Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Коринфянам 1 2-е Коринфянам 1 глава

I. Вступление (1:1−11)

Обдумывая в Македонии свое третье посещение Коринфа, Павел в порядке подготовки к нему отправил коринфянам это письмо. Приветствие следует в нем за именами автора послания и его получателя (церкви в Коринфе), что соответствовало обычному стилю посланий в первом веке (Деян 23:26).

А. Приветствие и представление автора и читателей (1:1−2)

2Кор 1:1. Хотя представлять себя как апостола и не являлось для Павла чем-то необычным, ни в одном другом из его писем не звучало это столь обостренно, как в этом. Ведь в центре всего послания — именно защита Павлом себя как апостола Иисуса Христа. В отличие от лжеапостолов, противостоявших ему в Коринфе, Павел был послан на служение Самим Иисусом Христом (Деян 9:15). Не он избрал его для себя — апостольство было возложено на Павла Богом (Деян 22:14).

Одним из наиболее ценимых Павлом помощников его в служении был Тимофей. Апостол упоминает его и в первых стихах других посланий: к Филиппийцам, Колоссянам, в 1 и 2-м Фессалоникийцам и к Филимону. Тимофей присоединился к Павлу в самом начале его второго миссионерского путешествия (Деян 16:1−3) и проявил себя как верный его сотрудник (Флп 2:19−22). Он тоже служил в Коринфе (Деян 18:5; сравните 1Кор 16:10−11; 2Кор 1:19), и потому, приветствуя коринфян, апостол называет его имя рядом со своим не из простой формальности. Тимофей был учеником Павла, но он зовет его братом (как и в посланиях к Колоссянам и к Филимону).

Хотя Павел и был озабочен положением дел в церкви Божией в Коринфе в то время (2Кор 11:3), он не сомневался, что составлявшие ее все-таки принадлежали Богу (Деян 18:10), и что никакая сила не могла бы отлучить их от Него (Рим 8:38−39). Конечно, он чувствовал это в отношении не только коринфян, но и вообще всех христиан, живших в окрестностях столичного города Ахаии. Все верующие были святыми — в том смысле, что были отделены Богом для служения Ему, хотя они и не обладали иммунитетом против происходивших в Коринфе споров, ссор и их последствий.

2Кор 1:2. Под благодатью подразумевается любовь Божия в действии, результатом чего является мир. Оба эти аспекта — благодать и мир проявлялись в служении Иисуса Христа (Ин 1:14; Ин 14:27). Павел надеялся, что пожелание его будет осуществляться в жизни коринфских верующих по мере того, как он будет пасти это свое стадо.

Б. Благодарение Богу за утешение, ниспосылаемое Им (1:3−11)

Одним из многих парадоксов христианской жизни является то, что благодать Божия наиболее ощутимо проявляется не в лучшие, а как раз в худшие времена. Как бы ни стремился христианин к возвышению (сравните 1Кор 4:8), благодать он чаще всего обретает в смирении (сравните 2Кор 12:9). Эта мысль проходит через все письмо и побуждает Павла горячо благодарить Бога.

2Кор 1:3−4. Слово «скорбь» (тлипсеи — беды, трудные обстоятельства) апостол употребляет в этом послании девять раз (стих 4 /дважды/, 8; 2:4; 4:17 — где оно переведено как «страдание»; 6:4 («бедствия»); 7:4; 8:2, 13 («тяжесть»). Трижды прибегает и к однокорневому глаголу тлибо (1:6 — «скорбим»; 4:8 — «притесняемы»; 7:5 — «стеснены». Все христиане проходят через те или иные скорби. Но Павел, вероятно, познал их больше, чем большинство его читателей. По мысли Павла, скорби помогают христианам перестраиваться в сознании, ориентируя их не на внешнее и временное, а на внутреннее и вечное (1:9; 4:17−18).

