I. Вторжение в Ханаан (1:1 — 5:12)
А. Назначение Иисуса Навина (глава 1)
1 НАВИН СЛУШАЕТ ГОСПОДА (1:1−9)
Нав 1:1. Слова по смерти Моисея связывают эту книгу с книгой Второзакония (сравните Втор 34:1−9). Еще до смерти Моисея Иисус сын Навин был назначен его преемником (сравните Чис 27:15−23; Втор 3:21−22; 31:1−8). На протяжении многих лет он был помощником и служителем Моисея (Исх 24:13; 33:1; Чис 11:28).
Иисус Навин происходил из колена Ефремова (Чис 13:8) и жил сто десять лет (Нав 24:29).
Наверное Иисус испытывал чувство одиночества и, стоя у Иордана, ожидал с нетерпением и надеждой: когда же прозвучит для него голос Божий! В своей надежде Иисус не обманулся. Если Божий слуга имеет терпение ждать и слушать, Господь непременно вступит в контакт с ним. В нынешнем «веке» Бог обычно говорит через Свое написанное Слово. Но в ветхозаветные времена Он нередко обращался к верующим ночью во сне, а днем в видениях, говорил Он и через первосвященников, а порой и голосом, доступным человеческому слуху.
Нав 1:2. Каким бы способом ни обратился Бог к Иисусу Навину, то, что Он сказал, прозвучало ясно: Моисей, раб Божий, умер. (Любопытно, что в 1 главе книги Моисей трижды назван «рабом Господним» — в стихах 1, 13, 15; сравните Исх 14:31; и еще тринадцать раз он назван так в других местах этой книги.) В конце своей жизни Навин тоже был назван «рабом Господним» (Нав 24:29). Но хотя Моисей и умер, цель Божия продолжала жить, и теперь Иисус стал ключевой фигурой, той личностью, которой предстояло осуществлять Божий план.
Инструкции, полученные им свыше, были четки и ясны. Иисусу предстояло немедленно возглавить весь народ и перевести его через реку Иордан, чтобы ввести в землю, которую Бог собирался дать им. Неуместен был бы вопрос о праве Бога отдать Ханаан израильтянам — ведь Ему принадлежит вся земля в целом. Как скажет впоследствии псалмопевец: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс 23:1).
Нав 1:3−4. Хотя земля и была дарована Богом Израилю, получить ее он мог ценой военных сражений. Господь дал им право на эту территорию, но для того, чтобы овладеть ею, им следовало пройти ее всю (Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам. Границы земли, установленные Богом и обещанные Им Аврааму (Быт 15:18−21) и Моисею (Втор 1:6−8), должны были простираться от пустыни на юге до Ливанского горного хребта на севере, и от реки Евфрат на востоке до великого моря (Средиземного) на западе.
Под выражением всю землю Хеттеев не подразумевалась, по всей видимости, обширная империя на севере от Ханаана, которая носила это название; дело в том, что в древности население Ханаана в целом или одной из частей его называли порой «хеттеями» (сравните Быт 15:20). Вкрапления этнической группы под названием «хеттеи» встречались в Ханаане повсюду.
За тридцать восемь лет перед тем Иисус Навин ходил с разведкой в эту добрую и плодородную землю — в числе 12 лазутчиков (Чис 13:1−16; там — в Чис 13:9 — он назван «Осией»; это один из вариантов написания его имени).
Красота и обилие земли не потускнели у него в памяти. И вот теперь он должен был вести туда армии израильтян, чтобы завоевать эту территорию. Какова же протяженность ее границ? Та часть, которой во времена Иисуса Навина действительно завладели евреи, была намного меньше обещанной им в Быт 15:18−21. Но даже в царствования Давида и Соломона, когда земли было отвоевано более всего, то, что лежало за пределами отвоеванного, находилось лишь в сфере влияния Израиля.
Когда же израильский народ полностью овладеет всей землей? Смысл многих пророчеств в том, что наступит время, когда Господь вновь соберет евреев отовсюду и будет царствовать над обратившимся и покаявшимся Израилем. Это будет в дни второго пришествия Христа. Так что полное и окончательное овладение Обетованной землей не произойдет прежде того дня (сравните Иер 16:14−16; Ам 9:11−15; Зах 8:4−8).
