2. ПОСЛЕДНЯЯ ОСАДА ИЕРУСАЛИМА (25:1−7)

4Цар 25:1−3. В январе 588 г. до Р. Х. (в десятый месяц девятого года правления Седекии; слово своего в русском тексте взято (ошибочно) из Септуагинты) Навуходоносор, возмущенный мятежом Седекии, снова пришел со всем войском своим к Иерусалиму и осадил его. На какое-то время осада была снята, когда вавилоняне узнали, что войско фараона Офры выступило из Египта (Иер 37:5), но затем, после того, как египтянам было нанесено поражение, осаду Иерусалима возобновили. По мере продолжения ее в городе усиливался голод.

4Цар 25:4−7. Наконец в стене сделан был пролом, и вавилоняне ворвались в Иерусалим. Это произошло 16 июля 586 г. до Р. Х., в четвертый месяц (Иер 39:2) одиннадцатого года правления Седекии (стихи 2−3). («Четвертый месяц» был месяцем Таммуз, почти соответствовавшим нашему июлю.) Остававшиеся в городе военные (24:16) бросились к воротам в той части Иерусалима, где стена его была двойной (подле царского сада). Вместе с ними, по направлению к долине Иордана (в тексте — к равнине), уходил царь.

Но Халдеи стояли вокруг города, они стали преследовать убегавших и настигли Седекию близ города Иерихона, после чего все войско его разбежалось. Царя отвели в Ривлу на сирийской реке Оронт, где стоял на своих «полевых квартирах» Навуходоносор. (Из некоторых источников известно, что вавилонский царь в это же время воевал против финикийского города Тира и осаждал другие города Иудеи.) В Ривле над мятежным Седекией был произведен суд. На глазах его были заколоты его сыновья, дабы не осталось у него наследников на троне, а сам Седекия был ослеплен, скован и отведен в Вавилон (Иер 32:4; 34:1−3; 39).

И. Иудея под вавилонским правлением (25:8−30)

1. СОЖЖЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (25:8−12)

4Цар 25:8−12. Примерно через четыре недели после взятия Иерусалима Навуходоносор послал начальника своей личной гвардии Навузардана предать город и все, что в нем, огню. Это было на седьмой день в пятый месяц девятнадцатого года царствования Навуходоносора (как подсчитано, 16 августа 586 г. до Р. Х.); правда, в Иер 52:12 читаем, что это произошло не на 7-ой, а на 10-ый день месяца (Аба) — толкование на этот стих.

Навузардан приказал своим воинам сжечь все дома большие (стих 9), т. е. все здания, имевшие хоть какое-нибудь значение. Были сожжены храм Соломона и царский дворец, простоявшие более 400 лет. Затем были разрушены стены вокруг Иерусалима, чтобы немногие оставшиеся в нем жители не могли вновь оказать сопротивление вавилонянам. Собственно, за исключением беднейшего люда, все иерусалимляне были Навузарданом выселены и уведены, главным образом в Вавилон. Кое-кто, как уже было сказано, оставлен был для обработки земли, чтобы, опустевшая, она не вовсе одичала.

2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА (25:13−17)

4Цар 25:13−17. Большие медные столбы и изготовленные из меди предметы обстановки храма и различные атрибуты его, употреблявшиеся при отправлении службы, вавилоняне разбили и изломали на части, чтобы легче было доставить медь в Вавилон. А небольшие предметы из меди, золота и серебра упаковали и отправили туда же.

В двух громадных столбах, высившихся при центральном входе в храм, в море и подставах было столько меди, что и вес ее трудно было определить (стих 16 сравните с 3Цар 7:15−22; Иер 52:20−23).

3. КАЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ, САНОВНИКОВ И ИМЕНИТЫХ ГРАЖДАН (25:18−21)

4Цар 25:18−21. Сераия первосвященник — был предшественником Ездры (Езд 7:1); он и другие священники были схвачены как потенциальные вожди нового мятежа. С той же целью арестовали и остальных перечисленных здесь сановников и видных граждан. Все 72 человека были казнены Навуходоносором в Ривле.

4. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ (25:22−26)

4Цар 25:22−24. Годолия был внуком Шафана, сановника царя Иосии и проводника его реформ (22:3). Благоразумный человек, он был другом пророка Иеремии (Иер 39:14), чей совет «не противиться халдеям», но подчиниться им, полностью принял. Зная о про-вавилонской позиции Годолии, Навуходоносор назначил его своим наместником в Иудее, поставив над оставшимся там населением.

Резиденция Годолии находилась в Массифе (километрах в тринадцати на север от Иерусалима), ибо Иерусалим лежал в развалинах. В Массифу к нему и явились избежавшие казни «начальники», настроенные про-египетски, и сочувствовавшие им. Годолия пытался убедить их остаться на земле и для своего же блага служить царю Вавилонскому.

4Цар 25:25−26. Однако какое-то время спустя некий Исмаил, в жилах которого текла царская кровь (вероятно, он сам хотел занять пост Годолии), составил против наместника заговор и злодейски умертвил его (Иер 41:2). Примечательно, что Годолия Исмаилу доверял и не принимал всерьез предупреждений о том, что тот замыслил его убить (Иер 40:13−16).

Вместе с Годолией были убиты и приближенные его, которые были с ним в Массифе в тот день. После чего многие иудеи, испугавшись обвинений и преследований со стороны Навуходоносора, бежали в Египет; вместе с собой они заставили уйти и пророка Иеремию (Иер 41:1 — 43:7), который, будучи прежде уведен в Вавилон, получил затем разрешение вернуться домой.

5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЕХОНИИ (25:27−30)

4Цар 25:27−30. Двенадцатый месяц тридцать седьмого года пребывания царя Иехонии в вавилонском плену (24:15) приходился на март 560 г. до Р. Х. Иехония был уведен в Вавилон в 597 г. Двумя годами ранее, в 562 году, халдеями стал править новый царь — Евилмеродах, остававшийся на троне недолго (562−560 г. до Р. Х.); таблицу «Цари Ново-Вавилонской империи» во «Вступлении к книге Даниила». Он-то, сразу по своем воцарении, и изменил обращение с царем Иудеи: к нему перестали относиться как к преступнику, но удостоили привилегий, соответствовавших его сану.

В стихе 28 образно говорится о том, что дружелюбие нового правителя Вавилона к Иехонии было большим, чем к кому-либо из других царей, которых, как и его, насильно удерживали в Вавилоне. Может быть, эта перемена явилась результатом покаяния Иехонии перед Господом, но в тексте об этом не говорится. До конца своих дней Иехония пользовался относительной свободой, имел содержание от Евилмеродаха и питался от стола его (сравните Иер 52:31−34).

Мажорная нота явно и неоднократно звучащая в 3 и 4 книгах Царств, теперь 4 книгу Царств завершает, снова напоминая о милосердии Господа. Она звучит и в напоминание о том, что династия Давида, которая, по обетованию Божьему, всегда будет вести Его народ (2Цар 7:16), не иссякает. Вот, изменилось в благоприятную сторону отношение вавилонского царя к царю иудейскому. Это ознаменовало начало более благоприятной политики по отношению к сынам Израилевым в целом: им предстояло обрести большую свободу. А когда персидский царь Кир нанесет Вавилону поражение, евреям позволено будет вернуться в свою землю (Езд 1:1−4).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 25 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.