Источником всякого утешения в любых скорбях является Сам Бог, Которому Павел дает три титула: Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (так же и в Еф 1:3; 1Пет 1:3), Отец (в смысле «источника») милосердия и Бог всякого утешения. Бог утешал самого Павла в его скорбях (2 Кор. 1:8−9) и избавил его от них (стих 10).

Греческое слово оиктирмон, переведенное как «милосердие», встречается в Новом Завете еще четыре раза (Рим 12:1; Флп 2:1; Кол 3:12; Евр 10:28). Подобно тому, как духовные дары предназначены не только для получающих их, но должны употребляться для назидания верующих (1Пет 4:10), и утешение, исходящее от Бога, побуждает христиан утешать других. Утешение Божие часто изливается через людей (Деян 9:10−19; 2Кор 7:6) и действует в результате молитвы (1:11). Слова одного корня с «утешать» Павел употребляет пять раз в стихах 3−4 и еще шесть раз в стихах 5−7!

2Кор 1:5−7. Павел страдал по причине своей верности Христу (Мф 5:11; Кол 1:24). Неизменно проповедуя Евангелие, он подвергался гонениям от людей (Кор. 11:23−26) и страдал от различных лишений, естественных при его деятельности (11:27). Однако страданиям апостола за Христа сопутствовало и все возраставшее утешение, получаемое от Него.

Под словами страдания Христовы (стих 5), скорбим ли мы (стих 6) и в страданиях наших (стих 7), Павел мог подразумевать либо страдания, которые выпали ему в Асии (о чем он говорит далее, в стихе 8), либо боль, причиняемую ему раздорами в коринфской церкви (сравните 11:28−29). Собственно, он мог иметь в виду и то и другое, но если в первую очередь — коринфские проблемы (сравните 7:5), то тогда и коринфяне страдали тем же страданием. Ведь строгое письмо Павла (7:8) глубоко опечалило их, потому что они поняли, как сильно огорчило апостола их предосудительное поведение (7:9).

Конечно, и ему было горько писать им то письмо (2:4), но он делал это из любви к ним, ради их утешения в спасения (сравните 7:10). Под «спасением» здесь понимается тот аспект его, который есть возрастание в освящении, чему несомненно способствовало упомянутое письмо Павла (7:11). Реакция на него коринфян доставила утешение как им самим, так и апостолу (7:13), утвердив его в надежде (1:7), что Бог неизменно присутствует в жизни коринфян (сравните Евр 12:7−8).

2Кор 1:8−11. Надежда на Бога, которая служила Павлу опорой в его отношениях с коринфянами, была ему поддержкой и в его личной многотрудной жизни. То, что приключилось с ним в Асии, превысило пределы его сил. Очевидно, коринфяне что-то об этом знали, возможно, от Тита, но не представляли, насколько серьезным было это испытание для Павла.

А он, вместо того, чтобы скрыть чувство беспомощности и отчаяния, охватившее его тогда, говорит об этом подчеркнуто, чтобы продемонстрировать коринфянам, насколько и он сам и они бессильны сами по себе, и как важна в свете этого молитва — как средство привлечения благодатного Божиего вмешательства и Его помощи.

О том, какая именно скорбь обрушилась на Павла в Асии, издавна ведутся споры: Комментаторы в 19 веке и ранее считали, что под «Асией» здесь следует понимать Ефес. И пережитое там Павлом связывали с тем, о чем он говорит в 1Кор 15:32, — что он «боролся со зверями в Ефесе», возможно, намекая на бунт, спровоцированный Димитрием и другими серебряных дел мастерами; Деян 19:23−41. (Они жили тем, что изготовляли серебряные украшения для знаменитого храма греческой богини Артемиды, и потому возненавидели Павла, подрывавшего своей проповедью культ их богини.) Однако в Деян 19:23−41 нет и намека на причинение какого-либо ущерба Павлу.

В двадцатом веке комментаторы склонны думать, что речь здесь идет о каких-то других событиях, случившихся где-то на окраине Асии (западная оконечность современной Турции). Говорят, например, об избиении Павла иудеями в Ликаонской долине (2Кор 11:24), когда они едва не убили его. Но, может быть, апостол имел в виду какую-то тяжелую опасную болезнь, которую он перенес.

