4Цар 17:1−2. Осия, умертвивший Факея (15:30), стал царем Израиля в 732 г. до Р. Х., на двенадцатом году правления Ахаза в Иудее. Из этого следует, что Ахаз действительно стал править (вместе с отцом, Иоафамом) в 744 г. до Р. Х. (толкование на 16:1−2а); в общей сложности он был «сорегентом» при Иоафаме 13 лет (744−732 г. до Р. Х.) и шестнадцать лет правил единовластно (732−715 г. до Р. Х.). Осия свое девятилетнее правление начал «в двадцатый год Иоафама» (15:30), царя иудейского, т. е. в 732 г. до Р. Х.

Видимо, не случайно «грехи Иеровоама» в связи с Осией не упоминаются. Благочестивым царем Осия не был, но, согласно раввинским преданиям, он разрешал израильтянам ходить в Иерусалим, чтобы поклоняться Господу, т. е. не настаивал на поклонении их золотым тельцам в Дане и Вефиле.

4Цар 17:3−6. Тиглат-Палассара III сменил на ассирийском троне его сын Салманассар V (727−722 гг. до Р. Х.). Вероятно, Осия решил воспользоваться этим и ослабить свою зависимость от Ассирии. Он попробовал наладить союзнические отношения с фараоном Египта Сигором (по другим источникам Осорконом IV, или Сабаконом; видимо, под всеми тремя именами подразумевается один и тот же фараон, правивший примерно в 727−716 г. до Р. Х.). Салманассару Осия перестал платить дань ежегодно, как это было при Тиглат-Палассаре. Все это побудило царя Ассирийского пойти на Израиль войною и осадить Самарию.

Искать поддержки в Египте было со стороны Осин неразумно — фараон не мог ему помочь, да и не стал бы портить отношения с могущественной Ассирией из-за Израильского царства. Узнав об измене Осии, Салманассар взял его и заключил в тюрьму. А затем пошел на всю землю, т. е. овладел всей остававшейся еще свободной от ассирийцев территорией Северного царства (Галилея и Трансиордания, т. е. северная и западная части его, были опустошены еще Тиглат-Палассаром; 15:29).

Три года длилась осада расположенной в горах и труднодоступной Самарии; она пала на девятом году правления Осии (722 г до Р. Х.), после чего Израильтяне были переселены в разные области и города Ассирийской империи. Халах — область, лежавшая севернее Ниневии и на юг от озера Ван; Гозан был городом, а не рекой, а вот Хавор, или Хабор, — название реки, впадающей в Евфрат (на Хаворе и стоял Гозан; очевидно, евреи были рассеяны по берегам обеих рек); местом обитания израильтян стали и города Индийские — на северо-востоке от Ниневии.

X. Пленение Израиля (17:7−41)

Так, по прошествии двух веков Северное (Израильское) царство прекратило свое существование (931−722 г. до Р. Х.). Семь из двадцати его царей погибли насильственной смертью. И все они были нечестивцами, подлежавшими Божьему осуждению.

1. ПРИЧИНЫ ПЛЕНЕНИЯ ИЗРАИЛЯ (17:7−23)

4Цар 17:7−13. Окончательное поражение и выселение Израиля в чужие земли произошло потому, что народ и его цари не переставали грешить пред Господом, Богом своим. И это было тем более непростительно, что Господь чудесным образом освободил этот народ из египетского рабства. И нет ли иронической ноты в том, что последний царь Осия искал помощи именно у Египта (стих 4), откуда за 724 года до того (в 1446 г до Р. Х.) Бог вывел евреев, чтобы взять их под Свое покровительство!

Сыны Израилевы не вовсе оставили Господа, но, наряду с Ним, они поклонялись и «богам иным», служили идолам (стих 13; сравните Исх 20:3). Они постоянно вступали в разного рода компромиссы со своими соседями-язычниками и поступали по обычаям тех народов, которых прогнал Господь от лица их; простые люди следовали при этом порочному примеру своих царей, неверных Господу (особую роль в духовном падении израильского народа сыграл Иеровоам I, который ввел в стране крепко укоренившийся культ золотых тельцов; 3Цар 12:28−30). Из того, как передан стих 8 на английском языке, следует, что дела неугодные Господу сыны Израилевы (стих 9) делали втайне, но тайное их было явно для Него.