Нав 1:5. Будучи поставлен перед грандиозной задачей овладения Ханааном, Иисус Навин нуждался в повторном слове ободрения. По личным наблюдениям он знал, что хананеи и другие, населявшие землю, были сильными людьми, жившими в хорошо укрепленных городах (сравните Чис 13:28−29). Частые сражения поддерживали в воинах постоянный дух боевой готовности.
Кроме того, земля, лежавшая перед Навином, была в большей своей части гористой, что для военных маневров было особенно неблагоприятно. Однако Бог заверил Иисуса, что ему до конца жизни предстоит одерживать победы над врагами, и причиной этих побед будут Его неизменное присутствие среди евреев и помощь им. «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя», говорит Господь (Нав 1:9). А обещания Свои Бог никогда не нарушает.
Нав 1:6. Из этого решительно звучащего заявления Господа, что Он никогда не оставит Иисуса Навина, вытекает Его трехкратно обращенный к последнему призыв быть твердым и мужественным (сравните стихи 7, 9, 18) — именно на том основании, что Богом эта земля им обещана. Стойкость и сила духа будут им необходимы, потому что впереди их ожидают нелегкие битвы, но Навину всегда следует помнить, что Израиль, побуждаемый им брать эту землю себе в наследие, преуспеет в этом только потому, что земля была обещана их праотцам, т. е.
Аврааму (Быт 13:14−17; 15:18−21; 17:7−8; 22:16−18), Исааку (Быт 26:3−5), Иакову (Быт 28:13; 35:12) и народу в целом — как семени Авраамову (Исх 6:8) — в вечное владение. И вот настал момент, когда Иисус Навин должен был повести сынов Израилевых на завоевание Обетованной земли. Какую великую роль предстояло ему сыграть в этот решающий период истории своего народа!
В каждом из последующих поколений исполнение великого Господнего обещания зависело от послушания Израиля Богу, но Библия не оставляет сомнения в том, что право на эту землю принадлежит еврейскому народу. Это право даровано ему на основании завета с Богом — хотя полностью осуществить его Израиль не сможет, пока не установит с Ним угодных Ему взаимоотношений.
Нав 1:7−8. Затем вновь прозвучало повеление Навину — быть твердым и очень мужественным, и тщательно исполнятьвесь закон. Это повеление исходит из того, что сила Божия действует через слово Его. Призыв содержит в себе и ту мысль, что для неуклонного следования слову Божию требуется больше характера и силы воли, чем для одержания военной победы! Подразумевается исполнение записанного закона. И хотя многие критики настаивают на том, что Писания появились лишь несколько веков спустя после излагаемых здесь событий, однако, в стихе 8 имеется ясная ссылка на книгу закона.
Для того, чтобы преуспеть в завоевании Ханаана Иисусу предстояло исполнить три вещи: а) закон не должен был «отходить от уст его», т. е. он должен был постоянно говорить и напоминать о нем (сравните Втор 6:7); б) он должен был размышлять над ним день иночь (сравните Пс 1:2; 118:97); в) ему следовало исполнять все, что… написано в книге, т. е. действовать в соответствии с содержащимися в ней постановлениями и правилами (сравните Езд 7:10; Иак 1:22−25).
Жизнь Иисуса Навина свидетельствует, что он на практике следовал наставлениям Моисеева закона, т. е. всему, что было записано из Божьего слова на ту пору. Наградой ему были победы в сражениях.
В одном из своих прощальных обращений к народу, незадолго до своей смерти, Навин призывал евреев подчинять свою жизнь Писаниям (Нав 23:6). К несчастью, они лишь недолгое время следовали его призыву. В последующих поколениях каждый из них делал то, что ему заблагорассудится (Суд 21:25). Религиозное отступничество, как и отступничество от норм нравственности, стало обычным в среде израильского народа.
Нав 1:9. Призыв к мужеству Господь обосновывал обещанием Навину постоянного Своего присутствия.