Все это, так или иначе, лишь предположения. Однако именно потому, что установить конкретно, о чем идет речь, не представляется возможным, верующие и сегодня могут прилагать этот горестный опыт апостола к самим себе — особенно в тех случаях, когда попадают в обстоятельства, казалось бы, совершенно безвыходные.

Павел не надеялся остаться в живых. Он пишет: Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что… сами в себе имели приговор к смерти (по-англ. — «чувствовали себя в сердце своем приговоренными к смерти»; сравните 4:10−12, 16; 11:23−25). Конечно, и прежде христианский путь Павла не был усыпан розами! Но некоторые полагают, что именно этот случай необратимо изменил взгляд апостола на собственную жизнь. До этого он выражал надежду, что, может быть, окажется в числе тех, кто будут еще живы к моменту второго пришествия Христа (1Кор 15:51−52; 1Фес 4:15−17). Но после пережитого он сосредоточивает все свое внимание на факторе воскресения (Флп 3:10−11).

Не вызывает, однако, сомнения вера Павла в то, что Бог будет избавлять его от смерти (сравните 2Кор 4:8−14) до тех пор, пока он не пройдет предназначенного ему пути (2Тим 4:7) и не выполнит порученного ему дела. А еще он знал, что потом, в свое время, Господь воскресит его из мертвых (сравните 1Кор 15:55; 2Кор 4:14). Непоколебимо надеялся Павел на коринфян (1:7) и на Господа (стих 10). Молитвы коринфян (стих 11) были одним из условий его избавления, ибо молитвы установлены и предписаны Богом как средство исполнения Его воли в мире людей.

II. Апостольское служение (1:12 — 7:16)

Одна из причин, побудивших апостола Павла написать это послание, состояла в том, чтобы ответить на порочившие его слухи, которые распускались в Коринфе — относительно правомочности его апостольства, правильности его поведения и искренности его чувств к коринфянам. Позже (главы 10−13) апостол выступит в защиту своего апостольства.

Вопросов о достойности своего поведения и, в первую очередь, в связи с упомянутым сбором пожертвований, он касается в главах 8 и 9. А в главах, предшествующих им (1:12 — 7:16) центр тяжести приходится на глубоко прочувствованное утверждение Павлом искренности его служения в целом и коринфянам в частности.

А. В защиту измененных планов (1:12 — 7:11).

Кто же возбуждал коринфян разговорами о якобы недостаточной приверженности апостола Павла к коринфской церкви и его будто бы неискренности? В точности это неизвестно. Однако резонно предположить, что слухи эти сеяли лжеапостолы (11:4. 13), с целью опорочить своего главного соперника. И хотя открытый бой своим противникам Павел дает в конце этого послания, полемический тон его ощущается уже с первых глав.

2Кор 1:12. О побуждениях, которыми он руководствуется в служении, Павел говорит прямо, без обиняков. Он с полным основанием мог утверждать, что вправе «хвалиться» свидетельством совести своей (сравните 4:2; 5:11), подкрепленным знанием Слова Божьего, что поведение его, особенно с коринфянами (сравните 1Кор 4:3−4), не заслуживало порицаний.

Три вещи говорит апостол о своем поведении.
1) Оно было чистосердечным и простым — в значении (что можно утверждать на основании лингвистического анализа) целеустремленного (сравните 2Кор 11:3, где слово «простота» употреблено в том же значении).
2) Поведение его диктовалось богоугодной искренностью (сравните 2Кор 2:17).
3) Не в согласии с плотской (т. е. человеческой) мудростью, которая в конечном счете всегда ведет к самоугождению, действовал Павел, но поведение его определялось благодатью Божьей, а это значит, что он руководствовался любовью к другим и желанием принести им высшее благо.

