I. Родословия (главы 1−9)
В разделе «Цель написания книги и ее построение» (Вступление) сказано, что основной упор в 1 и 2-й Паралипоменон делается на династии Давида по линии Иуды и на линии Левия. Генеалогии (родословия), приводимые ниже, призваны показать, что Давид и Иуда были избраны Богом. И это их избранничество прослеживается «по нисходящей» вплоть до времени патриархов и даже до дней, предшествовавших им.
А. Генеалогии патриархов (глава 1)
При тщательном сравнении этого текста с «генеалогическими списками» в книге Бытие не обнаруживаются сколько-нибудь существенные различия. Автор или непосредственно цитирует из Бытия, или пользуется источниками, которые, в свою очередь, из него же исходили. Цели автора, однако, не совместимы с простым копированием текстов Бытия. Он подходит к ним выборочно, включая в свое повествование те народы, племена и отдельные личности, которые «имеют отношение» к его замыслу.
1. ГЕНЕАЛОГИЯ АДАМА (1:1−4)
1Пар 1:1−4. Приводимые тут имена основаны на Быт 5:3−32; они — «вехи» на «пути происхождения» человечества от первого человека, Адама, через Ноя и трех его сыновей. Они позволяют летописцу показать не только то, что избранный народ укоренен в Израиле и в роде Давидовом, но и то, как произошел он лишь от одного из трех сыновей Ноя — того, через которого предстояло прийти в мир благословению искупления, а именно через Сима.
2. ГЕНЕАЛОГИЯ ИАФЕТА (1:5−7)
1Пар 1:5−7. Обычно Иафет. при перечислении сыновей Ноя, стоит последним. Здесь перечисление внуков Ноя начинается с сыновей Иафета. Комментарии на Быт 10:2−4 помогут вам отождествить некоторые из этих, как и из следующих имен, с этническими и географическими названиями.
3. ГЕНЕАЛОГИЯ ХАМА (1:8−16)
1Пар 1:8−16. Этот «список» почти идентичен тому, что приведен в Быт 10:6−8, 13−18. Имеется даже краткое замечание относительно Нимрода (1Пар 1:10 сравните с Быт 10:8−12), что несомненно подтверждает сказанное выше: перед глазами летописца был свиток книги Бытие с приведенными в нем родословиями.
4. ГЕНЕАЛОГИЯ СИМА (1 17−27)
1Пар 1:17−23. Родословия сыновей Ноя завершаются таковым Сима, потому что оно имеет наибольшее значение с богословской точки зрения. Ибо семиты, или семиты это та ветвь на родословном древе Ноя, которая дала миру Авраама, Израиля, а, значит, и Давида. Приведенная здесь генеалогия Сима основана, в первой своей части, на Быт 10:22−29.
1Пар 1:24−27. Возвращаясь к родословию Сима, автор как бы подводит именам «краткий итог»; первые пять в нем (от Сима до Фалека, которые возглавляли пять следовавших друг за другом поколений) повторяются (сравните стихи 17−19); еще пять имен добавлено (от Рагава до Авраама; сравните Быт 11:18−26). Пусть не удивляет читателя, что автором опущены имена братьев Авраама — Нахора и Харана (которые находим в Быт 11:26). (Нахор, упоминаемый здесь в стихе 26, — дед Авраама, а не брат его.) Братья же Авраама не названы летописцем потому, что они стояли вне родословной линии от Адама до Давида.
5. ГЕНЕАЛОГИЯ АВРААМА (1:28−34)
1Пар 1:28−31. Этот раздел обращен к потомкам Авраама в соответствии с их материнской линией. Первыми названы сыновья Измаила, сына Агари (сравните Быт 25:12−16). Для автора Измаил представлял интерес в плане той исторической обстановки, в которой он (летописец) жил, — как основатель целого ряда племен измаилитов. конечный ряд которых образовали аравийские племена, или арабы (1Пар 27:30; 2Пар 17:11; 21:16; 22:1, 26:7; также Неем 2:19; 4:7; 6:1).
1Пар 1:32−33. После потомков Измаила (Агари) названы сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой; все они перечислены и в Быт 25:2−4. Любопытно, что летописец не назвал потомков Делана (указанных в Быт 25:36), может быть, потому, что географически «деданиты» были сильно отделены от Иуды (Иер 25:23).
1Пар 1:34. Наконец называется родословная ветвь Авраама, возникающая от Сарры, его жены, и продолжающаяся в Исааке; упомянуты оба его сына: Исав и Израиль (Иаков). Сразу после этого следуют их родословия — стихи 34−35 (линия Исава) и главы 2−7 (линия Иакова).
6. ГЕНЕАЛОГИЯ ИСАВА (1:35−54)
1Пар 1:35−42. Потомки Исава, осевшие в земле Едомской, на востоке и на юге от Мертвого моря (сравните Быт 36:8), так же, как в книге Бытие, перечислены в «два приема» — вначале названы сыновья Исава (1:35−37), а затем — «цари, царствовавшие в земле Едома» (стихи 43−54), с которыми сыновья Исава смешались.
В русском тексте, в 1:36, пропущена при перечислении Фимиа (или Фамна); о тех списках Библии, где она имеется, ее иногда принимают за сына Елифаза, но из еврейского текста следует, что это была женщина, и в Быт 36:12 именно о ней сказано как о наложнице Елифаза (ее дяди) и матери сына его, Амалика (в стихе 36 назван последним).
Из стиха 38 следует, что Фимиа (упомянутая в стихе 39) была дочерью Сеира, т. е. «праедомлянкой». Ее кровные родственники перечислены в стихах 38−42, и все это соответствует порядку перечисления в Быт 36:20−29. за исключением некоторых «разнописаний» в именах. Кроме того, жены Исава, названные в Быт 36, в 1Пар 1 не упомянуты. Причина этого неизвестна.
1Пар 1:43−54. Перечисление «едомских царей» идентично (если не считать незначительного «разнописания» имен) таковому в Быт 36:31−43. Эти цари остались бы вовсе не известны, если бы не тесные и весьма продолжительные связи между Едомом с одной стороны и Израилем и Иудой — с другой; именно по причине этих связей они не выпали из поля зрения летописца.
Толкование Далласской семинарии на первую книгу Паралипоменон, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.