Вероятно, Израильскому полководцу были знакомы чувства слабости, неуверенности в себе и страха. Может быть, ему приходили мысли об «отречении» еще до начала завоевания земли. Возможно, тем, что Бог об этом знал, объясняется Его троекратно повторенное Навину — Будь тверд и мужествен (стихи 6−7, 9; сравните стих 18). Этого было достаточно: во все последующие годы военачальник хранил твердость и мужество, «не страшился и не ужасался» даже при столкновениях «с людьми исполинского роста, жившими в хорошо укрепленных городах» Иисус Навин был верен Господу до конца своей жизни.
2. НАВИН ДАЕТ ПОВЕЛЕНИЕ КОМАНДИРАМ («НАДЗИРАТЕЛЯМ») (1:10−15)
Сначала Господь говорил к Иисусу Навину. Затем Навин должен был говорить к народу, что он и сделал без промедления. Повеления его звучали уверенно. Не колеблясь, возложил на себя ответственность новый вождь евреев. Ситуация, в которой оказались Иисус и народ, была отнюдь не простой. Их нынешняя дилемма сильно напоминала ту, с которой столкнулись Моисей и израильтяне при переходе Чермного моря (Исх 14). В обоих случаях трудности возникли при начале служения вождей. И тогда и теперь преодолеть их естественным путем было невозможно. В обоих случаях требовалось безоговорочно довериться Богу и поставить себя в полную зависимость от Его чудной, сверхъестественной силы.
Нав 1:10−11. Две вещи требовали особенного внимания. Во-первых, надо было заготовить провизию; хотя манну евреи все еще собирали ежедневно, им надо было запастись плодами и зерном с равнин Моава — как для себя, так и для скота. Приказ «заготовлять пищу» Иисус Навин дал командирам (буквально надзирателям), которые, наподобие современных штабных офицеров, передавали приказы главнокомандующего народу. Через три дня завоеванию предстояло начаться.
Нав 1:12−15. Следующим важным делом Навина было напомнить коленам Рувима и Гада, а также половине колена Манассиина, что, хотя они и получили свои наделы на восточной стороне Иордана, они обязаны были сражаться вместе со своими братьями и помочь им завоевать землю западнее Иордана (Чис 32:16−32; Втор 3:12−20). Ключевым словом здесь является вспомните, и ответ упомянутых племен (Нав 1:16−18) показывает, что они не забыли своего обещания и готовы были исполнить его. Им, следовательно, предстояло быть ударными частями и возглавить вторжение в Ханаан (стих 14: идите пред братьями вашими).
3. НАВИН ПОЛУЧАЕТ ПОДДЕРЖКУ ОТ НАРОДА (1:16−18)
Нав 1:16−18. Ответ тех, кому предстояло обосноваться в Трансиордании, прозвучал с энтузиазмом и от всего сердца. И в этом отразилось настроение всех племен в решающий момент подготовки к вторжению. А новый вождь не мог не воодушевиться, видя, что все, как один, поддерживают его. Их клятва в лояльности и послушании (мы сделаем… пойдем… будем слушать) включала и торжественное заверение, что всякий виновный в непослушании будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! — Господний призыв к Навину повторили и представителям племен (сравните стих 6−7, 9).
Однако полководцу было поставлено условие: народ готов был следовать за ним, если он убедительно докажет, что его самого ведет Бог (стих 17). Это была мудрая предусмотрительность, которой следовало тщательно руководствоваться, дабы израильские вожди не превратились в лжепророков или в «слепых водителей слепых».
Б. Разведывательная операция в Иерихоне (глава 2)
Иисус Навин был когда-то одним из 12 лазутчиков, которые ходили на разведку в землю, что лежала теперь перед ними (Чис 13−14). И вот, повернувшись лицом к западу и видя по ту сторону бурного Иордана эту землю, которую Бог обещал им, Навин, естественно, подумал, что ему необходима достоверная информация о ней; это было нужно для успешного хода битвы. Предстоявшее им теперь сражение должно было стать первым в долгой их чреде.
Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.