2Кор 1:13−14. В англ. Библии эти стихи звучат несколько яснее: «Мы не пишем вам ничего, что бы вы не могли прочесть или понять. И я надеюсь, что, как вы уже поняли нас отчасти, так поймете и до конца: что можете хвалиться нами, как и мы вами, — в день Господа Иисуса Христа». Письма Павла, как и его поведение, были простыми (целеустремленными) и искренними, продиктованными не человеческой мудростью, но Божией благодатью. В его посланиях к коринфянам тоже нет второго смысла или скрытых мотивов. Апостол был прямым и честным человеком, и такими же являются его послания.

Он чувствовал, что коринфяне это отчасти уже уразумели, и надеялся, что однажды уразумеют до конца, т. е. всем сердцем примут то, что он говорит и пишет им. Именно такими «видел» их Павел. он был уверен в истинности их обращения к Господу (сравните 1Кор 9:1−2). Он чувствовал, что в конце-концов коринфяне сами выступят в его оправдание и даже будут похвалою ему (т. е. будут хвалить его; по гречески «бурно радоваться») в день Господа нашего Иисуса Христа (сравните Флп 2:16), т. е. когда все они явятся «пред судилище Христово» (2Кор 5:10−11).

2Кор 1:15−16. В духе такого доверия к коринфянам Павел задумал было пойти к ним прямо из Ефеса, что дало бы ему возможность придти к ним потом вторично. Это, видимо, было изменением его первоначальных планов (1Кор 16:5−7). Ведь раньше он собирался придти в Коринф по пути из Македонии и пробыть там зиму (на самом деле так оно и случилось — Деян 20:1−3). Предполагавшееся изменение планов позволило бы апостолу посетить коринфян дважды — сначала по пути в Македонию, а затем на обратном пути. Павел планировал два посещения коринфян, желая выразить им свои теплые чувства. Ему хотелось почаще видеть их.

2Кор 1:17. Однако апостол изменил свой маршрут (2:1), и его противники в Коринфе заявили, что эти, мол, колебания — признак ненадежности Павла во всем — не только в отношении того, куда он идет, но и того, что он говорит. Эти-то наветы горячо отрицает апостол. Свои планы он составляет и изменяет не по плоти (иначе «не по-мирски», т. е. не собственными интересами руководствуясь; сравните 1:12). И не свойственно ему говорить то «да», то «нет», преследуя какие-то свои цели. Причину, побудившую его изменить свои планы, он объяснит (1:23 — 2:2), но в данный момент его больше волнует обвинение в том, что его проповедь будто бы сомнительна и не заслуживает доверия.

2Кор 1:18−20. Источником постоянства Павла в его служении был Сам Бог, Который всегда верен, и не менее, соответственно, заслуживала доверия проповедь Павла. Как в вести, которую нес, он не колебался (не говорил то да, то нет, стих 18), так не колебался он и в планах своих (не составлял их по принципу то да-да, то нет-нет, стих 17). Весть его была об Иисусе Христе, в Ком все обетования, данные Богом людям, нашли полное подтверждение. И единственно правильным ответом на эту Божию весть является Аминь (буквально «да будет так»).

Именно этим, исполненным покорности Богу, ответом руководствовались в первую очередь Павел, Силуан и Тимофей, придя некогда в Коринф, чтобы прославить там в синагоге Христа (Деян 18:5). Во Христе исполнились Божии обещания, данные Аврааму и Давиду (Рим 1:3; Рим 11:5; Гал 3:16), и в Нем до конца был исполнен закон (Рим 10:4) — эту истину, по-видимому, и оспаривали противники Павла (сравните 2Кор 3 гл.). Однако коринфяне обрели спасение ко славе Божией именно через эту весть, проповеданную им Павлом и его сотрудниками.

2Кор 1:21−22. Переводчики Библии на англ. язык как бы расшифровали и уточнили стих 22: Он поставил на нас печать как на Свою собственность (по-русски — «запечатлел нас»), и в сердца наши вложил Дух Свой — в залог того, чему предстоит совершиться. Те, кто говоря «аминь», услышав евангельскую весть, обретают чувство уверенности и безопасности во Христе.

