). Греч, аготосине, переведенное как милосердие, скорее означает «великодушие», т. е. прямоту и честность души и способность делать доброе даже тем, кто этого не заслуживает.

Последние три добродетели определяют поведение верующего, водимого Духом, в целом. Греч, пистис, переведенное здесь как вера, скорее означает «верность», т. е. такое свойство человека, которое делает его надежным или достойным доверия, подобным верному слуге, о котором читаем в Лк 16:10−12. Кротость (праутес) — признак того, кто покорен Слову Божию (Иак 1:21), и умеет быть снисходительным к заслуживающим порицания и наказания (сравните употребление этого слова в Гал 6:1; 2Тим 2:25; 1Кор 4:21; Еф 4:2; Кол 3:12; 1Пет 3:15).

Воздержание (енкратейя — встречается в Новом Завете только здесь и еще в Деян 24:25 и 2Пет 1:6) означает способность владеть собой и, в первую очередь, — обуздывать плотские инстинкты, о которых речь шла выше. Обладать такой способностью без содействия Духа Святого — невозможно (сравните Гал 5:16). В заключение Павел указывает: На таковых нет закона, имея в виду, что запреты закона теряют смысл по отношению к тем людям, которые поступают в соответствии с перечисленными добродетелями.

4. ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОБЕДУ НАД ГРЕХОМ (5:24−26)

Гал 5:24. Павел далее поясняет, что верующим (буквально — тем, которые Христовы) не приходится подчиняться похотям плоти, потому что они распяли ее с ее страстями. Конечно, речь идет не о буквальном «самораспятии» или самоумерщвлении. Здесь подразумевается то обстоятельство, что посредством крещения Духом Святым происходит отождествление христианина со Христом в смерти Его и воскресении. По заявлению Павла, он сам прошел через это (2:20), и все верующие — тоже (Рим 6:1−6; Кол 2:11; Кол 3:9).

Поскольку на кресте произошло это потенциальное сораспятие, для каждого верующего оно становится действенным с момента его обращения. Это не означает искоренения греховной природы человека, ни того, что из активной она превращается в пассивную, но означает осуждение ее на смерть, и факт этот должен быть осознан верующим и принят им как действительно совершившийся (Рим 6:11−12).

Таким образом победа над греховной природой с ее страстями и похотями одерживается Иисусом Христом в Его смерти. Верою эта истина должна постоянно удерживаться в сознании христианина, а иначе ему не избежать искушений, т. е. попыток подкреплять и утверждать эту победу ценой собственных, помимо Христа, усилий и достижений.

Гал 5:25−26. Снова напоминает Павел галатам, что кроме суда Божьего над грешной природой человека, действительны и даваемые ему свыше, Духом Святым, возможности и способности. Дух возрождает верующего к новой жизни (Ин 3:5−6), и поэтому побуждается всякий верующий по духу и поступать (сравните Гал 6:16).

Каждый шаг христианина должен направляться Духом Святым с тем, чтобы верующим не свойственно было тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Ибо все это проявления греховной натуры (5:19−21); в галатийских церквах они, видимо, свидетельствовали о разделениях по причине проникновения туда иудаистской ереси (сравните стих 15).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Галатам, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Галатам 5 глава в переводах:
Галатам 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.