По всей земле и во всех городах построены были высоты (выражение от сторожевой башни до укрепленного города означает «повсеместно»; сравните 18:8) для богопоклонения, хотя Господь ясно выразил народу Свою волю на этот счет, волю, направленную на его же благо (Втор 12:2−7, 13−14). Более того: израильтяне поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом (стих 10; сравните 18:4).

И стали там совершать курения в надежде расположить к себе богов тех народов, которые населяли эту землю прежде и которых изгнал от них Господь. Поклоняясь идолам, евреи делали худые дела, постоянно навлекая на себя гнев Господа (13:3; 17:17). Но не тотчас настигала их кара Божия, ибо Он периодически и неоднократно предостерегал и Израиля и Иуду через пророков своих и через тех, кому дал прозревать будущее; через этих избранных Им людей Бог напоминал народу о том, что ему следовало помнить и знать, имея заповеди Его (стихи 12−13).

4Цар 17:14−15. Но сыны Израилевы не слушали Божьих посланцев, являя в своем непослушании поразительное упорство (ожесточили выю свою), и в этом отношении были подобны отцам своим, т. е. тем своим предшественникам, которые жили в неразделенном еще царстве. Причина трагедии народа коренилась в недостаточности его веры в Иегову, Бога своего. Потому и пренебрегали они повелениями Его и заветом, который Он заключил с отцами их, и откровения Его и предостережения как бы проходили мимо них. Впрочем, они, как уже говорилось, не полностью отреклись от Господа, однако, постоянно искали «поддержки» и у чужих богов (сравните стих 12).

Суетными, т. е. тщетными, были эти искания и надежды.

4Цар 17:16−17. В нарушение заповедей Господних были, по приказанию Иеровоама I, отлиты два золотых тельца, которым жители Израиля поклонялись в Дане и Вефиле (3Цар 12:28−29; сравните Втор 4:15−18). В столице, Самарии, местом языческого поклонения была «священная роща» (дубрава) Астарты (13:6). Широкое распространение получили культ поклонения звездам (всему воинству небесному: 21 23:4−5; сравните Втор 4:19) И Ваалу, ближневосточному божеству плодородия, служили сыны Израилевы.

И во всем следуя примеру своего языческого окружения, совершали грех человеческих жертвоприношений, особо отвратительных в глазах Иеговы: проводили сыновей своих и дочерей через огонь, т. е. приносили их во всесожжение идолам (16:3; сравните Втор 18:10). Колдовство и гадания всякого рода, посредниками в которых являются духи зла, вошли у них в повседневную практику (Втор 18:10−11). Из всего этого видно, как далеко отошли евреи 9−8 веков до Р. Х. от заповеданного им Богом через Моисея.

4Цар 17:18−20. И тогда Господь отверг Израильтян от лица Своего, другими словами, изгнал их из Своего присутствия, т. е. из земли, где Он обещал пребывать с ними (сравните стих 23). Переселение их ассирийцами было одним из судов Божьих; Бог предупреждал Свой народ, что кара эта настигнет его в случае упорного ослушания (Втор 28:45−48). Осталось в обетованной земле лишь колено Иудино (стих 18). Хотя часть Южного царства составляло и колено Вениаминово, оно, по малому своему размеру, чаще всего не упоминается, наряду с Иудой.

Однако и Иуда не соблюдал заповедей Господа и поступал по обычаям Израильтян. По этой причине Бог покарал и Южное царство. Он подвергал иудеев многим бедствиям от рук народов, окружавших их, а в конце-концов и их обрек на изгнание. (Сказанное в стихах 18−20 — авторская вставка, сделанная после того, как Иуда тоже был уведен в плен.)

4Цар 17:21−23. Израиль был отторгнут Богом от Иуды, т. е. от дома (династии) Давида, за грехи царя Соломона (3Цар 11:9−13), в дни сына его Ровоама. И сделали израильтяне царем своим Иеровоама I, который увел и все далее уводил народ от Господа, ибо вовлек его в великий грех поклонения золотым тельцам (4Цар 17:16). Эта форма поклонения Иегове, неугодная Ему, пустила столь глубокие корни в Израиле, что держалась в веках, доколе Господь не изгнал израильтян из земли обетованной.

Итак, по причинам упорного идолопоклонства, постоянного неповиновения Иегове, человеческих жертвоприношений, поклонения звездам и увлечения черной магией Израиль был переселен в Ассирию, где оставался и в те дни, когда писалась 4 книга Царств.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЛЕНЕНИЯ (17:24−41)

а. Непосредственные результаты его (17:24−33)

4Цар 17:24. Царь Ассирийский здесь — это, по всей вероятности, Саргон II (722−705 г. до Р. Х.). Салманассар V умер во время осады Самарии или вскоре после того.