В момент, когда человек начинает веровать, Бог запечатлевает его Духом Святым — для того, чтобы он, подобно Христу (Христос означает «Помазанный»), мог прославить Его своею жизнью (сравните Мф 5:16). Иоанн пишет, что христианин получает помазание от Бога (1Ин 2:20, 27). Оно выражается в излиянии на верующего Духа Святого, — что напоминает помазание священников маслом.

«Запечатление» верующего в качестве Божией собственности (сравните Еф 1:13−14), будучи результатом присутствия в нем Духа Святого, тоже происходит в момент уверования. В новозаветные времена печать на документе свидетельствовала о принадлежности его тому, кто поставил на него печать, и о том, что таковой отвечает за этот документ, ставит его «под защиту» своей печати. Так же и в спасении: Святой Дух, подобно печати, утверждает, что христиане, отождествляясь со Христом, становятся собственностью Бога и пребывают под Его защитой и охраной (1Кор 6:19−20). Возможно, из подобных соображений Павел и называл себя рабом Христа (Рим 1:1; Флп 1:1).

Итак, помазание и запечатление… А третьим делом Духа Святого в процессе спасения верующего является подтверждение Им того, что работа, начатая Богом в этом человеке, будет завершена. Ведь искупление в настоящем дает только предвкушение того, что сулит христианину вечность (сравните Рим 8:23), и присутствие Духа Святого в наших сердцах (сравните Рим 5:5; 2Кор 5:5) — это как залог того, что ожидает нас в будущем. В греческом оригинале стоит слово аррабона, которое означало первоначальный денежный взнос, обязывающий того, кто сделал его, к дальнейшим платежам. Это же слово встречаем в 2Кор 5:5 и Еф 1:14 (сравните с выражением «начаток Духа» в Рим 8:23).

2Кор 1:23−24. Ранее Павел уже начал объяснять, почему изменил свои планы (стих 15). Он упомянул тогда о «слове» (стих 18) своем, т. е. о благовестии, которое коринфяне слышали от него, и в этой связи — о своей честности и надежности, что и повело его к отступлению от темы в стихах 19−22. Теперь же он возвращается к причине изменения своих планов.

Апостол понимал, что эта перемена породила определенную проблему в коринфской церкви; это можно почувствовать из того, с какой силой и горячностью провозглашает он: Бога призываю во свидетеля на душу мою (сравните Рим 1:9; Флп 1:8; 1Фес 2:5, 10). То есть он жизнью своею («на душу мою») торжественно клянется перед Божественным Судией в правдивости тех объяснений, которые приводит ниже. Свой визит он отсрочил ради коринфян, желая избежать тех дисциплинарных мер (щадя вас), которые ему пришлось бы применить в случае прихода к ним.

Своей апостольской властью (2Кор 10:2−8; сравните 1Кор 5:4−5; 1Тим 1:20) Павел пользовался неохотно. Он не брал власть над верою коринфян, другими словами, он не имел деспотической склонности пользоваться себе в угоду тем обстоятельством, что к вере во Христа они пришли через его проповедь. Диктаторские приемы могли породить угодничество, но — не послушание, возникающее из истинной веры, которую и насаждал Павел. А вот лжеапостолам и тому царству, которое они представляют на деле, часто бывают свойственны авторитарные методы руководства (сравните 2Кор 11:13−15), которые совершенно чужды Христу (Лк 22:25−27) и Его последователям (1Пет 5:3).

Русским «споспешествуем» передано греческое выражение «мы с вами соработники» (сравните 1Кор 3:9), и всю фразу до «ибо верою» надо, очевидно, понимать в том смысле, что «мы сообща трудимся для радости вашей, для вашей духовной победы»; иначе говоря, Павел работал не во вред коринфянам и не ради того, чтобы насладиться властью над ними.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

2 Коринфянам 1 глава в переводах:
2 Коринфянам 1 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.