Постоянной политикой Ассирии в отношении побежденных народов было изгнание или переселение их (точнее, переселение всех сколько-нибудь именитых и имевших то или иное значение жителей покоренных земель и городов) и поселение на их месте других ассирийских подданных. В данном случае Саргон перевел на земли Израиля людей из Вавилова Кути (последняя находилась на северо-восток от города Вавилона, на территории современного Ирака), Аввы (город, находившийся вблизи р. Хабор; стих 6 и толкование на него), Емафа (города нар. Оронт, в Сирии) и Сепарваима (тоже, по-видимому, сирийского города); переселенцы стали жить в Самарии и окрестных городах. Так Самария, столица Израиля, и прилегающие к ней земли, образовали еще одну ассирийскую провинцию. Следует заметить, что подобные выселения из Израиля и заселения его новыми жителями происходили неоднократно, при нескольких ассирийских царях.

4Цар 17:25−28. Бедствием для новых поселенцев на земле Израиля стали львы, которых, сказано, Господь посылал на них, потому что они не чтили Его. Львы и раньше водились в этих местах в немалом числе, и порой они становились орудием наказания в руках Божьих (3Цар 13:23−26; 20:36), но в процессе сокращения населения их поголовье, очевидно, множилось, и случаи умерщвления ими людей учащались. В глазах язычников-ассирийцев это было наказанием местного божества, которое им следовало умилостивить.

Не зная, как это сделать, они обратились за помощью к царю. И повелел царь Ассирийский возвратить в Израиль одного из священников Бога той земли, чтобы он научил новых ее жителей закону Иеговы и поклонению Ему. Судя по тому, что возвратившийся из Ассирии священник поселился в Вефиле, он, скорее всего, был одним из служителей культа тельцов.

4Цар 17:29−33. Каждая из перечисленных тут этнических групп поклонялась своим идолам, которых новые поселенцы установили в капищах высот, во множестве оставшихся от израильтян. Мало что известно об этих языческих богах; полагают, что Нергал был вавилонским богом подземного царства. Упоминается языческая практика человеческих жертвоприношений. Характерно, что исповедовавшие многобожие новые жители Самарии без колебаний присоединили к пантеону своих богов и Иегову.

Не имея особой священнической касты, подобной левитам у евреев, они стали назначать для служения Господу священников из среды своей. Автор подчеркивает то обстоятельство (дважды упоминая о нем в стихе 32 и 33), что они чтили и Господа, наряду с собственными богами. Между тем, подобный синкретизм был Иеговой запрещен (Исх 20:3).

Из 4Цар 17:24−33 можно понять происхождение самарян как особой этнической группы. Они возникли от смешения израильтян с представителями различных народов древнего Востока; по этой причине чистокровные евреи презирали самарян (Ин 4:9). И все-таки они-то и являлись действительными потомками тех израильтян, что оставались еще в земле обетованной (не все они были уведены в Ассирию).

б. Последствия совершившегося в долгосрочном плане (17:34−41)

4Цар 17:34−41. До сего дня (стих 41), т. е. до дней, когда создавалась 4-й Царств, и столетия спустя самаряне держались своих обычаев. Они не боятся Господа, пишет автор, и это не противоречит сказанному им в стихах 32−33, потому что слово «чтили» не употреблено в них в значении поклонения с любовью, от сердца; ибо тому образу служения Иегове, которое было Им заповедано, самаряне не следовали. И законом, который Он дал сынам Иакова, не руководствовались. Между тем, Иаков получил от Бога новое имя — Израиль, в ознаменование того, что ему и его потомкам предстояло сделаться особым народом в мире. Эта-та «особость», постоянно нарушавшаяся евреями, самарянами и вовсе была отвергнута. О ней нарочито напоминается в стихах 35−39 посредством свободного цитирования нескольких положений Моисеева закона (сравните Исх 6:6; 20:4−5, 23; Втор 4:23, 34; 5:6, 15, 32; 6:12; 7:11, 25 и т. д.). Подчеркнуто звучат слова стих 40. Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям, т. е. в сменявших друг друга поколениях продолжали поклоняться и Господу и многочисленным языческим божествам.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на четвертую книгу Царств, 17 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.